Подайте, бабушка, на олигархов! — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Подайте, бабушка, на олигархов!

Казна и Политика
5932
Власть запустила часовой механизм до начала действия нового Налогового кодекса. Проправительственные парламентарии, вдохновленные призывами Банковой, готовы поддержать документ уже на этой неделе. Председатель Верховной Рады Владимир Литвин пообещал работать даже ночью - если возникнет такая необходимость. Нардепы должны получить на руки проект кодекса только сегодня, но Кабмин, согласно региональным традициям высшего руководства, сработало стахановскими темпами: на сайте Рады законопроект появился на четыре дня раньше.
В соавторстве с МВФ
Перспективы прохождения правительственного варианта кодекса через Верховную Раду - благоприятные. Большинство, как утверждают эксперты, нажмет кнопки, как надо. Ну, если оппозиция к этому моменту не заблокирует трибуну. Коалициантов сейчас больше интересует не сам факт голосования за кодекс, а попытка сохранить при этом лицо - хотя бы перед нашими западными кредиторами. Спикер подтвердил факт поступления почти 4,5 тысячи поправок к законопроекту и пообещал рассмотреть их. Причем добавил: при рассмотрении поправок появляются новые. Ему на это сказали, что если на изучение каждого из замечаний отвести хотя бы три-четыре минуты, то процесс затянется на 84 дня. Математические действия Литвин дипломатично парировал: "Для нас важным является содержание документа, а не дата его принятия". Впрочем руководитель профильного комитета Валерий Хомутынник просит Верховную Раду продлить рабочий день парламентариев, чтобы принять кодекс уже во вторник.
Впрочем чиновники замалчивают о роли непубличного, но очень важного участника "налогового" процесса - Международного валютного фонда, который готовится предоставить нам очередной транш кредита. Без этих денег Кабмин Азарова не сможет закрыть бюджетную "дыру" нынешнего и, вероятно, следующего года, а также удержать курс гривны. "Кредитная игла" требует уступчивости, и правительство "регионалов" научилось быть послушным.
Премьер о своих безоблачных отношениях с МВФ говорит при каждом удобном случае. И, по мнению аналитиков, он недалек от истины. Согласование Налогового кодекса с мнением руководства фонда остается главной преградой к получению транша. Как считает финансовый аналитик Эрик Найман, именно под давлением МВФ правительство отменило резкое сокращение налога на прибыль, которое фигурировало в первом варианте кодекса. "Ведь это элемент контроля финансово-бюджетной системы, - говорит Найман. И добавляет: - Обычно фонд контролирует такие процессы мягче, но сейчас такой контроль является главным пунктом в отношении Украины и других стран, включая Грецию". Именно дебатами вокруг этого налога эксперт объясняет задержку с вынесением на второе чтение проекта кодекса. Ведь раньше планировали дату 4 ноября.
Оппозиция: "Коллеги, не спешите!
Приоритеты Кабмина - четкие и понятные: ему немедленно нужны четкие правила игры, желательно выгодные для крупного бизнеса. Кроме этого, бюджет следующего, 2011 года, они пообещали подготовить на базе уже нового Налогового кодекса. А потому ни о каких двух с половиной месяцах скрупулезного изучения замечаний речь не идет. Премьер Николай Азаров минувшую среду популярно объяснил свою позицию: мы, мол, шли навстречу, но уже достаточно - кто не успел, мы не виноваты!
Впрочем оппозиция считает, что кодекс, напротив, принимают слишком оперативно. И эта поспешность может стоить стране слишком дорого. "Через два-три месяца власть сама отменит этот кодекс ... Меня интересуют только две вещи: какими будут финансовые и экономические потери для государства и кто будет нести ответственность", - сказал министр экономики оппозиционного правительства Александр Бондарь. По его мнению, менять правила игры за месяц до Нового года - а именно с 1 января, по замыслу авторов документа, начнут действовать большинство норм - это бессмыслица. Ведь за это время просто физически невозможно подготовить нормативные документы. А так называемый временной люфт, который пропишут для определенных норм кодекса, породит только бардак в экономике. "Правительство с маниакальной уверенностью делает то, что делать нельзя", - подытожил нардеп.
Соглашается с ним еще один теневой министр, Андрей Сенченко. По мнению оппозиционного "руководителя Минфина", Кабмин в этом году должен был принять только раздел по администрированию налогов - в виде отдельного закона, который затем интегрировали бы в Налоговый кодекс. И рядом с ним установить законом верхний предел налоговой нагрузки на предприятия и налогообложения труда. По мнению Сенченко, только после выполнения этих условий Налоговый кодекс можно было бы принять в первом полугодии 2011 года - чтобы он вступил в действие с января 2012 года.
Еще один оппозиционный нардеп, Юрий Ключковский, добавляет: "Некоторые депутаты, которые понимают, что такое налоги, видят грабительский характер этого кодекса, и "примеряя" его на себя, не могут поддержать этот документ".
Голосование под одеялом
Мнения экспертов на тему, в какой мере нынешний вариант кодекса является компромиссным и чем документ, представленный на второе чтение, отличается от принятого в первом, не совпадают. "В определенной степени компромисс достигнут, - говорит заместитель директора Института мировой экономики Валерий Новицкий .- Правительство, видимо, старалось, но в документе вовсе нет целевых программ развития экономики. Этот момент следует доработать".
"Для бизнеса, конечно, лучше предсказуемость, а правительство заинтересовано в увеличении доходной части бюджета", - добавил старший экономист Международного центра перспективных исследований Ильдар Газизуллин. По его мнению, настоящего компромисса между властью и предпринимателями достигнуто не было - и сегодняшние масштабные пикетирование - еще одно тому подтверждение. "Даже нормы, которые стороны предварительно уже согласовали, чиновники потом меняли в одностороннем порядке", - говорит Газизуллин и добавляет, что нынешний вариант кодекса является крайне непубличным документом. "Сегодня его мало кто видел", - добавляет эксперт.
Ювелиры, бухгалтеры и риэлторы - это "большой бизнес"
А те, кто за несколько дней сумел ознакомиться с документом, уже лишились иллюзий относительно его прогрессивности. По словам нардепа Евгения Царькова, права налоговой не изменились - и теперь налоговикам станет значительно легче применить санкции к продавцу. Например, касса не сходится с чеками или талоны не подклеены к учетной книге. Штрафы будут меньше, но их число возрастет. "Если торговец заплатит один-два штрафа в месяц, он будет вынужден свернуть свой бизнес и уйти в аренду к большому капиталу", - говорит нардеп.
Если пройдет инициатива замены транспортного сбора увеличением акциза, то топливо подорожает на 40-60 копеек за литр. И водители будут платить в 5-10 раз больше. И не только они. Поскольку в стоимости товаров 25% составляет цена бензина, начнется вал подорожания. Следовательно возрастет инфляция.
"Немного уступок удалось "выжать" из власти. Плательщиками упрощенного налога являются физические лица - предприниматели, соответствующие следующим критериям: количество лиц, находящихся с ними в трудовых отношениях, одновременно не превышает четырех человек (включая членов семей таких физических человек), объем дохода не превышает 600 тыс. грн. при условии наличия зарегистрированных опломбированных и переведенных в фискальный режим работы регистраторов расчетных операций, - рассказал Хомутынник. - Или 300 тыс. грн. без применения таких регистраторов "Причем кассовые аппараты бизнесменам обещает приобрести государство.
Однако "упрощенцами" не могут статьлюди, работающие в сфере развлечений, которые производят или продают подакцизный товар (за исключением пива), торгуют горюче-смазочными материалами, занимающиеся добычей полезных ископаемых, драгоценных камней, операциями с недвижимостью, ведут финансовую деятельность . Не могут претендовать на льготы в налогообложении посредники в оптовой торговле, владельцы телеканалов, наземные и воздушные перевозчики (кроме такси и нерегулярных маршрутов), юристы, частные почтальоны, программисты, бухгалтеры, коммерческие консультанты, рекламисты, геодезисты, владельцы кадровых агентств, интернет-магазинов и торговых автоматов.
Власть в лице комитета по вопросам налоговой и таможенной политики предложила еще и такой бонус для малого бизнеса, как отмена каких-либо санкций в отношении пользователей кассовых аппаратов. Обсуждается предложение увеличить с четырех до шести количество наемных работников, работающих в сфере общественного питания. "Правда, это решение комитета, и оно не означает, что такая же формулировка останется в окончательной редакции текста", - честно признался Хомутынник.
Прямая речь
"Разве Азаров создал новые предприятия?"
Реформирование налогового законодательства, за которое взялась нынешняя власть, отстало от "графика" на много лет, но нынешний момент является для этого неудачным. Так считает экс-глава Госкомпредпринимательства Александра Кужель. "Я - автор единого налога. В 1999 году придумала и провела указ, по которому жила вся страна 11 лет. Тогда задача была одна: как защитить людей, которых государство выбросила из заводов ... И когда сегодня Премьер Азаров говорит, что рынки себя пережили, я хочу сказать: "Простите, вы что - предприятия создали?" То есть нужно создать рабочие места, - отметила она .- Вспомните то время, когда два-три года зарплаты не платили бюджетникам - вот они все и пошли на рынок: врачи, учителя, их надо было защитить, потому что я как профессиональный аудитор могу сказать, что тогда налоговое законодательство - налог на прибыль и НДС - было такое, что у аудиторов волосы дыбом становились, а обычного человека с высшим образованием любой налоговик раздел бы до нитки.
При этом, отметила Кужель, когда они все платили средний налог на прибыль 5 гривен, был введен единый налог, который начинался с 20 гривен. "То есть платили в четыре раза больше, они согласились, чтобы только их не раздевали. Они выжили благодаря этому", - подчеркнула эксперт. "И когда сегодня говорят, что не наполняют бюджет ... Господа, вы ответьте на вопрос: когда вы заезжаете в любой город - это кто изменил все первые этажи и построил ресторанчики, столовые. Это кто? Олигархи? Все это сделал малый и средний бизнес, - отметила Кужель .- Да, они, возможно, то не дали в бюджет, что вы не успели украсть, но они все вот в это время что-то создали, и они эти деньги в оффшоры не вывели, они этими деньгами строительную отрасль поддерживали, они этими деньгами продуктовую отрасль поддерживали. То есть их деньги не были в оффшорах - они были здесь, они себя извлекли, не пошли на биржу труда ".
"Действительно, надо было единый налог через пять лет начинать трансформировать понемногу. Все боялись прикоснуться, а теперь додумались: в период кризиса, когда нет денег ... Уменьшилась масса денег, цены растут, покупательная способность снижается, идет бедность. В этот период коренным способом ломать ситуацию, - отметила экс-глава Госкомпредпринимательства и обрисовала ситуацию, против которой протестуют предприниматели - Вот представьте себе: бабушка, получающая пенсию 724 гривни, стоит реализатором на рынке, получает 500 гривен, и она должна отдать 345 гривен в Пенсионный фонд ежемесячно. Вы считаете, это возможно? То есть, ей не добавляют к пенсии ни копейки ... Это не нормально ... Я лучше буду бояться, я буду милиционеру по 50 гривен давать, но только я не буду никуда платить, потому что я хочу выжить ".
Больше всего, по мнению Кужель, от такой несправедливости пострадает само государство.
Юрий Патикивський
По материалам:
FundMarket
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас