Один на всех — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Один на всех

521
На воплощении идеи создания муниципального такси в Киеве городские власти могут зарабатывать более полумиллиарда гривен в год.
"Вы понимаете, чем это все закончится?" - вопросом на мой вопрос отвечает таксист службы "Панда" Вячеслав Дмитриевич. По его реакции становится понятно, как болезненно восприняли участники рынка сообщение о намерении властей создать в Киеве муниципальное такси. Мой собеседник считает, что такие меры киевских чиновников не просто ставят под вопрос дальнейшее существование служб такси, но и закрывают доступ других игроков на рынок и загоняют его в тень.
Нынешним летом были приняты два важных для такси решения. Во-первых, "навести порядок" в этой сфере обслуживания, во-вторых, создать муниципальные такси в городах, которые принимают Евро-2012. Вследствие протестов таксистов этот закон был переписан при участии представителей таксистских организаций, а проект муниципального такси сокращен до границ направления Киев - Борисполь.
В настоящее время разрабатывается "Закон Украины об изменениях в некоторые законы Украины по урегулированию транспортных проблем к Евро-2012", цель которого – урегулировать рынок. С помощью этого документа планируется вывести с рынка посредников, арендующих автомобили у физлиц или вовсе не имеющих автопарка, и придать службам более цивилизованный вид. Окончательный вариант этого закона его разработчики предполагают представить в 20-х числах декабря.
Такси в Борисполь
Надеясь упорядочить рынок и пополнить казну столицы, власти несколько раз начинали диалог о создании муниципального такси. Впервые эту идею год назад озвучил бывший мэр Киева Леонид Черновецкий. Тогда такси планировалось запустить ко Дню Киева, но идея так и не была воплощена в жизнь. В этом году размах стал еще шире – о намерении создать муниципальное такси наподобие лондонских кэбов в городах, принимающих Евро-2012, заявил в начале лета вице-премьер-министр Борис Колесников.
Единственным следствием этих заявлений стала позиция Минтранссвязи, согласно которой маршрут Киев - Борисполь будет иметь право обслуживать единственный оператор, выбранный на тендерной основе. Ему же будет принадлежать стоянка такси возле аэропорта. Что не вызывает удивления, поскольку рыночный объем этого направления довольно большой.
Согласно данным аэропорта "Борисполь", за 2010 год его услугами воспользовались около 5,7 млн. человек. Вместе с тем пассажиропоток через "Борисполь" ежегодно увеличивается и к 2012 году, по прогнозам Минтранссвязи, достигнет 13 млн. человек в год. Единственный общественный транспорт, который совершает беспересадочные рейсы в "Борисполь" - это автобусы "Полет", максимальный пассажиропоток которых за год достигает 600 тыс. пассажиров.
Таким образом, потенциальный объем рынка перевозок такси на этом направлении на сегодня превышает 5 млн. человек в год и, судя по всему, в последующие два года удвоится. Таким образом, годовой оборот на этом направлении составляет около 650 млн. грн.
Министерские чиновники также заявляют, что единственный оператор такси на этом участке, которому будут предъявлены жесткие требования по состоянию автопарка и квалификации работников, будет не только приносить прибыль государству, но и способствовать европейскому имиджу Киева и поможет унифицировать тариф. У представителей служб такси такой шаг вызывает смешанную реакцию. По мнению Анатолия Галазнюка, главы "Всеукраинской ассоциации самозанятых перевозчиков" и владельца ТМ "Таксопорт", "желание Минтранссвязи создать единого оператора такси на направлении Киев-Борисполь понятно, однако юридически необоснованно. Ведь действующее законодательство не предусматривает запрета перевозить пассажиров на такси в любом направлении любому субъекту-лицензиату".
По его словам, можно выделить отдельную стоянку некоему одному субъекту поближе к аэропорту и сделать ее единственной, физически удалив всех других конкурентов на значительное расстояние. Но такой субъект должен быть реальным автопарком с персоналом наемных водителей (а таких в Киеве, похоже, не осталось). А в аэропорту должен быть регулятор, который захочет справиться с работающими там частными перевозчиками и структурами, которые их контролируют.
"На сегодняшний день ни первое, ни второе не выглядит реальным", - заключает г-н Галазнюк.
С другой стороны, большинство крупных операторов готовы принять участие в тендере, если он состоится. В службе "Альфа-такси" заметили, что принятие Минтранссвязи решения остановиться только одном перевозчике на бориспольском направлении уничтожит конкуренцию, а соответственно, и справедливые цены.
"Также неясно, по какому принципу будет выбираться перевозчик. Но в случае если тендер состоится, наша компания, безусловно, будет принимать в нем участи", - отмечает администратор "Альфа-такси" Олег Зиньковский.
К тому же не следует забывать, что до 2012 года к аэропорту должна быть проложена железная дорога. Пригородный поезд на этом направлении способен вместить весь сегодняшний пассажиропоток, делая семь рейсов в день. Вследствие этого муниципальное такси изначально испытывает серьезную конкуренцию, поэтому и возникают сомнения в его необходимости.
Примеров успешного функционирования муниципальных такси в мире несколько, но наиболее показательным является такси в Лондоне. Единым оператором такси является знаменитый black cab (черный кэб), который находится в муниципальном владении. И хотя эта служба – не единственная в британской столице, ее машины обладают дополнительными преимуществами.
Александр Кашко
По материалам:
Інвестгазета
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас