"Регионам" воздастся столицей — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

"Регионам" воздастся столицей

Казна и Политика
1171
С приближением "региональных" выборов вопросы местного самоуправления становятся предметом особого интереса. Так, недавно горсовет Киева попросил у ВРУ большей самостоятельности. Парламент пошел навстречу и отдал судьбу райсоветов в народные руки. Прямо и опосредованно.
Всю власть народу. Или его представителям
По воле народных депутатов назначенный на 31 октября праздник демократии местного масштаба для ряда органов местного самоуправления пройдет незамеченным. Согласно принятому летом закону, очередные выборы пока не положены Тернопольскому областному совету, а также верхушке столичной власти - и мэру, и городскому совету - в полном соответствии с решением КСУ, настаивающем на том, чтобы когда-то "досрочным" избранникам предоставили возможность отбыть полный срок полномочий. Несмотря на то, что такая норма вызвала активное неодобрение оппозиционеров, в двух городах начали готовиться к выборам по сокращенной схеме. При этом не исключено, что столичным жителям 31 октября и вовсе не придется идти на участки.
После решения парламентариев единственным поводом для волеизъявления киевлян остались выборы в районные советы. Правда, неизвестно состоятся ли они. Двадцать пятого августа столичные депутаты обратились к "старшим" коллегам с просьбой расширить их права на самоопределение и дать возможность самостоятельно решать, нужно ли Киеву это звено властной цепочки. Основания для изменения правил игры были озвучены заранее (в том числе - и в заявлениях общественных организаций). Официально большинство из них сводится к традиционным для таких случаев пунктам: райсоветы - это затратно и несовременно. Неофициально же эксперты поговаривают о том, что шансы правящей партии на безоговорочный успех в "райсоветской" гонке невелики.
Какими бы ни были причины или поводы возможного отказа от услуг районных депутатов, 7 сентября парламентарии решили, что право определять степень необходимости локальных советов в столице должно быть возвращено народу. Но реализовывать его можно по-разному.
Просьба Киевсовета стала основной причиной для экстренного внесения поправок в закон о столице. По мнению народных избранников, степень актуальности вопроса (а также отсутствие необходимости дополнительно редактировать другие нормативные акты) позволила принять решение по сокращенной процедуре: первое чтение должно было стать последним же. Из трех предложенных вариантов нужное количество голосов (245 против 63 в одном случае и 1 - в другом) собрал проект депутатов-"бютовцев" Валерия Писаренко и Владимира Пилипенко. Согласно тексту пояснительной записки, предложенные нардепами нововведения "усовершенствуют правовой статус местного самоуправления" и помогут ориентироваться на "реальные потребности территориальной общины".
Согласно новым нормам, решение о том, нужно или нет создавать районные советы в столице, делегируется народу. Причем народ может сказать веское слово как "прямым текстом" - то есть, на референдуме, так и делегировать это право своему представительскому органу - Киевсовету. И, если учесть царящие в столичном городском совете настроения, не исключено, что до опроса населения дело может и не дойти.
Помимо делегирования права определяться с необходимостью в райсоветах городским депутатам или референдуму, обновленный закон также разделяет обязанности, расписывает схему подчинения и редактирует полномочия. Например, в процессе редактирования из текста закона исчезла былая норма о том, что "Киевский городской совет может передавать районным в городе советам в собственность или в управление объекты коммунальной собственности…" Наверное, предполагается, что под рукой горсовета коммунальная собственность целее будет… В основном, внесенные коррективы выглядят логично и предсказуемо: созданные райсоветы могут контролировать районные администрации, а избранный депутатами глава райсовета назначается президентом главой администрации.
Если же нет - вся полнота "кадровой власти" возвращается в руки президента и городской администрации. К слову, статус последней закон тоже уточняет. По его тексту, "исполнительным органом Киевского городского совета является Киевская городская государственная администрация, которая параллельно использует функции государственной исполнительной власти, что является особенностью осуществления власти в городе Киев". При этом, уточняется в статье 10-1, глава КГГА "назначается президентом Украины в порядке, предусмотренном Конституцией и законами Украины". Казалось бы, ничего нового, но в оппозиции забеспокоились всерьез.
Свобода интерпретации
Дальнейшее будущее сравнительно бесстрастных норм обновленного закона во многом зависит от того, как они будут проинтерпретированы. Намерение в той или иной форме передать народу право разбираться с нужностью столичных райсоветов само по себе похвально. Но дальнейшее воплощение этого намерения в жизнь во многом зависит от ситуации.
Несмотря на то, что к однозначному выводу "Советы совсем не нужны" киевляне, возможно, еще не пришли, верхушка местной власти, похоже, со своими симпатиями определилась. Делегированный из Кабмина заместитель главы КГГА Александр Попов о сокращении трат на чиновников (киевской властью ликвидация райсоветов преподносится преимущественно в финансовом ключе) говорит почти как о свершенном действии. Судя по всему, киевские депутаты попробуют решить проблемный вопрос в кратчайшие сроки. Желание поспешить может объясняться тем, что 11 сентября должна стартовать избирательная кампания (хотя закон подобной оперативности и не требует). Следовательно, ближайшую возможность отказаться от районных советов дает заседание, запланированное на 9 сентября. Правда, до этого момента новый закон должен успеть вступить в силу, для чего ему нужны президентский автограф и официальная публикация.
Что будет, если в Киеве все-таки уберут райсоветы, - пока предположить сложно. Сами авторы законопроекта не стали углубляться в процедуры переходного периода, делегировав Кабмину обязанность в месячный срок со дня начала действия закона "внести на рассмотрение Верховной рады Украины законопроект относительно механизма реализации этого закона". Тем временем, в оппозиции готовы опротестовывать целеустремленность киевских властей, а заодно и беспокоятся о судьбе главного кресла столицы.
Помимо того, что отредактированный закон о столице дал Киевсовету в руки инструменты для ликвидации районных советов, он еще и внес дополнительную неоднозначность в ситуацию с постом главы КГГА. Напомним, нынешнее положение дел предполагает, что этот пост автоматически должен занимать победитель мэрских выборов. Но небольшая ремарка, подтверждающая роль президента (а заодно и подчеркивающая значимость именно административной "стороны вопроса"), оппозиционерами была воспринята однозначно. "Киевляне потеряли право выбирать мэра, наделенного реальными полномочиями. Естественно, что принятые парламентом изменения нивелируют мотивацию добиваться поста киевского мэра, роль которого в жизни города сводится к роли английской королевы", - цитирует "Зеркало недели" Виталия Кличко. В БЮТ же высказываются еще более определенно. "Вы увидите, что завтра (9 сентября, - "Подробности") будет Киевсовет, завтра будут ликвидированы районы, и на следующий день председателем Киевгорадминистрации будет назначен Попов - это логично и прогнозируемо", - уверен нардеп Сергей Мищенко.
Специалисты к печальной участи, которая может постичь Леонида Черновецкого, относятся неоднозначно. Одни политологи допускают, что назначение Александра Попова главой КГГА (а значит - и разделение обязанностей между президентским протеже и градоначальником, избранным народом) практически неминуемо. И при этом, скорее всего, наиболее привлекательные полномочия достанутся как раз исполнительной, а не представительской части столичной власти.
Другие же эксперты уточняют, что реализовать такую схему главе государства будет непросто - кроме прочего, помехой здесь выступает решение Конституционного суда от 25 декабря 2003 года. Формулировка выглядит однозначной: "Киевскую городскую государственную администрацию может возглавлять только лицо, избранное киевским городским главой", - но, кто знает, может быть и она будет подвергнута коррекции. Пока же на Банковой взяли тайм-аут: по словам Сергея Левочкина, президент еще не определился с окончательным мнением.
Принятый 7 сентября закон о столице, с одной стороны, выглядит как очередной шаг в сторону демократии и, в случае необходимости, - как подспорье в осуществлении более безболезненной "оптимизации" столичного чиновничьего аппарата. Если, конечно, власть имущие действительно ставят перед собой цель что-либо "оптимизировать", а не только осуществляют очередной этап идеологической атаки: или против оппозиционеров, или против нынешнего мэра столицы, позиции которого зыбки, и череда уголовных дел против его подчиненных их не укрепляет... С другой стороны, сегодня отредактированное законодательство дополнительно помогает укреплению в Киеве той вертикали власти, которая с успехом выстраивается по всей стране: и от необходимости проводить выборы в условиях неопределенности освобождает, и значимость вероятного президентского (хотя формально глава КГГА подотчетен Кабмину) ставленника подчеркивает. С новыми нормами "Регионам" в столице может воздатся вдвойне. Впрочем, подобные интерпретации трудно назвать взаимоисключающими. А о том, которая из них играла решающую роль, должно быть, подскажут события ближайшего времени.
Ксения Сокульская
По материалам:
Подробности
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас