Прости долги наши — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Прости долги наши

Казна и Политика
521
В Киеве приступили к подготовке бюджета города на следующий год. Об этом на прошлой неделе сообщил заместитель председателя Киевской городской государственной администрации (КГГА) Александр Попов.
Кроме того, КГГА в ближайшее время представит на утверждение Киевсовета предложения по изменению действующего бюджета города. Корректировка бюджета необходима в первую очередь для погашения долга столицы перед АЭК “Киевэнерго”.
Ведь для этого в начале сентября столичная администрация привлекла кредит в размере 1,5 млрд грн. Но и после этого город остался должен компании еще 0,5 млрд грн.
Ворох долгов
В действующем бюджете столицы не предусмотрены средства для погашения задолженности перед “Киевэнерго”.
Впрочем, планируемая корректировка городской казны не ограничится только записью о привлечении средств для расчетов с “Киевэнерго”.
После получения вышеупомянутого кредита город превысил предельный уровень своего долга, который, согласно действующему бюджету, по итогам года не должен быть более 6,7 млрд грн.
После получения займа в 1,5 млрд грн. совокупный долг вырос до 8,2 млрд грн. Если КГГА решит окончательно рассчитаться перед “Киевэнерго”, этот показатель достигнет 8,7 млрд грн.
В текущем году власти столицы не погашают взятые кредиты - деньги из бюджета идут исключительно на процентные выплаты по ранее привлеченным ссудам.
До получения последнего кредита в сентябре на обслуживание долга в бюджете были предусмотрены 0,74 млрд грн.
По подсчетам Ольги Сливинской, аналитика инвестиционной компании “Драгон Капитал”, после привлечения сентябрьского кредита бюджетные расходы увеличатся еще на 0,19 млрд грн.
Таким образом, в этом году только обслуживание долга обойдется Киеву в 0,93 млрд грн.
В следующем году город должен будет не только осуществлять процентные выплаты, но и погашать часть тела своих кредитов, в том числе взятых за рубежом.
Так, в апреле 2011 г. столица должна заплатить более $150 млн по ссуде Европейского банка реконструкции и развития, которую в 2007 г. получили коммунальные предприятия столицы “Киевский метрополитен” и “Киевпасстранс” для обновления транспортного парка.
А уже в июле 2011 г. из городской казны необходимо будет выделить $200 млн для погашения еврооблигаций, которые КГГА выпустила в 2004 г.
Кроме того, в следующем году Киев должен будет выплатить 0,6 млрд грн. по долгам, привлеченным внутри страны. Так, в 2009 г. город занял у Альфа-Банка 1,2 млрд грн. для расчетов все с тем же “Киевэнерго”, долги которому обязался вернуть до 2012 г.
В 2011 г., по словам Попова, город начнет погашать и упомянутый сентябрьский кредит в 1,5 млрд грн. Хотя сколько именно КГГА должна будет выплатить по нему в следующем году, он не уточнил.
Итак, для того чтобы рассчитаться с долгами, в следующем году КГГА потребуется не менее 4 млрд грн. И это без учета расходов на обслуживание оставшихся долгов!
Если предположить, что доходы столичного бюджета в следующем году не превысят 20 млрд грн. (в нынешнем горбюджете - 19,4 млрд грн.), то на выплату долгов придется направить более 20% доходов. Для сравнения: в этом году на обслуживание долгов город направляет 4% доходов.
Впрочем, это еще не предел. В 2012 г. столица должна будет погасить еврооблигации на $500 млн (около 4 млрд грн. по нынешнему курсу НБУ), а также оставшуюся часть долгов перед частными Альфа-Банком и банком “Хрещатик” и государственными банками по кредитам, полученным в 2009-2010 гг.
В итоге: в 2012 г. для расчетов по ссудам КГГА придется изыскать около 5,2 млрд грн. После чего расходы на выплату долгов должны уменьшиться. Так, в 2013 г. город должен будет погасить обязательства по облигациям внутреннего займа “всего лишь” на 1 млрд грн.
Структура долга
Существующие долги Киева условно можно разделить на две категории - “докризисные” и “послекризисные”. До начала экономического кризиса 2008 г. столица использовала заимствования в основном для финансирования капитального строительства.
Так, еврооблигации на $200 млн, которые КГГА должна погасить в следующем году, выпущены шесть лет назад.
Согласно обнародованной при их выпуске информации, привлеченные деньги должны были пойти на финансирование строительства Подольско-Воскресенского мостового перехода, мусороперерабатывающего завода и двух кардиологических центров.
Для финансирования этих же задач в 2007 г. власти выпустили еврооблигации на $250 млн, которые необходимо погасить в 2015 г. Правда, на этом КГГА не остановилась. В 2007 г. было принято решение организовать очередной выпуск еврооблигаций - на $500 млн, со сроком погашения в 2012 г.
По замыслу столичных чиновников, на привлеченные средства можно было бы наконец-то достроить Подольско-Воскресенский мостовой переход, а также профинансировать строительство линии скоростного трамвая и завершение работ на трех станциях метрополитена.
В итоге, ни одна из задекларированных целей достигнута не была. Согласно информации ПАО “Мостобуд”, генерального подрядчика строительства Подольско-Воскресенского мостового перехода, по состоянию на 1 января 2010 г. на сооружение этого объекта городские власти потратили 2,5 млрд грн.
Нынешний же вариант сметы объекта предусматривает финансирование в размере 6,6 млрд грн. Стоит отметить, что смета пересматривалась не раз. Так, в 2004 г., в начале строительства мостового перехода, его стоимость оценивали в 3,8 млрд грн.
Через два года смета увеличилась до 5,1 млрд грн., и, наконец, в 2007 г. объект оценили уже в 6,6 млрд грн. Интересно, что сейчас специалисты “Киевпроекта” говорят о необходимости очередного увеличения окончательной сметы строительства моста - на сей раз до 8,8 млрд грн.
Похожая ситуация и со строительством новых станций метрополитена - декларируемые расходы на введение в эксплуатацию трех станций Куреневско-Красноармейской линии тоже неоднократно увеличивались.
А вот от строительства мусороперерабатывающего завода городские власти и вовсе на время отказались. Перестал фигурировать среди объектов капитального строительства и один из двух кардиологических центров.
Когда начался экономический кризис, городские власти сосредоточились на внутренних займах. Так, в сентябре 2008 г. КГГА выпустила облигации внутреннего займа на 1 млрд грн.
Предполагалось, что эти средства также пойдут на финансирование капитального строительства, однако, в конечном итоге, они ушли на латание “дыр” в горбюджете. В частности, на погашение еврооблигаций на $150 млн, которые были выпущены еще в 2003 г.
С 2009 г. Киев занимал деньги уже исключительно для расчета по долгам. Таким образом, практика привлечения займов КГГА за последние шесть лет свидетельствует о том, что городские власти крайне неэффективно использовали кредитные средства, что не замедлило сказаться на финансовом положении города.
Многие люди из “молодой команды” Леонида Черновецкого, в период мэрства которого “растаяли” займы, уволены из КГГА, но не понесли ответственности за свою деятельность.
Настораживает, что при Александре Попове, который фактически руководит городом, долги Киева продолжают увеличиваться.
Хотя заявления о необходимости прекращения практики использования займов для покрытия расходов столицы г-н Попов делал неоднократно.
Как с этим жить
Аналитики считают, что в нынешней ситуации у Киева есть несколько вариантов расчета по долгам. И что печально, один из них состоит в том, что для погашения нынешних займов КГГА пойдет на привлечение новых кредитов, причем более дорогих.
“Скорее всего, в сложившейся ситуации КГГА попытается рефинансировать свои обязательства. Этого можно добиться как повторным привлечением средств на внешних рынках, правда, теперь это обойдется городу дороже, чем раньше, так и выпуском облигаций внутреннего займа. Кроме того, городские власти могут попытаться реструктурировать внешние долги”, - говорит Сергей Фурса, аналитик инвестиционной компании Astrum Investment Management.
В свою очередь, Карен Вартапетов, аналитик российского представительства рейтингового агентства Standard&Poor’s, предполагает, что КГГА, вероятнее всего, попытается рассчитаться с долгами, попросив помощь из госбюджета. Он отмечает, что в пользу такого предположения говорят несколько фактов.
Во-первых, в этом году уже привлекались краткосрочные ссуды Государственного казначейства для осуществления процентных выплат.
Во-вторых, в последнее время четко прослеживается тенденция к консолидации государственной бюджетной политики.
Карен Вартапетов пояснил БИЗНЕСу: “Наш рейтинговый сценарий предполагает, что выплаты по еврооблигациям в 2011-2012 гг. будут осуществляться за счет увеличения межбюджетных трансфертов из государственного бюджета и (или) за счет сокращения перечислений города в государственный бюджет”.
В пользу той версии, что по долгам столицы рассчитается госбюджет, говорит и то, что в ближайшие полтора года КГГА должна окончить подготовку города к проведению Евро-2012, что при нынешнем состоянии дел потребует немалых средств.
Хотя есть мнение, что город может рассчитаться с долгами собственными средствами. Так, Валерий Асадчев, бывший заместитель председателя Комитета ВР по вопросам бюджета, считает, что потенциал столицы позволяет это сделать.
Но достаточно вспомнить киевские бюджетные традиции, чтобы понять, что мнение г-на Асадчева попахивает романтизмом.
Валерий Асадчев, бывший заместитель председателя Комитета ВР по вопросам бюджета
- Чтобы иметь возможность самостоятельно рассчитаться с долгами, власти Киева в первую очередь должны стабилизировать горбюджет.
Для этого необходимо разобраться в расходной части и сократить ненужные расходы, а также изменить взаимоотношения с государственным бюджетом.
Должен отметить, что в последние годы отчисления Киева в центральный бюджет увеличились в разы, и это надо прекратить. Финансовое положение столицы можно улучшить благодаря прозрачной продаже городской земли.
Кроме того, весьма вероятно, что в следующем году в горбюджет начнут поступать средства от налога на недвижимость, который задуман как местный налог.
Максим Каменев
По материалам:
Бізнес
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас