Тарифы поднимут после выборов


Тарифы поднимут после выборов

В 2010 году впервые за последние годы в государственном бюджете не было заложено ни копейки на компенсацию местным бюджетам разницы между действующими и экономически обоснованными тарифами на услуги ЖКХ. С 1 июля, когда уже окончательно сформированы все местные бюджеты, жившие до того по временным росписям, будет окончательно прекращено тарифное субсидирование. Что должно стимулировать местные советы к повышению тарифов. Однако на местах пойдут по другому пути.

Отсутствие дотаций из государственного бюджета еще больше усугубит и без того плачевное состояние коммунального сектора. По подсчетам МинЖКХ, только долги предприятий теплокоммунэнерго за поставленный газ составляют более 7 млрд. грн., еще около 4 млрд. грн. должны своим контрагентам остальные поставщики услуг.

При этом только в 12 из 600 городов стоимость коммунальных услуг позволяет полностью покрывать расходы теплокоммунэнерго на тепло и водоснабжение. По мнению лидера общественной организации "Коммунальный фронт" Виталия Яковенко, собственных резервов для покрытия разницы не хватит ни в одном городе. Более того, далеко не во всех местных бюджетах, в том числе и столичном, заложены средства на компенсацию разницы тарифов. Как пояснил исполнительный директор альянса "Новая энергия Украины" Павел Качур, лишь в отдельных городах уровень покрытия тарифами себестоимости услуг критически низок. "Большинство же балансирует на уровне 80-90% стоимости.

То есть разница, подлежащая возмещению, не так велика, чтобы создать проблемы коммунальщикам. Главная проблема - это обязательные работы по подготовке к зиме, на проведение которых может не хватить денег. Второй вопрос - это уже накопленные ранее долги. На сегодняшний день общая сумма такой задолженности колеблется в пределах 4 млрд. грн. Перед тем как прекратить субсидирование местных бюджетов, на покрытие разницы в тарифах нужно как минимум реструктуризировать старые долги", - говорит эксперт.

Но пока государство не озвучивало подобных инициатив. Поэтому единственным выходом для коммунальщиков остаться на плаву является повышение тарифов. "По нашим оценкам, чтобы довести тарифы до экономически обоснованного уровня, их нужно будет поднимать в 2-2,5 раза уже в ближайшие месяцы. В первую очередь речь пойдет о тарифах на теплоснабжение, которое завязано на цену газа, на втором месте цена электроэнергии, которая не соответствует себестоимости ее производства. Практически везде более сбалансированными являются тарифы на водоснабжение и водоотвод, а также на содержание домов. По нашим оценкам, их повышение, привязанное в большей степени к росту минимальной зарплаты, составит не более 1,2-1,5 раза", - пояснил Яковенко.

Однако местные советы будут сдерживать тарифы, чтобы иметь право поднять это достижение на флаг электоральных соревнований перед решающим боем 31 октября. В этом их поддерживает и центральная власть. Правительство намерено забрать у местных советов право на формирование коммунальных тарифов. А все вопросы тарифообразования передать специальному органу, который планируют создать при МинЖКХ. Взяв под контроль тарифы, правительство сможет выполнить одно из ключевых требований МВФ для продолжения кредитного сотрудничества - обеспечить поэтапное приведение стоимости коммунальных услуг к экономически обоснованному уровню. Сейчас уже подготовлены законодательные правки, которые не только сделают этот отвечающий за тарифообразование орган легитимным, но и упростят его работу. В частности, недавно МинЖКХ обнародовала проект нового закона, которым предлагается упростить процедуру пересмотра тарифов на жилищнокоммунальные услуги при изменении цены на энергоносители и размера минимальной заработной платы. Однако, как уверяют в министерстве, реформирование тарифообразования начнется не раньше осени.

Стоит сказать, что в связи с этим власти придется решать и еще одну проблему - повышение ответственности за неуплату коммуналки. Ведь, по данным многочисленных социологических исследований, при повышении тарифов на 30%, половина платящего сегодня населения отказывается это делать. Кроме того, возможное повышение тарифов ударит не только по карманам граждан, но и по государственному бюджету.

Тем более если будут утверждены инициируемые МинЖКХ новые правила предоставления субсидий. Сейчас их имеют право получать граждане, у которых на обслуживание коммунальных услуг уходит 20% средств. Министерство же предлагает снизить эту планку до 15%, тем самым увеличив количество льготников. По подсчетам "Коммунального фронта", вместо 4 млрд. грн., которые сейчас сэкономит государство на покрытии разницы в тарифах, ему придется изыскать дополнительно около 15 млрд. грн. на новые субсидии.

Однако эти проблемы предстоит решать в будущем. Сейчас же главным интересом местных элит и их патронов на центральном уровне может стать процесс скрытой приватизации предприятий теплокоммунэнерго либо через фиктивные банкротства, либо через концессионные договоры. Основным инвестиционным условием в этом случае будет погашение или реструктуризация долгов. При этом сети, которые останутся в собственности города, город же и будет ремонтировать, а прибыль от их эксплуатации будет получать частник. "Реальные инвесторы в этот бизнес не придут. Такие тарифы, как сегодня предлагают горсоветы, никому не интересны.

Поэтому скорее всего повторится ситуация с приватизацией облэнерго 12летней давности. Частные хозяева вроде бы пришли, но ни модернизации, ни новых технологий в облэнерго не появилось. Причем процесс концессионирования и повальной сдачи в аренду коммунальных компаний должен пройти как раз в канун выборов. Это позволит "инвесторам" заручиться гарантиями получения контроля над компаниями еще от действующих советов. Те, в свою очередь, смогут отчитаться о выведении предприятий из кризиса", - спрогнозировал "Комментарии:" развитие событий эксминистр ЖКХ Алексей Кучеренко.

На местах подтверждают, что концессионирование - самый вероятный вариант развития событий. "К нам уже обращались ряд инвесторов из Италии, Израиля, других стран. Пока для нас нет приемлемых предложений по тарифам. Они хотят такой же тариф, как мы предлагаем в гривнях, только в евро, то есть в 10 раз выше. При этом максимальная рентабельность, на которую мы согласны, - не более 4%. Пока еще не понятно, за счет чего она будет покрываться - за счет городского бюджета или за счет тарифа, но на большую выгоду концессионера мы не согласны. Хотя, конечно, говорить о том, что в этом случае будет проведена радикальная модернизация инфраструктуры и сетей, не приходится - только замена совсем уж обветшалого оборудования", - отмечает заместитель городского головы Хмельницкого по вопросам ЖКХ Ирина Ковальчук. Наиболее вероятными концессионерами эксперты называют компании, уже управляющие облэнерго, облгазами и прочими объектами инфраструктуры в городах.

Юрий Щербина

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Смотри также
Сервис подбора кредитов
  • Отправьте заявку
  • Узнайте решение банка
  • Подтвердите заявку и получите деньги
грн
Заказать кредит онлайн
В Контексте Finance.ua