Методы "кнута и пряника" по-киевски — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Методы "кнута и пряника" по-киевски

Казна и Политика
925
Минимум бумаг, идеальная чистота на рабочем столе и искренняя улыбка. Именно так началась встреча "Дня" с первым заместителем главы Киевской городской государственной администрации (КГГА), а в недалеком прошлом - министром по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Александром Поповым. Сегодня он официально второй человек в столице после мэра Леонида Черновецкого. Но, как утверждают источники издания, осведомленные обо всех процессах столичной политической кухни, вскоре господина Попова ждет очередное повышение в столичной вертикали власти...
О возможных кадровых изменениях в столице, подготовке к отопительному сезону, взыскании коммунальных долгов через суды и других актуальных для киевлян вопросах "Дню" рассказал в эксклюзивном интервью сам Александр Попов.
- После подписания главой государства изменений к Закону "О столице Украины - городе-герое Киеве" де-юре исполнительная власть перейдет в руки главы КГГА. Как утверждают источники "Дня" в администрации Президента, со дня на день за вами закрепят эту должность. Готовы к новому назначению?
- Закон, принятый Верховной Радой Украины, имел целью решить единственный вопрос - ликвидация районных советов. Никакие другие вопросы, которые могли бы внести изменения в систему управления городом, отмечены не были.
- А как же статья 10-1 этого закона, в которой четко указывается, что исполнительным органом Киевского городского совета становится глава КГГА, назначаемый Президентом Украины?
- Наличие этой статьи не означает, что полномочия председателя КГГА и мэра должны быть обязательно разделены. Безусловно, это не исключено, но не является обязательным. Еще раз хочу отметить, что основной рассматривавшийся вопрос - это ликвидация районных советов и построение системы управления городом с четкой вертикалью исполнительной власти, которая бы, в свою очередь, позволила построить эффективную модель управления.
- Какова вероятность того, что полномочия главы КГГА и мэра будут разделены в ближайшее время?
- Я не думаю, что сегодня такое решение может быть принято. Мэр избирался киевлянами, и сегодня он является главой города и, в соответствии с действующим законодательством, отвечает за решение многих проблем в Киеве.
- То есть, вы за то, чтобы исполнительная власть была сосредоточена в руках мэра?
- Я считаю, что исполнительная власть должна быть эффективной. А по поводу решения относительно раздела полномочий между главой КГГА и мэром столицы считаю, что сейчас данный вопрос для меня лично не является принципиальным.
- Если вам предложат должность главы КГГА, согласитесь?
- Я член команды. И когда мне предложили перейти с должности министра ЖКХ на пост первого заместителя главы КГГА, я просто согласился, потому что привык эффективно работать там, где больше всего нужен. Для меня главное - максимально эффективно организовать работу возглавляемого мной учреждения. Поэтому, если, при условии наличия законодательных оснований, такое предложение поступит, я соглашусь.
- После отмены выборов в райсоветы логично предположить, что следующие шаги столичных властей будут направлены на реформирование системы управления Киевом. Какие это будут шаги?
- Новая система управления столицей, прежде всего, должна быть эффективной. В действующей сегодня работает 3,5 тысячи чиновников (1100 человек на уровне города и 2400 - на уровне районов). Поэтому реформирование будет касаться, в первую очередь, оптимизации кадровой политики. В 2010 году Киевсоветом было принято решение сократить 20% аппарата КГГА. Высвободившиеся средства направим на финансирование важных социальных программ по развитию города.
Оптимизация управленческой модели должна обеспечить жесткий контроль использования бюджетных средств и эффективное выполнение социальных программ.
Я убежден, что столичные районы должны получить максимальные исполнительные функции. В частности, районным советам должен быть передан ряд полномочий в сфере управления системой здравоохранения, благоустройства территорий, образования, некоторые полномочия в решении архитектурных вопросов. Киевская же городская государственная администрация должна заниматься только стратегическим планированием развития города, решать вопросы наполнения бюджета и эффективного использования бюджетных ресурсов.
- А количество столичных районов изменится?
- Я не являюсь сторонником сокращения количества районов в Киеве. Главной целью любой административно-территориальной реформы должно быть приближение услуг к населению. В случае же укрупнения районов в таком мегаполисе, каким является Киев, - этот основополагающий принцип будет нарушен.
- Ждать ли смены руководителей райгосадминистраций в столице?
- Сейчас мы оцениваем уровень их профессионализма. У меня уже есть кое-какие претензии к отдельным руководителям районных администраций, которые неоднократно публично до них доводил. Они должны понимать, что эффективное выполнение возложенных на них обязанностей будет главным критерием в определении их соответствия занимаемым должностям.
- Так когда возможны кадровые решения: после 31 октября или в конце 2010 года?
- Не нужно заранее размахивать саблей. Перед столичными властями сегодня стоят важные и ответственные задачи. Первоочередная из них - ликвидация задолженности по заработной плате на предприятиях коммунальной и бюджетной сферы, обеспечение готовности к отопительному сезону и тому подобное. Их эффективное выполнение - своеобразный кадровый экзамен для всех управленцев, в том числе и для глав районных госадминистраций.
- То есть этот кадровый экзалмен отдельные главы райгосадминистраций могут сдать после 31 октября?
- Да.
- В последнее время в политических и экспертных кругах распространяются разговоры о том, что для усиления позиций Партии регионов в Киевсовете нынешнего секретаря совета могут заменить другой кандидатурой, например, от политической силы Виталия Кличко. Так киевлянам готовиться к новым кадровым изменениям?
- В Киеве, как и в государстве в целом, пришло время собирать камни. Задачи, которые нам нужно решить, требуют консолидации политических сил представленных в Киевсовете и их конструктивной позиции относительно поддержки социально ориентированных программ. Как я понимаю, на сегодня признаки такой консолидации имеются. Принимая во внимание такие тенденции, не считаю целесообразным прибегать к резким кадровым изменениям.
- Ваши политические оппоненты говорят, что изменение системы управления и отмена выборов в райсоветы может спровоцировать досрочные выборы в столице, потому что народ своим голосом предоставлял депутатам мандат доверия, а теперь одна политическая сила будет назначать руководителей районов города? Ваш комментарий.
- Вопрос о выборах депутатов районных советов снят решением Киевсовета о необразовании районных советов на основании делегированных Верховной Радой Украины полномочий.
Что касается выборов городского головы и депутатов Киевсовета, то решение по этому поводу принимается Верховной Радой Украины.
- Как относитесь к идее руководства Киевского областного совета инициировать перед парламентом вопрос перенесения административного центра области в Вышгород, Бровары, Борисполь, Ирпень или Белую Церковь?
- Ответ на этот вопрос должен дать стратегический план развития города Киева, который сегодня довольно активно разрабатывается специально созданной рабочей группой. В этом деле мы должны ориентироваться на лучшие мировые образцы. Ведь в недалекой перспективе видим Киев настоящим европейским городом, комфортным для проживания киевлян и инвестиционно привлекательным. Поэтому к процессу разработки генплана развития столицы будут привлечены высококвалифицированные иностранные специалисты.
В определении стратегических направлений развития Киева и Киевской области обязательно должно быть учтено и мнение общественности.
Именно с учетом вышеупомянутых факторов, а в первую очередь - интересов общин, и должен решаться вопрос о целесообразности перенесения областного административного центра.
- Перейдем к производственным вопросам. Выполнена ли ваша задача - полная ликвидация задолженности по выплате заработной платы на коммунальных и бюджетных предприятиях?
- Выполнена, хотя добиться этого было крайне непросто. На июнь 2010 года, когда я приступил к выполнению обязанностей первого заместителя главы КГГА, городскими властями были накоплены огромные долговые обязательства по заработной плате, насчитывавшие около 60 миллионов гривен. Сегодня же хочу с удовольствием сообщить - задолженность по заработной плате перед работниками бюджетной сферы и коммунальных предприятий города полностью ликвидирована.
- Какие дальнейшие хозяйственные цели ставите перед собой?
- Планов много. Задача номер один - обеспечить бесперебойное функционирование предприятий теплокоммунсети в период отопительного сезона. Нам удалось полностью рассчитаться за потребленные бюджетными и коммунальными предприятиями энергоносители. Для этого столичным властям пришлось погасить полуторамиллиардный долг, накопленный еще с середины 2009 года.
Следующая задача - серьезное реформирование отрасли здравоохранения. Его приоритетом должно стать существенное повышение первичной медико-санитарной помощи киевлянам, установление контроля над ценами рынка медикаментов, а в перспективе - обеспечение пенсионеров бесплатными лекарствами. Этому должна способствовать реализация уже разработанных городскими властями программ больничной кассы, института семейного врача и т.д.
Довольно большим спросом у киевлян пользуются сельскохозяйственные ярмарки, которые каждую субботу проходят в каждом районе города. Польза обоюдная: киевляне имеют возможность приобрести по сниженным ценам продукты питания, а производители - реализовать их в больших объемах.
Поэтому до конца года в ряде микрорайонов Киева откроются первые стационарные "пилотные" магазинчики, в которых киевляне смогут приобрести качественную сельскохозяйственную продукцию по ценам производителя.
Еще одно важное направление работ - строительство и реконструкция социальной инфраструктуры, в частности детских садиков, школ, медицинских заведений, и постройка доступного жилья. Напомню, что программа доступного жилья в рамках Украины предусматривает компенсацию за счет государства 30% от стоимости квартиры. Столичные власти разработали программу, в соответствии с которой в бюджете 2011 года будут предусмотрены средства в размере как минимум 100 миллионов гривен для компенсации еще 20% от стоимости квартиры. То есть в итоге приобрести доступное жилье можно будет по схеме 50% на 50%.
И не менее важное направление нашей работы - сдача инфраструктурных объектов, строительство которых на протяжении трех лет постоянно откладывалось. Планируем вовремя завершить строительство путепровода на Московской площади и Набережно-Крещатицкой улице. До конца года будут сданы в эксплуатацию три станции метро.
Уже 14 октября 2010 года будет запущен скоростной трамвай.
- В контексте строительства разрешите задать еще один важный вопрос. Идя на интервью с вами, встретила под стенами Киевсовета обманутых вкладчиков "Элита-Центр". Какие сдвиги намечаются в этом плане?
- Вкладчикам "Элита-Центр" нечего волноваться. Сегодня у столичных властей существует четкое понимание решения этой проблемы. Уже выделены земельные площадки и проведен соответствующий тендер на строительство жилья, который выиграл "Киевгорстрой". Я начал подписывать предварительные соглашения с вкладчиками "Элита-Центр", предусматривающие выделение им конкретной квартиры в конкретном доме, который будет построен за столичные средства. Киевские власти подтверждают, что они берут на себя ответственность за доведение этого дела до логического завершения.
- Уточните, какая на сегодня ситуация с оплатой коммунальных услуг населением?
- Общая сумма долга измеряется сотнями миллионов гривен.
Убежден, что в октябре мы сможем выйти на 96-99% оплаты жилищно-коммунальных услуг. Это будет один из лучших показателей в стране.
- То есть оплату "коммуналки" будете стимулировать методом "кнута и пряника"?
- Именно так. От своего "пряника" - 10%-я скидка за своевременную оплату коммунальных услуг - не отказываюсь. Думаю, что до конца 2010 года технология предоставления коммунальной скидки будет окончательно отработана и уже с января следующего года, надеюсь, заработает.
- А в роли "кнута" будет применяться упрощенная процедура взыскания долгов с населения через суд, появившаяся в результате подписания Президентом Украины Закона "О судах и судоустройстве"? Так столичным должникам следует бояться судебных исков и выселений из квартир?
- Эта система была и раньше, просто ею никто не пользовался. Ну, скажите мне, если 95% населения платит вовремя, а 5% - нет, то кого нужно защищать? Почему добросовестные плательщики должны страдать от того, что кто-то не платит за коммунальные услуги? Я считаю, что этот шаг правильный и система взыскания коммунальных долгов через суд должна работать. Но знаете, сегодняшние долги указывают на то, что "кнут" придется применять преимущественно к людям, имеющим достаточные доходы. Платить нужно вовремя - и им об этом следует напомнить. Что же касается тех, кто действительно не может платить, то для них правительством предусмотрено предоставление субсидий.
- Александр Павлович, не могу не спросить: ждать ли киевлянам еще одного повышения стоимости коммунальных услуг, учитывая, что июльское подорожание "коммуналки" - это возвращение старых тарифов 2009 года, а не результат повышения с первого августа на 50% стоимости газа для населения и теплокоммунэнерго?
- Недавнее повышение в столице коммунальных тарифов - это действительно результат прекращения действия моратория, принятого в 2009 году. Ситуация же со стоимостью природного газа для потребителей неоднозначна: установленная плата и сейчас не покрывает ту цену, по которой покупается газ. На мой взгляд, в ближайшее время очередного подорожания газа не будет, потому что общество не готово к повышению тарифов до экономически обоснованного уровня. Но окончательно спрогнозировать уровень тарифов на газ до конца 2010 года может только НКРЭ, которая сегодня занимается тарифами. А со следующего года регуляцией тарифов будет заниматься специально созданный регулятор.
- Будет ли возвращен в собственность города ряд стратегических коммунальных предприятий, передача контрольных пакетов которых вызывает множество вопросов?
- Безусловно. Я убежден, что стратегически важные объекты должны принадлежать территориальной общине города. Сейчас КГГА возобновила контроль над холдинговой компанией "Киевгорстрой" и "Киевэнергохолдингом". Мы планируем также вернуть незаконно отчужденные земельные участки. Уже выявлено 700 нарушений в земельной сфере и по 400-м из них информация передана в правоохранительные органы. Я хочу уверить киевлян: все, что было украдено или незаконно отчуждено, будет возвращено в собственность города.
- Подготовка каких объектов к Евро-2012 сегодня требует от столичных властей больше всего внимания?
- В первую очередь, хотел бы отметить, что все стратегически важные объекты столицы, требующие наибольшего внимания, отражены в Государственной и Городской целевых программах подготовки к Евро-2012. А это: спортивная инфраструктура, реконструкция международного аэропорта "Киев" (Жуляны), обновление подвижного состава общественного транспорта, строительство и реконструкция транспортных развязок города, реконструкция заведений медицинского обслуживания, изготовление сувенирной продукции, ну и, конечно же, организация фан-зоны и подготовка волонтеров к Евро-2012.
Все эти задачи являются приоритетными для нас. Мы не можем выделить какой-то конкретный объект и сказать, что именно он требует от столичных властей наибольшего внимания. Только комплексная подготовка всей инфраструктуры города сможет дать качественный результат.
Хочу отметить, что сейчас подготовка к Евро-2012 у меня не вызывает обеспокоенности: все идет по графику. Финал чемпионата пройдет в Киеве.
Наталья Билоусова
По материалам:
День
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас