Днем согнем — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Днем согнем

Казна и Политика
3359
Похоже, несмотря на многочисленные бравурные реляции об успехах, связанных с наполнением Бюджета-2010, реальное положение дел власти все же осознают, а потому Кабинет министров лихорадочно ищет способы наполнения государственной казны.
Наполнитель
2 сентября премьер Николай Азаров провел совещание по вопросам выполнения показателей доходной части государственного бюджета за восемь месяцев 2010 г., борьбы с уклонением от налогообложения и минимизацией налоговых обязательств.
По итогам совещания появилось поручение Кабмина №54705/0/1-10 от 10.09.10 г., в котором содержится ряд любопытных задач, поставленных контролирующим и прочим органам государственной власти. И знания о них явно не будут лишними для налогоплательщиков.
Есть сомнения, что большинство предложенных мер принесет сколько-нибудь серьезную пользу для доходной части бюджета текущего года. Тем более что многие из них (такие, например, как налаживание надлежащего взаимодействия налоговиков и таможенников) не решаются даже не годами, а уже десятилетиями.
Однако многие из этих мер наверняка могут обернуться дополнительными проблемами для налогоплательщиков. Таковым может, к примеру, стать выполнение контролирующими органами указания о создании реестра “сомнительных” нерезидентов.
Чем налоговики и таможенники будут руководствоваться при отнесении нерезидента к разряду “сомнительных”, можно только догадываться. Поэтому не исключено, что таковым может стать любой, даже давний контр­агент отечественного предприятия. А уж после этого целый ворох проблем, связанных как с дополнительными проверками, так и с проблемами таможенного оформления, будет обеспечен.
Кроме того, особое умиление вызывает, по сути, возрождение придуманной некогда Юлией Тимошенко программы “Контрабанда-стоп”, пусть и не под этой вывеской. Как у старой, так и у новой программ итог, безусловно, будет один - крупнотоварная контрабанда никуда не денется, но у отдельных мелкотоварных контрабандистов проблемы возникнут обязательно.
Злокодексность
Отдельно стоит отметить ряд поручений, реализация которых выходит далеко за рамки проблем Бюджета-2010. Складывается впечатление, что они связаны, скорее, с отсутствием уверенности властей в том, что им таки удастся добиться принятия Налогового кодекса. К таковым можно отнести, например, указание Минэкономики и ГНАУ подготовить изменения в Закон о РРО, обязывающие всех субъектов хозяйствования применять регистраторы.
Понятно, что к доходам Бюджета-2010 реализация этого поручения отношения не имеет. В то же время примечательно, что подобная норма присутствует и в проекте Налогового кодекса. Такими же долгосрочными, в смысле реализации, и дублирующими положения проекта Кодекса являются и поручения:
- о разработке методических рекомендаций о расчете стоимости роялти;
- о подготовке законодательных изменений, которые бы предусматривали применение налогового залога на период административного или судебного обжалования плательщиком результатов проверки правильности уплаты налогов.
Рентгенография
Кстати, некоторые указания Кабмина уже активно выполняются. В частности, в ГНАУ уже подготовлены изменения в форму регистрационного заявления плательщика НДС.
Новую версию заявления предлагается расширить за счет подачи желающими стать плательщиками НДС многочисленных дополнительных сведений о себе, своих учредителях, руководителях, самом предприятии и т.д. и т.п. По сути, регистрационное заявление должно стать огромным талмудом, являющимся “рентгеновским” снимком предприятия.
Думается, в случае принятия таких изменений процесс регистрации плательщиков НДС изрядно затянется. Одно только заполнение заявления станет довольно трудоемким. А ведь противоположная сторона должна будет дополнительный объем информации занести в базы данных и, очевидно, как-то проверить.
А вот едва ли не единственной поставленной правительством задачей, которая действительно может (причем уже в краткосрочной перспективе) весьма существенно пополнить бюджет, является поручение ГТСУ, Минфину и НАК “Нафтогаз України” обеспечить уплату НДС за импортированный в мае-июне газ.
Напомним: почти до конца июня (момента вступления в силу Закона №2275 от 20.05.10 г.) операции по импорту газа облагались НДС по общей ставке.
Однако в НАК уже в мае знали, что вскоре ситуация изменится, и не пожелали растаможивать майские и тем более июньские поставки с уплатой НДС. Теперь весь вопрос в том, удастся ли Николаю Азарову заставить НАК “Нафтогаз України” раскошелиться за почти двухмесячный ввоз газа. Тут может не хватить даже его премьерского “веса”, ведь за компанией тоже стоят не последние люди. 
Белое больше круглого
Открывая 17 сентября внеочередное заседание правительства, посвященное презентации проекта Налогового кодекса, премьер-министр Николай Азаров заявил: “К 1 октября мы сведем эту задолженность (по возмещению НДС) до 3 млрд грн., сократив ее в 10 раз (по сравнению с ее суммой на момент начала деятельности нынешнего правительства)”.
Кроме того, Азаров напомнил, что к тому времени, когда его правительство приступило к исполнению своих обязанностей, задолженность государства по возмещению НДС превышала 35 млрд грн.
БИЗНЕС решил проанализировать высказывание премьера на предмет его реалистичности и пришел к выводу, что выполнить обещание главы Кабмина законными путями не представляется возможным.
В марте, когда нынешнее правительство приступило к исполнению своих обязанностей, общая задолженность по возмещению НДС действительно составляла около 35 млрд грн., а иногда могла превышать этот показатель. С этим спорить не станем. Но дело в том, что к 22.09.10 г. она уменьшилась лишь до 23 млрд грн.
И это при том, что правительство в этом году не только возмещало НДС деньгами (хотя и в весьма скудных объемах), но и разместило НДС-облигации более чем на 16,4 млрд грн.!
Общий объем задолженности за полгода сократился лишь на 12 млрд грн. (следует учесть, что все это время подавались новые заявки на возмещение, которые частично были погашены, а частично включены в общую задолженность).
В этой связи весьма любопытно, каким образом власть за последние 10 дней сентября сможет сократить объем задолженности на 20 млрд грн.? Пусть еще около 3 млрд грн. будет погашено путем отражения в учете оставшихся пока неотраженными НДС-облигаций. Но сократить еще примерно 17 млрд грн. законным путем (т.е., собственно, их возмещением деньгами) к 1 октября никак нельзя.
Возможно, Николай Азаров говорил не об общей сумме задолженности, а только о ее просроченной части. Но в таком случае он вводит общественность в заблуждение, сравнивая несравнимые величины: общий долг по состоянию на март текущего года и его просроченную часть по состоянию на 1 октября. Но можно ли хотя бы просроченный долг по возмещению сократить до 3 млрд грн. к 1 октября?
Разумеется, объем просроченного долга меньше общей его суммы. Но учитывая, что среднемесячные заявки на возмещение составляют 3,5-4 млрд грн., а законодательно закрепленный срок для этого - около двух месяцев, просроченный долг по состоянию на 22 сентября никак не может быть меньше 15 млрд грн.
Опять-таки, согласимся, что за счет отражения в учете всех размещенных правительством НДС-облигаций сумма просроченного долга может уменьшиться еще на 3 млрд грн. И все равно: как ни крути, а за оставшиеся 10 дней сентября уменьшить объем просроченной задолженности с 12 млрд грн. до 3 млрд грн. законным путем невозможно!
Однако в соответствии с приложением 1 к Меморандуму об экономической и финансовой политике, направленному Украиной МВФ 16.07.10 г., 3 млрд грн. зафиксированы в качестве “потолка” для объема задолженности по возмещению НДС” к 1 октября. А отказываться от получения следующих траншей кредита МВФ в правительстве явно не намереваются.
Поэтому не исключено, что то, что невозможно сделать законным путем, власти попытаются осуществить иными способами. Например, могут творчески “доработать” отчетность и сообщить МВФ о выполнении соответствующего пункта Меморандума.
Или же “простить” долг государства плательщикам НДС путем незаконного внесения соответствующих корректив в карточки лицевых счетов налогоплательщиков…
БИЗНЕС обратился в Министерство финансов Украины с запросом, содержащим просьбу разъяснить, о какой именно задолженности по возмещению вел речь Николай Азаров и каким образом задолженность может быть сокращена до 3 млрд грн. за оставшиеся сентябрьские дни. Ответа на поставленные вопросы мы пока не получили.
Основные задачи поставленные госорганам в соответствии с поручением Кабмина №54705/0/1-10
1. НАУ и ГТСУ:
◦обеспечить совместно с МВД осуществление практических мер по предупреждению фактов уклонения от уплаты НДС, а также недопущению его незаконного возмещения из бюджета (срок - постоянно);
- внедрить механизм обмена информацией, поступающей в ходе проведения таможенных расследований, расследований уголовных дел относительно нелегитимности нерезидентов - участников ВЭД (срок - ежемесячно);
- разработать и утвердить регламент централизованного накопления сведений о “сомнительных” нерезидентах (срок - до 1 октября);
- обеспечить создание и совместное использование единой базы данных относительно оформления таможенных процедур и регистрации таможенных платежей (срок - две недели);
- внести изменения в Порядок взаимодействия таможенных и налоговых органов при осуществлении госконтроля за экспортом в части расширения критериев риска экспортных операций:
- декларирования экспортных операций в адрес нерезидента, о “сомнительности” которого имеется информация;
- экспорта продукции, являющейся нетипичной для основного вида деятельности экспортера (срок - до 15 октября).
2. МВД информировать ГНАУ об установленных фактах открытия и закрытия уголовных дел по ст.205 Уголовного кодекса (фиктивное предпринимательство) в целях проведения органами ГНС проверок субъектов хозяйствования, имевших отношения с субъектами с признаками фиктивности (срок - еженедельно).
3. МВД, Минюсту, СБУ, ГНАУ и Госкомпредпринимательству создать единую информационную базу данных об утерянных или украденных паспортах и лицах, относительно которых вынесены приговоры суда по ст.205 Уголовного кодекса или которые лишены права занимать должности директора и бухгалтера, заниматься предпринимательской деятельностью, - для минимизации возможности регистрации предприятий с признаками фиктивности (срок - до 1 октября).
4. ГТСУ, СБУ, МВД и ГНАУ внедрить практику осуществления совместных мер по предупреждению и противодействию контрабандному ввозу товаров, выявлению каналов их поступления и дальнейшей реализации (срок - до 1 октября).
5. Минэкономики совместно с ГНАУ внести предложения об изменениях в Закон о применении РРО в части расширения сферы применения РРО на всех субъектов хозяйствования (срок - до 1 октября).
6. Минэкономики проанализировать деятельность центра “Держзовнішінформ” по вопросам обоснованности установления в актах ценовой экспертизы стоимости роялти и услуг нематериального характера и разработать методические рекомендации относительно определения их стоимости (срок - до 1 октября).
7. Минюсту совместно с ГНАУ подать Кабмину предложения о внесении изменений в действующие нормативно-правовые акты, которыми предусмотреть внедрение налогового залога на период административного или судебного обжалования налогоплательщиком результатов проверки правильности уплаты налогов (срок - в течение месяца).
8. ГНАУ:
- разработать для повышения эффективности оценки данных о лице изменения в Положение о регистрации плательщиков НДС в части усовершенствования формы регистрационного заявления плательщика и подать его, согласовав с Минфином и Госкомпредпринимательством, на регистрацию в Минюст (срок - до 1 октября);
- обеспечить соответствие объемов поступлений в госбюджет показателям экономического и социального развития Украины (срок - постоянно);
- принять меры по уменьшению объема невозмещенных сумм НДС до уровня, определенного в Меморандуме об экономической и финансовой политике в рамках программы правительства Украины и МВФ (срок - до 1 октября); ◦разработать и подать Минфину предложения о внесении изменений в законодательство, направленных на ликвидацию схем минимизации (уклонения) от налогообложения и борьбу с формированием “фиктивных” убытков (срок - в течение двух недель);
- усилить контроль за соблюдением налогового законодательства, правильности расчета, полнотой и своевременностью уплаты АЭК “Киевэнерго” налогов и сборов, в частности, во время осуществления расчетов за газ (срок - до 1 октября).
9. Минтруда обеспечить оперативное информирование подразделениями Госнадзорохрантруда органов ГНС обо всех случаях выявленных нарушений законодательства об оплате труда (срок - постоянно).
10. ГТСУ совместно с Минфином и НАК “Нафтогаз України” разработать меры по обеспечению поступлений НДС от операций импорта газа, проведенных на протяжении мая-июня 2010 г. (срок - в течение двух недель).
Дополнительные сведения, которые планируется вносить в регистрационное заявление плательщика НДС
1.Предыдущее и дополнительное место работы, адрес фактического проживания руководителя.
2.Предыдущее и дополнительное место работы, адрес фактического проживания бухгалтера.
3.Информация о лице, которое подает заявление (представителе плательщика).
4.Размер уставного капитала.
5.Количество работающих (лиц).
6.Перечень видов деятельности.
7.Данные о счетах, открытых в финансовых учреждениях.
8.Перечень помещений налогоплательщика, его филиалов, представительств, обособленных подразделений.
9.Сведения о физических лицах, имеющих право осуществлять действия от имени юридического лица без доверенности, в том числе подписывать договоры (в соответствии со сведениями, содержащимися в учредительных или в распорядительных документах).
10.Перечень юридических лиц, в учреждении и управлении которыми участвует налогоплательщик и (или) ответственные лица, учредители налогоплательщика - юридического лица.
11.Сведения об учредителях.
12.Дополнительная информация:
когда начата (планируется начать) финансово-хозяйственная деятельность;
сведения об ожидаемой (на ближайший квартал, год) хозяйственной деятельности;
какой процент товаров (услуг) за предыдущие 12 месяцев осуществляется плательщикам НДС;
ожидается ли регулярное декларирование сумм НДС к возмещению;
планируется ли осуществление льготных поставок; планируется ли ведение ВЭД;
сведения о балансовой стоимости основных фондов;
сведения об арендодателях основных фондов;
наличие лицензий, других разрешений;
осуществляется ли продажа товаров (услуг) за наличные;
наличие кассовых аппаратов;
впервые ли осуществляется регистрация плательщиком НДС;
основания, которые привели к аннулированию предыдущей регистрации (при повторной регистрации);
информация об устранении основания, которое привело к аннулированию регистрации (при повторной регистрации).
Александр Марков
По материалам:
Бізнес
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас