Мотиватор


Мотиватор

Комитет экономических реформ во главе с Президентом Украины Виктором Януковичем 12 июня утвердил Программу социально-экономических реформ на 2010-2014 гг. За месяц до этого события, 30 апреля текущего года, парламент утвердил Программу социально-экономического развития на 2010 г., разработанную правительством.

Дело, конечно, хозяйское, но довольно странно, что сначала принимается программа правительства, потом Госбюджет, а уж потом стратегическая президентская программа. Знающие люди в Администрации Президента уверяют, что это особый стратегический замысел, который должен ввести в заблуждение оппозицию и замаскировать истинные намерения властей. Впрочем, не стоит забывать, что на выборы Виктор Федорович шел с отдельной программой "Украина для людей", с большими планами экономических преобразований, и она могла пролить свет на глобальные экономические планы будущего Президента.

Сам глава государства незадолго до представления окончательного текста плана развития экономики до 2014 г. заявил, что реформы начнутся только в следующем году. То есть фактически признал, что 2010 г. потерян для преобразований. Зато Президент не упустил возможности присмотреться к далекому будущему. Обе президентские программы ставят целью вхождение Украины в G20. Любопытно, что, по расчетам Гаранта Конституции, произойти это должно в 2020 г., тогда как сама Программа рассчитана до 2014 г. Таким образом, г-н Янукович прозрачно намекает, что одно из условий запланированного им реформирования экономики заключается в его переизбрании в 2015 г. Стоит ли говорить, что сценарий развития событий к 2015 г. остается тайной, покрытой мраком неизвестности…

Вперед и вверх

В отличие от декларативной предвыборной программы, нынешний план действий содержит перечень конкретных шагов, которые, по мнению президентской команды, позволят добиться запланированного результата.

Программа разделена на четыре части, посвященные стабилизации экономического развития, повышению стандартов жизни, улучшению бизнес-климата, а также модернизации инфраструктуры и основных отраслей экономики. В каждой расписаны проблемы конкретной сферы, причины возникновения этих проблем, цели, задачи и практические шаги реформирования. Реализовывать эти шаги предполагается в три этапа: первый - до конца 2010 г., второй - в 2011-2012 гг., третий - в 2013-2014 гг.

Первый этап сводится, по сути, к разработке и принятию законопроектов, перечень которых содержится в дополнении к основной части Программы. По словам Ирины Акимовой, первого заместителя главы Администрации Президента, эти законопроекты должны стать законодательной базой для проведения реформ в течение всего пятилетнего периода.

В качестве одной из главных задач Программы в части стабилизации экономического развития задекларировано ежегодное снижение темпов инфляции на 1 п.п., чтобы по итогам 2014 г. этот показатель не превысил 5-6%. Кроме того, Программа предполагает, что к 2014 г. ежегодные темпы роста ВВП достигнут 5% и к этому же времени дефицит госбюджета снизится до 2% ВВП. При этом меры, которые позволят стране улучшить макроэкономические показатели, сформулированы обтекаемо и расплывчато. Так, в Программе ничего не сказано о снижении ставки НДС. Хотя это не согласуется с проектом Налогового кодекса (который на прошлой неделе был стремительно принят в первом чтении -ред.), предусматривающим снижение ставки этого налога с 20% до 17% уже в 2011 г.

Аналогичная ситуация с налогом на прибыль - Программа говорит о "постепенном снижении после 2012 г.", но никакие цифры или сроки к этому заявлению не прилагаются. Может быть, это связано с лукавством в описании снижения ставки налога в проекте Налогового кодекса.

Примечательно, что задекларированные в Программе макроэкономические показатели уже раскритиковали представители Всемирного банка (ВБ) и Международного валютного фонда (МВФ). Эти организации поддержали стремление Украины к реформам, но жестко раскритиковали их парадигму. Так, Макс Альер, глава представительства МВФ в Украине, заявил, что задекларированные намерения снижения показателей инфляции и дефицита бюджета нельзя назвать "амбициозными целями". В свете приближающихся переговоров о предоставлении Украине четвертого транша кредита МВФ Виктор Янукович тут же отреагировал на недовольство представителей этой организации: "Я разговаривал с директором-распорядителем МВФ Домиником Стросс-Каном. Мы договорились, что уже в ближайшее время один из ведущих экспертов МВФ приедет в Украину, и мы вместе рассмотрим сильные и слабые стороны тех реформ, которые мы начинаем". Таким образом, вполне вероятно, что в течение июня-июля Программа реформ будет серьезно видоизменена, как это в свое время было с проектом закона о госзакупках.

Навстречу бизнесу

В части улучшения бизнес-климата Программа содержит ряд разумных мер. В первую очередь стоит обратить внимание на обещания властей уже до конца текущего года на 30% сократить перечень видов хозяйственной деятельности, для осуществления которых необходимо получать лицензию. По данным Международной финансовой корпорации (МФК; в Украине - с 1993 г.; 80 чел.), сейчас в Украине действуют 78 лицензий для разных видов хоздеятельности.

Таким образом, в случае выполнения обещания количество лицензий сократится до 40. Но даже тогда количество лицензированных видов предпринимательской деятельности будет превышать среднеевропейские нормы (в странах ЕС, по данным МФК, количество лицензий на разные виды хозяйственной деятельности колеблется в диапазоне 5-30). Правда, лицензирование каких именно видов деятельности отменят, пока неизвестно.

"Учитывая то, что, к примеру, в прошлом году в Украине отменили лишь восемь лицензий, можно с уверенностью сказать, что такой шаг положительно отразится на бизнес-климате, однако многое будет зависеть от того, какие именно лицензии решит отменить правительство", - сказал аналитик МФК Сергей Осаволюк.

Кроме того, государство обещает полностью отменить лицензирование деятельности по предоставлению услуг. Правда, в то, что это действительно произойдет, верится с трудом. Хотя бы потому, что, по данным Госкомпредпринимательства, на 1 января 2010 г. лицензирования требовали 2250 видов деятельности по предоставлению услуг.

"Не секрет, что сокращение количества лицензий и разрешений всегда вызывает сопротивление со стороны органов, ответственных за их предоставление. Ведь, по сути, они - "кормушка" для сотрудников этих ведомств", - пояснил г-н Осаволюк.

Заметим, что помимо сокращения количества лицензий власть задекларировала намерение существенно уменьшить и количество видов деятельности и работ, которые требуют получения разного рода разрешений. В то же время в МФК отмечают, что в Украине не существует перечня видов деятельности и работ, на осуществление которых необходимо получать разрешение (при нынешнем составе Госкомпредпринимательства это нереально. - Ред.).

"Для начала властям необходимо создать такой перечень. По нашим подсчетам, сейчас разного рода разрешений требуют примерно 200 видов деятельности", - сказал эксперт.

Еще одним "плюсом" может стать задекларированное в Программе намерение до конца 2012 г. сократить перечень госорганов, в обязанности которых входит осуществление проверок субъектов предпринимательской деятельности.

По данным Госкомпредпринимательства, в Украине соответствующими функциями наделены около 80 ведомств. Тогда как в странах ЕС таких организаций, по данным МФК, 20-30. Безусловно, это могло бы не только существенно облегчить жизнь предпринимателям, но и сократить расходы на содержание многочисленной армии чиновников. Но, опять же, в Программе не сказано, какие именно органы могут быть ликвидированы. При этом задекларированные в документе индикаторы успеха вызывают подозрение, что на практике реформа выльется в "косметический ремонт" действующей системы. Так, согласно Программе, цель реформы - улучшить позиции страны в рейтинге ВБ "Ведение бизнеса 2012" на 40 пунктов - т.е. со 142-го места переместиться на 102-е. Кстати, Грузия, например, благодаря проведению схожих реформ за последние пять лет сумела подняться в этом рейтинге на 11-е место.

Стоит отметить, что грузинский опыт привлек внимание вице-премьера по экономическим реформам Сергея Тигипко, который собрался посетить Грузию, дабы посмотреть на достижения коллег. Правда, надо отметить, что Сергей Леонидович сразу предостерегает от ожидания быстрого успеха: "Страна была в сложном положении, но за полтора-два года власти смогли провести необходимые реформы. Именно поэтому я хочу поехать туда, перенять опыт. В любом случае, ситуация в Грузии менялась несколько лет. Украине нужно столько же времени".

Крайне оптимистичными выглядят и планы властей по привлечению иностранных инвестиций. Так, согласно Программе, ежегодно этот показатель должен увеличиваться на $0,5 млрд. Это, предположительно, позволит Украине довести общий объем иностранных инвестиций в экономику за годы независимости до $77 млрд. В то же время, по данным Госкомстата, на 1 января 2010 г. общий объем прямых иностранных инвестиций в экономику страны составил $40 млрд. Таким образом, за пять лет власти планируют привлечь лишь немногим меньше инвестиций, чем за предыдущие 19 лет существования страны. Стоит отметить, что властям не впервой строить оптимистические планы притока инвестиций. Так, после получения права на проведение Евро-2012 руководство страны пообещало, что к началу Чемпионата в экономику будет привлечено $120 млрд. Но на практике основные работы по подготовке к Евро-2012 проводятся за счет государства Украина.

Структурные изменения

В разделе, посвященном модернизации отдельных секторов экономики, основное внимание уделено улучшению ситуации в угольной отрасли и топливно-энергетическом комплекс (ТЭК). Такой подход выглядит вполне обоснованным, хотя бы потому, что экономика Украины остается одной из наиболее энергозатратных экономик среди стран Европы. Стоит также отметить намерение властей уже до конца 2010 г. отменить льготы по цене на газ, которые сейчас действуют для отдельных отраслей промышленности. В первую очередь это касается химических и металлургических предприятий. Напомним: эти предприятия получают газ по фиксированной цене.

По мнению Александра Тодийчука, президента Киевского международного энергетического клуба "Q-club", с учетом предоставленной Россией скидки в цене на газ для Украины отмена льгот не повлечет существенного подорожания газа для промышленных потребителей. Соответственно, не стоит ожидать и увеличения поступлений в бюджет НАК "Нафтогаз України" от продажи газа этой категории потребителей. В то же время давно напрашивающийся шаг в виде повышения тарифов на газ для населения и предприятий ТЭК, согласно Программе, планируется реализовать лишь к концу 2012 г. Хотя еще в начале 2010 г. Сергей Тигипко обещал, что правительство повысит тарифы к началу 2011 г. Таким образом, минимум до конца 2012 г. на существенное улучшение финансового положения НАК рассчитывать не стоит. Наиболее масштабные реформы и вовсе "оттянуты" на 2013-2014 гг.

Так, согласно документу, модернизация газотранспортной системы страны должна начаться лишь в 2013 г. Министр топлива и энергетики Юрий Бойко уже успел заявить, что к тому времени запланировано создать отдельную госкомпанию, на баланс которой будут переданы ГТС и подземные газохранилища, после чего "будет обеспечен равный доступ к магистральной системе для сторонних организаций". Кстати, в Программе об этом не сказано ни слова; вместо этого в документе присутствует обещание не приватизировать НАК "Нафтогаз України". По этому поводу Александр Тодийчук заявил: "Модернизацию ГТС можно было начать уже в середине 2011 г. К тому времени можно провести переговоры с потенциальными участниками, узнать планы ЕС и России по объемам прокачки газа, что крайне важно при определении работ по реконструкции, организовать некоторые тендеры на поставку необходимого оборудования". Вследствие изменения стоимости российского газа, а также стремления стран ЕС уменьшить зависимость от монополии "Газпрома", к моменту, когда власти Украины все же соизволят начать подготовку к модернизации ГТС, этот проект вполне может утратить привлекательность для потенциальных инвесторов.

Подводя итоги, можно сказать, что Программа реформ не содержит принципиально новых мер по модернизации экономики. Однако крайне сжатые сроки реализации шагов по упрощению ведения бизнеса и, наоборот, затягивание с проведением существенных преобразований в сфере ТЭК, вызывают опасения, что документ, как и многие его предшественники, на практике реализован будет, в лучшем случае, частично. Весьма вероятно и то, что в ближайшее время Программу существенно видоизменят с учетом пожеланий ВБ и МВФ. В то же время то, что достижение основной цели Программы - вхождения Украины в состав G20 - запланировано на 2020 г., дает Виктору Януковичу возможность даже при провале реформ объяснить отсутствие результата тем, что это лишь первый этап преобразований, закончить которые он сможет лишь в случае своего переизбрания на второй президентский срок.

Эксперты -...

...о либеральной повестке

Алексей Блинов, аналитик инвестиционной компании Astrum Investment Management:

- Предлагаемые реформы не являются революционными. Они вписываются в рамки того, что можно назвать "либеральной повесткой дня для Украины" - набора направлений государственной политики, заявленного в многочисленных рекомендациях международных финансовых организаций и аналитических центров. Эта "повестка дня" предполагает приватизацию, либерализацию, бюджетную децентрализацию, реформу государственных услуг, таргетирование социальной помощи и т.п. Таким образом, в данном документе не объявляется какой-то "новый курс" Украины. Скорее, это повторение тех реформ, которые декларировались предыдущими правительствами, но не воплощались в жизнь. Программа имеет очень осторожный характер. Она избегает ответов на многие неудобные вопросы. К примеру, там не сказано, почему Украина не намерена иметь сбалансированный бюджет в период ожидаемого экономического роста и за счет чего будут финансироваться бюджетные дефициты, превышающие 2% ВВП, в течение 2011-2014 гг. Программа очень решительна в вопросе давно обсуждаемого введения единого социального взноса и второго уровня пенсионной системы, однако не содержит четкого видения деталей этих процессов и их взаимосвязи. Таким образом, Программа в ее нынешнем виде является преимущественно кодификацией общеизвестной информации о том, что необходимо сделать Украине.

...о целостном взгляде

Александр Нарбут, независимый эксперт в сфере ТЭК:

- В Программе экономических реформ на 2010-2014 гг. нет комплексного взгляда на энергетику как на важный базовый сектор отечественной экономики. Она разбита по элементам: на электроэнергетику, угольную и нефтегазовую промышленность. Следовательно, отсутствует целостный взгляд на потенциал украинской энергетики.

В документе неверно обозначен целый комплекс проблем газо- и нефтетранспортной системы Украины. Так, среди проблем указан риск сокращения транзита нефти и газа вследствие износа системы. В Программе не учтены риски, возникающие для отечественной газотранспортной системы вследствие попыток выстроить альтернативные маршруты транспортировки углеводородов. Еще не поздно построить такую модель ГТС, когда труба будет поддерживаться в рабочем состоянии и объемы прокачиваемых нефти и газа будет определять не износ. Неверное определение проблем - это неверный способ их решения.

Максим Каменев

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Смотри также
Сервис подбора кредитов
  • Отправьте заявку
  • Узнайте решение банка
  • Подтвердите заявку и получите деньги
грн
Заказать кредит онлайн
Топ новости
Обсуждают

Читают

В Контексте Finance.ua