Реформы оторвались от графика — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Реформы оторвались от графика

Энергетика
749
Под угрозой невыполнения оказывается раздел "Реформа электроэнергетики" в программе экономических реформ на 2010-14 гг., утвержденной президентом Виктором Януковичем в июне этого года. В частности, согласно президентской программе, до конца 2014 г. планируется завершить переход от ныне действующей в отечественном энергорынке модели единого оптового покупателя к модели двухсторонних договоров с балансирующим рынком, по которой работают европейские страны.
"Процессом обсуждения реформы все сыты по горло, на что впустую ушло десять лет. Обществу нужен результат. Однако со стороны власти не видно ни воли, ни желания начинать что-либо делать, и конца этому положению дел не видно. Если ничего не изменить, к реформе энергорынка в лучшем случае приступят в 2012 г. Это что же, у нас только к 2016 г. рынок будет?" - сказал "і" президент Энергетической ассоциации Украины Василий Котко. О том, что практическая реализация программы внедрения конкурентного энергорынка в стране в 2010 г. фактически находится в замороженном состоянии, "ЭИ" также подтвердили представители компаний-консультантов проекта.
По словам господина Котко, на протяжении нынешнего года правительством ничего не сделано для продвижения в Верховной Раде соответствующего закона о рынке электроэнергии в Украине, после утверждения которого понадобится принять еще десятки подзаконных нормативных актов, без которых реформа не состоится. Для обсуждения, доработки и принятия каждого из этих актов понадобится срок от полгода до года, что способно сорвать план-график президентского документа в части электроэнергетики.
Кроме того, для возможности реформирования украинского энергорынка необходимо в рамках программы Януковича осуществить ряд отраслевых структурных реформ. Речь идет о ликвидации перекрестного субсидирования в рынке между потребителями и о повышении цены киловатт-часа для населения до экономически обоснованного уровня, а также о ликвидации так называемого единого двухставочного тарифа на электричество для промышленных потребителей.
Решение о введении в Украине единых тарифов для промпотребителей было принято в 2005 г. в бытность пребывания в должности министра топлива и энергетики Ивана Плачкова. Суть идеи заключается в тотальном перекрестном субсидировании между различными категориями потребителей и регионами страны, когда крупные предприятия дотируют средние и мелкие, а индустриальные области выступают донорами аграрных регионов.
Этот проект здравомыслящие эксперты изначально назвали популистским, так как единые тарифы вводили ложные ценовые ориентиры для инвесторов и потребителей и искажали суть рыночного ценообразования в будущем конкурентном энергорынке, согласно которой цена товара должна отвечать его фактической стоимости.
Процесс перехода к единым тарифам занял порядка двух лет, что говорит о том, что отменить их в одномоментном режиме тоже вряд ли удастся. По мнению специалистов, отказ от тарифной уравниловки для промышленников следует осуществить параллельно с повышением расценок на электроэнергию для населения, чем правительство намерено заняться в 2011 г.
Следующими ключевыми реформами, без проведения которых невозможно внедрить полноценный конкурентный энергорынок, являются завершение приватизации тепловых генерирующих компаний, разрешение проблемы миллиардных энергетических долгов, а также утверждение на законодательном уровне независимого статуса НКРЭ.
Как сообщил президент Энергетической ассоциации Украины, лично он на вчерашнем заседании межведомственной комиссии по энергобезопасности при СНБО потребовал вынести проблему проволочки и затягивания энергетической реформы на заседание Совета нацбезопасности.
"Уверен, что нынешний СНБО совершенно не тот, который был раньше. Решения Совета будут услышаны в команде президента и будут выполняться на 95%",- считает эксперт.
Как должен выглядеть энергорынок
Модель единого покупателя или пула, действующая в украинской энергетике, считается в мировой классификации энергорынков временно оправданной, но в целом неэффективной. К числу ее наиболее видимых недостатков относятся: фактически полная монополизация государством денежных потоков оптового рынка, высокий уровень политической и административной зависимости отрасли, частое применение практики ручного управления отраслевыми средствами, а также зачастую неэффективное использование правительством инвестиционных надбавок к оптовому тарифу.
Более типичной для рыночной экономики является модель двухсторонних контрактов балансирующим рынком, которая практически полностью внедрена не только во всех европейских странах, но и в России и в Казахстане.
Двухсторонние контракты - это прямые договоры между производителями электроэнергии и ее поставщиками или непосредственными потребителями. Украинское правительство окончательно осознало необходимость перехода к конкурентной модели рынка электроэнергии еще в 2001 г., когда была публично представлена Концепция функционирования и развития оптового рынка электроэнергии в Украине, утвержденная Кабмином в 2002 г.
Однако сроки внедрения двухсторонних контрактов, означенные в Концепции, были сорваны в силу как объективных, так и субъективных причин. Работа над реформой возобновилась с помощью средств Всемирного банка только в 2007 г. Предполагалось, что рынок двухсторонних договоров будет внедряться в четыре этапа на протяжении 2009-14 гг. параллельным функционированием действующей модели единого покупателя. Однако вторая попытка начать реформу также закончилась безрезультатно. На очереди - третий подход.
Олег Кильницкий
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас