Начало большого пути — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Начало большого пути

Казна и Политика
2520
Разгон второго Майдана сразу же после принятия Налогового кодекса с сохранением старого варианта упрощенной системы стал символом персональной политики главы государства - политики кнута и пряника.
Скорее всего, идея поступить именно так созрела у Виктора Федоровича сразу же после того, как предпринимательские бунты оформились в реальный протест. Теперь считается, что народ обязан запомнить как проявление монаршей милости, так и строгости. Отныне, по идее, для успешности политики "разводящего над схваткой" нужно демонстрировать подобную политику регулярно. Однако предстоящие поводы для ее применения чреваты лишь постоянным ухудшением имиджа власти, и, в том числе, самого Януковича.
Рубикон Януковича
Двойственную политику главы государства - вначале выполнить почти все требования митингующих, а потом их разогнать - на самом деле, может одобрить только небольшая часть страны. Одни считают, что сама уступка мятежной буржуазии выглядит отступлением от имиджа "железного хозяина", а разгон нужно было производить сразу и немедленно. Для других факт разгона - доказательство того, что Янукович не изменился и не изменится, и что он - автократ с замашками диктатора, и в придачу, - хитрый и опасный манипулятор. Третьи резонно отмечают неразумность разгона акции сразу после сделанных уступок - мол, Майдан и так уже умирал в агонии, лишившись базового стержня для своего продолжения и погрязая в противостоянии между лидерами.
И только для тех, кто всерьез верил в мудрость верховного вождя и одновременно испытывал ностальгию по образу сильной руки, действия президента могут показаться правильными. К числу таковых относится как раз существенная часть мелкой и средней буржуазии украинского юго-востока, для которых Виктор Федорович остается "своим", и которые могли разувериться в нем только в случае отсутствия каких-либо уступок.
Как видим, Янукович по-прежнему бережет и окучивает свой электоральный заповедник, считая, что сохранять имидж и позиции нужно именно там. Бунтарские настроения, охватившие юго-восток, стали для него самым неприятным явлением последнего времени. Обвинить донецких, одесских и крымских предпринимателей в том, что они являются оплаченными агентами Тимошенко - означало оскорбить их и сделать своими врагами. Если бы бастовали только запад и центр страны, тогда позиция и политика Януковича была бы более жесткой. Но когда восстал юго-восток, иного пути у главы державы просто не было.
Нужно было вначале пойти на уступки, выставив в позорном и несуразном свете правительство и парламент, а затем проявить достойную сурового монарха жесткость, четко разграничив экономические и политические требования. По первым уступать можно, и то - не следуя буквально требованиям митингующих (Янукович не ветировал кодекс, а просто вернул его в парламент с замечаниями), а по вторым - уступки невозможны.
Первый тайм отыгран
Собственно, о бесперспективности политических требований Майдана-2 говорилось изначально. То, что эти требования выдвигались либо с целью провокации, либо от большого желания набрать себе рейтинг, было понятно уже на третий-четвертый день акции. Сама ее неорганизованность, однако, и была ее плюсом, чего многие недооценивают.
Отсутствие единого лидера не дало возможности сразу же увлечь Майдан в русло чистой политики, равно как и приватизировать его достижения. Хотя, в конечном счете, "группа товарищей", подписавшая 1 декабря меморандум с правительством, а вернее, с министром финансов, и может заявлять, что положила конец противостоянию на Майдане, на самом деле этот документ значим только для самих подписантов. Не для правительства, ни для президента, ни для иных предпринимательских лидеров, ни для СМИ, этот меморандум не значил ничего, кроме зафиксированного на бумаге согласия умеренного крыла митингующих пойти на мировую. Все равно ко времени подписания меморандума решения как об отыгрывании упрощенной системы, так и о демонтаже палаточного городка, уже были приняты.
Так что отсутствие единого вождя, которое до самого конца ссорило второй Майдан, является на данном этапе борьбы позитивным фактором. Те, кого "Беркут" вынул из спальных мешков в ночь на 3 декабря, могут теперь претендовать на звание преследуемых пламенных революционеров. Тем более что некоторые из них, к примеру, Андрей Данилюк, ставший в эти дни одним из самых заметных деятелей майданных протестов, уже вызывается властью на допросы. И плевать власти, что в пресловутом меморандуме прописано отсутствие каких-либо преследований участников акции. Вообще, такой пункт в соглашении с правительством может быть характерен только для страны, где с демократией не все в порядке - как вообще может прийти в голову нормальной власти западного образца преследовать людей, отстаивающих свои законные права? Но у нас даже царское помилование не исполняется: силовые ведомства считают, что настало время для репрессий и демонстрации лояльности верховному господину.
Стратегия власти и тактика сопротивления
Между тем, после разгона Майдана было принято очень важное, с точки зрения антирежимной тактики и стратегии, решение - идти с разъяснительной работой в регионы. Сейчас как раз настало время для расширения движения сопротивления вглубь, на места. Первая пиар-акция по презентации народных протестов проведена. Она завершилась, в целом, успешно - власть пошла на уступки, и даже применение ею силы можно рассматривать как проявление слабости и неуверенности в себе.
С другой стороны, понятно, что малому и среднему бизнесу дана всего лишь отсрочка. Теперь урезание прав "упрощенцев" станет ползучим и будет происходить на уровне подзаконных актов и постановлений правительства. Строптивых лавочников придется "щемить" постепенно. Тем более что в кодексе остались положения, которые сознательно ухудшают им жизнь.
Так, осталась норма о том, что предприятия, работающие на общей системе налогообложения, не могут относить на валовые расходы товары и услуги, приобретенные у "упрощенцев". Эту норму оставили явно специально - как задел для будущего повторного наступления на права мелко-средней буржуазии. Тем более что Николай Янович явно пока остается на посту, и "гигантский оффшор" упрощенной системы не будет давать сборщику налогов покоя.
Всю зиму правительство будет проводить переговоры с теми ассоциациями и представителями предпринимателей, которые сочтет нужным допустить до такого обсуждения.
Так будет начат процесс прикармливания готовых к этому лидеров предпринимательских движений, которых затем выставят как полномочных представителей всего класса, пошедших на "разумный компромисс" с государством. Радикальных же лидеров - как в Киеве, так и регионах - затаскают по прокуратурам, судам и милициям. Дабы прибить политизацию и революционизацию предпринимательского движения на корню.
С одной стороны, разъяснительная работа в регионах, к которой собираются прибегнуть противники Налогового кодекса, полезна и правильна с тактической точки зрения. С другой стороны - в регионах легче организовать административное давление. Для провинциальной вертикали власти Майданы в городах стали еще большей неожиданностью, чем протесты в Киеве. Рухнул миф о том, что проплаченные революционеры-бездельники - удел зажравшейся столицы. Особенно серьезным было прозрение власти на юго-востоке, где после местных выборов, казалось, должно установиться царство полной стабильности. Теперь же в каждом регионе придется усиливать полицейские меры - мелкая и средняя буржуазия настороже, и любая попытка отыграть уступки сразу же вызовет новые протесты. А это значит, что традиционными мерами постоянной порки действовать нельзя - нужно, как минимум, сочетать порку с пайкой, как это показал глава государства.
За предстоящие месяцы, одновременно с пестованием лояльных предпринимательских лидеров и взятием под контроль создания объединений, профсоюзов и возможных партий мелко-средней буржуазии, будут проведены и разъяснительные работы с силовыми структурами на предмет гибкого реагирования, будут проводиться и регулярные замеры общественного мнения по поводу готовности и мобилизации к дальнейшим протестам. Для этого могут быть вброшены несколько утечек или откровенных уток о готовящихся новых атаках на права третьего сословия; аналогичные провокации будут вокруг принятия Жилищного, Пенсионного и Трудового кодексов. Сейчас власти необходимо разъединить возможные протестные движения против новых кодексов. Для этого все организации, которые ставят целью борьбу с инициативами режима, будут либо брать под контроль, либо давить еще на стадии организации.
При этом понятно, что Трудовой кодекс вряд ли вызовет такие же бунты, как Налоговый - все-таки пролетариев легче контролировать, да и мировоззрение у них более зашореное, с учетом сосредоточения крупных предприятий именно в электоральной вотчине ПР. С Трудовом кодексом может быть следующее: его также насытят репрессивными мерами, дабы затем отменить часть из них, создав видимость диалога с населением. Пока сложно предсказать, будет ли при этом задействован сам Лидер, или же поблажки внесут на уровнях пониже. По идее, Янукович теперь должен вмешиваться во все - только его личной харизме еще доверяет часть его электората, и особенно - пролетарская его часть.
Что касается Жилищного и особенно Пенсионного кодексов, то здесь проблема сложнее из-за охвата этими кодексами всего населения страны. Уже невозможно будет сказать, что протестующие пенсионеры - агенты Юли или обнаглевшие минимизаторы. С этим важнейшим для власти контингентом ей нужно быть максимально осторожной. Жилищный же кодекс вряд ли вызовет протесты сам по себе - скорее в сумме с иными требованиями. Именно поэтому власти так важно будет разъединить социальные группы внутри Украины, и самое главное - не допустить объединения предпринимательского движения, уже имеющего опыт борьбы, с пролетариями и пенсионерами.
Пока что лавочников еще удается представлять как врагов "рядового украинца" - под последним разумеются бюджетник, пенсионер и рабочий. Однако и результаты информационной войны власти и "сил революции" могут быть совершенно неожиданными для обеих сторон: не оправдаются как тезисы о всесилии и контроле "вертикали", так и надежды на "революцию уже сегодня".
Янукович - наедине с народом
То, что предпринимательским движением, как самым мобильным и чувствительным слоем населения, верно уловлена суть нынешнего режима и в короткое время проведена почти полная (кроме фигуры самого Януковича) дискредитация власти - очень хорошо. Янукович сам подыграл этому. Теперь народ получает право апеллировать к монарху по любому поводу - и только к нему. Но если монарх не пойдет на уступки, или пойдет не на "те" уступки, народу уже не нельзя будет показать громоотвод в виде чиновников всех уровней. В последующих "негодяйствах" власти будет виновен уже сам Янукович. Он сам пошел на это, решив выйти на личный диалог с народом. Такое решение можно только приветствовать, с учетом еще недавних тенденций нашего вождя сидеть над схваткой.
Однако слишком долго таким имиджем пользоваться трудно. Постоянно смягчать инициативы Азарова и прочих - означает расписываться в собственной кадровой и управленческой некомпетентности. Мол, сколько можно заставлять царя грудью закрывать народ от инициатив царского же правительства? Значит - от Януковича будут ждать кадровых решений. А такие решения разбудят внутри ПР гидру внутренней борьбы еще сильнее, чем ныне. Любая из группировок может попытаться оседлать протестные движения - ведь эти движения уже показали свою силу. Несмотря на то, что многие, увидев милицейскую дубинку на Майдане, испугались и уже пророчат полное поражение уличных форм демократии.
2011 год точно не будет эрой стабильности. Власть уже серьезно подорвала доверие к себе. Выситься на вершине этой подгнившей пирамиды абсолютно незамараным Янукович не сможет. А это означает, что даже в Партии регионов уже скоро начнут думать об Украине после Януковича. Так что нас ждут непредсказуемые повороты истории, толчком к которым стал второй Майдан ноября 2010 года.
Павел Серов
По материалам:
Контракти
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас