Помериться пенсиями — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Помериться пенсиями

Казна и Политика
913
Кабинет министров Украины, представители работодателей и профсоюзов заключили Генеральное соглашение об основных принципах и нормах реализации социально-экономической политики и трудовых отношений в стране на 2010-2012 гг.
В документе говорится о необходимости совместной работы по усовершенствованию системы льготного пенсионного обеспечения.
Есть мнение, что в результате договоренностей обязательства по выплате “досрочной” пенсии льготникам будут если не ликвидированы, то, по крайней мере, переложены с плеч работодателей на государственный бюджет (как это уже произошло с шахтерами) или даже на дотационный бюджет Пенсионного фонда Украины (ПФУ).
Кроме того, стороны договорились всемерно способствовать дальнейшему внедрению негосударственного пенсионного обеспечения. Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) в Украине действуют уже не первый год, но пока население не спешит в них вступать, хотя на фоне общеэкономического кризиса они демонстрируют прибыл.
Между тем они должны стать венцом пенсионной реформы, неспешно проводимой уже восьмой год. Нынешнюю солидарную систему (первый уровень) дополнят второй и третий уровни. В рамках второго уровня (обязательная пенсионная накопительная система) будущих пенсионеров обяжут регулярно перечислять определенную сумму (2-7% зарплаты) в накопительный фонд.
Третий уровень - это та же накопительная система, но основанная на добровольных началах. Наемные работники смогут сами, при желании, вкладывать деньги в тот или иной НПФ на свой страх и риск и получать потом еще и третью часть пенсии.
Таковы общие очертания реформы, конкретных же вариантов ее внедрения может быть много. Свое видение БИЗНЕСу представляют эксперты, но не отстают и чиновники.
В упомянутом Генеральном соглашении между профсоюзами, работодателями и правительством содержится оригинальная идея: преобразовать ПФУ из государственного органа в самоуправляющуюся организацию.
В результате преобразования управлять Фондом будут на паритетных началах государство и представители субъектов социального страхования - т.е. страховщики и страхователи. По сути, ПФУ будет одновременно обеспечивать работу и первого, и второго уровней пенсионной системы.
Коль скоро государство упоминается отдельно от страховщиков, понятно, что речь уже идет не о государственном, а о частном - тем не менее обязательном - страховании.
То есть крупному финансовому капиталу государство гостеприимно откроет доступ к огромным ресурсам ликвидности. Частные страховые компании будут распоряжаться деньгами, которые в принудительном порядке ежемесячно будут перечислять им наемные работники всей страны - около 20 млн чел.!
Если принять норму отчислений на уровне 7%, а базой обложения считать не только зарплату, но и доходы от предпринимательской деятельности (в духе принятого на прошлой неделе Налогового кодекса), то в распоряжении страховщиков окажутся немалые суммы.
Так, в 2009 г., когда уровень доходов населения был низок, они “состригли” бы с наемных работников и самозанятых лиц 33,3 млрд грн. А с рос­том зарплат - и того больше.
Заинтересованные лица без проблем смогут установить контроль над таким преобразованным ПФУ. Госчиновники договорятся с теми или иными страховыми компаниями, подходящими по всем параметрам. Со стороны страхуемых тоже не ожидается какого-либо противодействия.
Напомним: почти монопольным правом говорить от имени всех наемных работников Украины обладает Федерация профсоюзов Украины (ФПУ), глава которой Василий Хара состоит в “Партии Регионов” и находится в дружеских отношениях с действующей властью.
Более того, эта организация лоббирует принятие Закона “О социальном диалоге” и Трудового кодекса, которые закрепят статус ФПУ как единственного репрезентативного всеукраинского профсоюза и окончательно лишат всех остальных возможности участвовать в управлении фондами соцстрахования.
Как правило, в деятельности “трехсторонних” органов, ответственных за “социальный диалог”, активное участие принимают представители организаций работодателей.
Как раз вовремя, 24 ноября, Федерация работодателей Украины (ФРУ) рекомендовала избрать главу совета директоров Group DF Дмитрия Фирташа сопредседателем Национального трехстороннего социально-экономического совета при Президенте Украины и главой Совместного представительского органа стороны работодателей на национальном уровне.
В прошлом году ФРУ руководил министр топлива и энергетики Юрий Бойко. Следует добавить, что министром труда и социальной защиты в правительстве Николая Азарова работает бывший генеральный директор этой же Федерации Василий Надрага - выходец из структур ПФУ.
Это представитель государства в Совете, а представителем трудящихся выступает упомянутый выше Василий Хара.
То есть в сфере “освоения” социальных взносов сформировалась довольно тесно переплетенная команда заинтересованных лиц. Недоумение вызывает дальнейшая судьба первого уровня пенсионной системы.
Как может заниматься “самоуправлением” структура, которая ворочает немалыми народными денежками, более того, страдает от хронического бюджетного дефицита и получает дотации из госбюджета? Напомним, бюджет ПФУ в 2010 г. 192 (!) млрд грн.
“Непонятно, как быть с рисками в случае перехода ПФУ на самоуправление. Если государство покрывает риски, возникающие при инвестировании средств населения, то независимой от государства эта структура будет лишь на словах. Если же риски не будут покрываться государством, деньги могут попросту “сгореть” в результате неудачных инвестиций. И откуда тогда брать пенсии?” - интересуется Александр Жолудь, эксперт Международного центра перспективных исследований.
Утешает одно: по словам эксперта, уход ПФУ в свободное плавание маловероятен до тех пор, пока Фонд не решит своих проблем с многомиллиардным бюджетным дефицитом. 
Денис Горбач
По материалам:
Бізнес
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас