Что мешает арабским инвестициям в Украину — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Что мешает арабским инвестициям в Украину

Казна и Политика
1017
Последние две недели можно смело назвать неделями Ближнего Востока в Киеве. Всего в течение полмесяца украинский премьер Николай Азаров посетил Ливию и Египет, проведя там переговоры с местными бизнесменами, его шеф Виктор Янукович в Киеве встречался поочередно с гостями из Объединенных Арабских Эмиратов, Ливана, а в прошлую пятницу украинскую столицу посетил президент Сирии Башар Асад. Наконец, 27-28 ноября в Киеве состоялся Арабский инвестиционный саммит.
Во время всех этих встреч украинский премьер и президент пытались договориться с Ближним Востоком об активизации торгового сотрудничества, сказали много красивых слов о потенциале отношений с арабским миром, предложили инвестировать в нашу страну. Правда, примерно такой же бум наблюдался и год назад, но тогда прорыва в отношениях с арабскими странами так и не произошло. Шансы на то, что повторный запуск будет успешным, также не велики.
Повод проигнорировать
Триумфом "арабских недель" в Украине должно было стать подписание соглашения Сирии и Украины о создании зоны свободной торговли. О снятии торговых барьеров между государствами еще в начале ноября премьер-министр Николай Азаров договаривался с министром финансов Сирии Мухаммедом Хусейном. Торговая политика - конек Азарова в отношениях между странами. В Ливии, Египте, в разговоре с представителями Ливана и Сирии он говорил в основном о торговле и покупке арабскими государствами продукции украинской аграрной отрасли и машиностроения.
Но Украина интересна арабскому бизнесу не одной лишь торговлей. Наравне с Китаем сегодня арабские гстраны имеют достаточно ресурсов и желания активно инвестировать за рубеж. В нашей стране уже присутствуют две компании из Кувейта (Kuwait Energy и Global Investment House), несколько ливийских компаний и представители саудовского бизнеса. Но несмотря на живой интерес, крупные арабские корпорации пока на отечественный рынок практически не заходят, а приглашения для арабского бизнеса от украинской стороны звучат невнятно и тихо. Да и те, что звучат из уст премьера и президента, касаются в основном инвестиций в гостиничный бизнес (в рамках подготовки Украины к Евро 2012) и сельское хозяйство.
Предложение оформлено, в принципе, по адресу. В большинстве арабских государств туристический сектор - один из ключевых в экономике, инвестировать в него и в строительство гостиниц арабы берутся легко. Ставка на аграрный сектор также верна. Испытывая постоянную нехватку воды, многие государства Ближнего Востока посчитали, что им легче закупать сельскохозяйственную продукцию и вкладывать в сельхозактивы за рубежом.
В Катаре специально для приобретения и создания аграрных производств по всему миру в 2008 году даже был создан специальный инвестиционный фонд Hassad Food. Но в Украине ни главе этого фонда Насеру Мохаммеду ан-Найри, ни другим его коллегам из арабского мира делать пока практически нечего.
Первая причина - отсутствие рынка земли. "В Украине сложно инвестировать непосредственно в сельскохозяйственное производство. Сложно найти большие участки земли, которая бы принадлежала одному владельцу или компании - земля принадлежит большому количеству мелких владельцев", - рассказывал доктор Абдулла А. Аль-Обейд, замминистра сельского хозяйства Саудовской Аравии.
Арабские предприниматели готовы активно инвестировать в аграрный сектор, но они предпочитают заключать контракты на долгосрочную (до 50 лет) аренду больших площадей, а еще лучше - покупать землю, что может полностью защитить их инвестиции. В июле 2010 года замглавы Администрации президента Ирина Акимова обещала, что мораторий на продажу сельхозземель будет снят уже в начале 2012 года, но это решение не находит поддержки во всем правительстве - а значит, может быть вновь отложено.
Впрочем, отсутствие рынка земли - лишь одна из причин, почему бизнес с аравийского полуострова не торопится в Украину. Ключевыми инвесторами в богатых нефтью странах Персидского залива - Кувейте, Катаре, ОАЭ, Бахрейне и частично Саудовской Аравии - является крупный бизнес (даже в Ливии ключевым инвестором является государство). Этому бизнесу нужно предлагать конкретные крупные инвестиционные проекты с детальными бизнес-планами, объяснил Абултеф Нидаль, пресс-секретарь посольства Кувейта в Украине, в кулуарах форума "Ближний Восток-СНГ", состоявшегося в конце ноября. Но от украинского правительства пока звучат лишь традиционные призывы без указания конкретных проектов.
Между тем отечественный бизнес взял инициативу в свои руки. В апреле 2010 года группа украинских бизнесменов отправилась в ОАЭ презентовать свои инвестпроекты крупным инвесторам из стран Персидского залива. Параллельно свою работу начал деловой центр "Украина - Ближний Восток", который публикует инвестиционные предложения. Теперь для успеха этого мероприятия не хватает одной детали: договоренности об инвестициях на высшем уровне.
Чтобы инвесторы из арабских стран воспринимали нашу страну всерьез, украинские президент и премьер должны установить личные тесные контакты с руководством данных государств и предоставить госгарантии их крупнейшим инвесторам. Но если с руководителями Ливии Николай Азаров, кажется, уже нашел общий язык, подобные отношения с властями стран Персидского залива ни у него, ни у президента еще не налажены. Первый шаг, правда, уже сделан: в конце ноября впервые с момента установления дипломатических отношений в Украине побывал член правящей семьи Объединенных Арабских Эмиратов.
Шейх Хамед бин Заида Аль Нагаян, младший брат действующего президента ОАЭ шейха Халифы бин Заеда Аль Нагаяна и директор Abu Dhabi Investment Authority, посетил Киев с целью знакомства с Виктором Януковичем. Между тем его брат и президент ОАЭ регулярно посещает другие страны СНГ, прежде всего Казахстан и Туркменистан, привозя с собой миллиардные инвестиции.
Кстати, Abu Dhabi Investment Authority, которым управляет шейх Хамед бин Заида Аль Нагаян, является крупнейшим в мире инвестиционным фондом, активы которого достигают $627 млрд. В целом же суммарные активы пяти крупнейших суверенных фондов благосостояния арабских государств составляют $1,4 трлн. - в 12 раз больше, чем ВВП Украины в 2009 году. Но пока у нас работает лишь ливийский фонд Libyan Investment Authority.
Под его управлением находятся $70 млрд., но официальный объем инвестиций в Украине, по словам собеседника в посольстве нашей страны в Ливии, составляет всего $100 тыс. (хотя, заметил собеседник, реальный объем инвестиций куда больше, а основной сферой вложений является строительство отелей в рамках подготовки Украины к Евро-2012). Другие инвестиционные фонды в Украину пока не приходят.
На вопрос почему, Абултеф Нидаль из Кувейта лишь пожимает плечами - приходу инвесторов мешает отсутствие в нашей стране законодательных гарантий для них и плохая налоговая система.
"Мы предлагаем египетскому бизнесу вкладывать деньги в Украину. Такого низкого налогообложения вы в Европе не найдете нигде", - заявил премьер-министр Николай Азаров в конце ноября в Египте во время украинско-египетского бизнес-форума.
Он, видимо, пошутил: на сегодняшний день именно отечественная налоговая система является одной из ключевых причин, почему с точки зрения активности арабского бизнеса Украина среди других стран СНГ уступает России, Казахстану и Беларуси (хотя во времена СССР была второй после РФ по масштабам сотрудничества с Ближним Востоком). Налоговый кодекс улучшает условия для работы крупного бизнеса в вашей стране, подчеркнул Нидаль, но не иностранного бизнеса.
Виктор Щелкунов, президент Украинского национального комитета Международной торговой палаты, активно участвующий в диалоге с представителями ближневосточного бизнеса, советует не забывать, что арабский мир - это не только ОАЭ и Саудовская Аравия.
"Это также Марокко, Сирия, Оман и другие страны, которые может и не столь богаты, но и не так прихотливы, - говорит Щелкунов.- Мы участвовали в проработке проекта по созданию консорциума по производству удобрений в составе "Сумыхимпрома" с нашей стороны и марроканских государственных горнодобывающих предприятий, причем одним из вариантов рассматривалось не только инвестирование в Украину, но и обмен акциями. Марокканцы получили бы дешевые удобрения, а мы - сырье". Но интерес этих государств к Украине наталкивается на ту же проблему, что и интерес богатых нефтедолларами стран.
"Инвесторов пугает нестабильность, причем речь идет уже скорее не о политике, а об изменчивости правовых норм и двузначности их толкования, - объяснчет Щелкунов. - Прогрессивные арабские страны, например ОАЭ, знают о происходящем у нас в деталях".
Впрочем, Казахстану взобраться на второе место в региональных предпочтениях арабских инвесторов помог еще один немаловажный фактор, которого в Украине до сих пор нет. В марте 2010 года здесь открылся Исламский банк Al Hilal. Наличие такого финучреждения позволяет арабским предпринимателям вести бизнес в любой стране, ведь оно обеспечивает им возможность работать, не нарушая норм шариата. В Украине также собирались обратиться к исламскому банкингу в надежде завлечь в страну арабские инвестиции.
Год назад, к примеру, Фортуна-банк заявил, что уже в 2010 году создаст первые в стране продукты, соответствующие канонам ислама. 2010 год уходит, но обещания так и остались обещаниями. Ведь чтобы создать в Украине условия для работы арабов, необходимо внести изменения в целый ряд законов, которые позволили бы им делать бизнес в Украине по нормам шариата. Насколько в нашей стране такое возможно в целом - отдельный вопрос.
Все эти факторы привели к тому, что, несмотря на живой интерес к Украине со стороны ближневосточных стран, реальные инвестиции из них так до сих пор и не поступают (а на различных украинско-арабских форумах Ближний Восток представляют в основном лишь посредники). И, с учетом трудоемкости избавления от этих факторов, в ближайшем будущем и не поступят.
Дария Рябкова
По материалам:
Інвестгазета
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас