"Лугансктепловоз": никто не хотел покупать? — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

"Лугансктепловоз": никто не хотел покупать?

Фондовый рынок
1008
Очередной конкурс по продаже "Лугансктепловоза" произвел странное впечатление. Судя по тому, что происходило в тендерной комнате, никто из участников не хотел покупать предприятие. А Фонд госимущества, признав итоги приватизации, остался неудовлетворен полученной суммой.
Тем не менее, последнее слово может остаться за юристами группы "Приват", которую отсеяли накануне конкурса.
Как рассказал председатель Фонда госимущества (ФГИ) Александр Рябченко, из восьми претендентов, заинтересовавшихся "Лугансктепловозом", три были связаны с кипрской "Мантара Холдинг", владение которой приписывают Игорю Коломойскому. Очевидно, что интерес бизнесмена к машиностроительному предприятию был велик, и в итоге "Мантаре" все же разрешили подать заявку на конкурс.
Но вечером накануне торгов стало известно, что к ним допустили только две компании - российский "Брянский машиностроительный завод", входящий в "Трансмашхолдинг" (контролируется Искандером Махмудовым), и украинское "Сумское НПО им. Фрунзе", принадлежащее группе "Энергетический стандарт" Константина Григоришина. Как сказано в объяснении ФГИ, "Мантара" не предоставила сведения об источниках средств и подтвержденное украинским аудитором заключение к финотчету. В своем пресс-релизе ФГИ дал понять, что компания намеренно не подала эти документы, чтобы иметь возможность обжаловать конкурс в суде.
Реакции представителей "Мантары" на момент начала торгов не последовало. Появилась она позже, когда представитель компании Вячеслав Деришев заявил, что она готовится отстаивать свои интересы в суде, поскольку проведенный конкурс считают заранее предопределенным. В итоге торги по приватизации "Лугансктепловоза" велись без "Мантары".
Процесс продажи начался с объявления замглавы ФГИ и одновременно главы приватизационной комиссии Игоря Миронюка о том, что в зале присутствуют все 5 членов комиссии, глава ФГИ Рябченко, а также и замглавы специальной контрольной комиссии ВРУ по вопросам приватизации (он же - экс-глава ФГИ) Александр Бондарь. После чего напомнил присутствующим условия конкурса и официально подтвердил предварительную информацию о том, что к торгам допущены две компании - НПО им. Фрунзе и Брянский машзавод. Затем нотариус Киевского городского нотариального округа подтвердил, что арестов акций "Лугансктепловоза" и других отягощений активов предприятия не зарегистрировано.
В следующие 15 минут комиссия знакомилась с предложенными концепциями по развитию предприятия. За это время представители ФГИ успели изучить немало листков печатного текста, а журналисты со скуки принялись шутить - не видно ли на горизонте киприотов с претензиями.
"Изучив" концепции, члены комиссии сошлись во мнении, что замечаний к ним нет. Поэтому Миронюк попросил представителей компаний бросить свои предложения с ценами в прозрачную урну. Оба конверта оттуда вытащили уже через минуту, а еще через минуту все узнали, что участник №1 - НПО им. Фрунзе - предложил 400 млн. грн., т.е., стартовую цену торгов. Брянский машзавод, он же участник № 2, предложил на 10 млн. грн. больше - 410 млн. грн. После этого руководство процессом перешло к лицитатору, который рассказал о порядке проведения торгов, объявил их открытыми и озвучил информацию о продаваемых акциях и финансовых показателях "Лугансктепловоза". Напомним, на продажу было выставлено 166 583 259 (76,001%) акций компании, шаг торгов составил 4 млн. грн.
Затем лицитатор приступил к главному, предложив участникам торговаться. Представители компании на это не отреагировали - цена в 414 млн. грн. так и не была озвучена. Поэтому лицитатор был вынужден остановиться на цифре 410 млн. грн. от россиян и практически сразу сделать первый удар аукционным молотком. За ним без промедления последовал второй, но новых предложений не последовало. Лицитатор и члены комиссии, насколько можно было разглядеть на засвеченном солнцем экране, выглядели немного обескураженными отсутствием интереса участников торгов к лоту. После второго удара молотком лицитатору пришлось снова прорекламировать "Лугансктепловоз". Но, помедлив минутку, он все же вынужден был третьим ударом молотка продать пакет акций "Трансмашхолдингу" за 410 млн. грн. Глава комиссии посетовал, что так и не было сделано ни одного шага, но в целом присутствующие проголосовали "за" продажу.
Вскоре к журналистам на крыльцо ФГИ спустился Бондарь. Входя в здание фонда, он бросил на ходу "если бы я знал, что будут только две компании, я бы не приехал", уточнив, что о решении ФГИ узнал только вчера утром. А выйдя, он объявил торги пародией, полной профанацией и обвинил их участников в сговоре. "Если участник подает заявку, выводит из оборота 40 млн. грн., а потом даже не делает ни одного шага и в конверте пишет стартовую цену, то для чего он принимает участие в конкурсе?", - возмущался нардеп. Он также напомнил о существующем решении суда, согласно которому ФГИ должен будет вернуть ТМХ деньги за предыдущую приватизацию, и если учесть курсовую разницу, то государство еще окажется должным российскому предприятию за нынешний конкурс. Тем не менее, он считает ТМХ лучшим покупателем акций "Лугансктепловоза", хотя, по его мнению, тот мог заплатить цену и повыше, "а не покупать по демпинговым ценам, как он сделала сейчас с помощью государства". И все же он уверен, что правительство признает конкурс состоявшимся.
После бывшего главы ФГИ к журналистам вышел нынешний. "Нельзя сказать, что нам понравился конкурс", - завил он. И пообещал, что уже завтра подаст кассационную жалобу относительно возвращения денег ТМХ за предыдущую продажу "Лугансктепловоза". "Мы можем им вернуть только ту сумму, которую они платят по итогам сегодняшнего конкурса, то есть 410 млн. грн. Мы не можем выплачивать им $58 млн., предусмотренных решением суда", - объяснил он, ссылаясь на закон. Также Рябченко добавил, что ожидал, что за пакет акций удастся выручить хотя бы 500 млн. грн. Правда, он тут же отметил, что если бы ФГИ изначально установил стартовую цену в 0,5 млрд. грн., то ТМХ ждал бы уменьшения стартовой цены на 30%.
Последними к журналистам вышли представители Брянского машзавода и "Лугансктепловоза". Глава правления ЛТЗ Виктор Быкадоров сказал, что ТМХ является для них лучшим покупателем, пояснив, что в последнее время других заказов, в т.ч. со стороны "Укрзализныци", кроме российских у них не было. Радость от итогов торгов разделил с ним заместитель гендиректора ТМХ Анатолий Мещеряков. Правда, комментировать покупку и будущую дискуссию с ФГИ о возврате денег за прошлую приватизацию он не захотел.
Отсутствие же шагов в ходе торгов объяснил тем, что поскольку их стартовое предложение было выше, то торговаться с самими собой не было смысла. Долги по зарплате Мещеряков пообещал погасить в течение полугода, как предусмотрено соглашением. По его словам, ТМХ торговалась бы в любом случае примерно до той цены, за которую и купили. "Стоимость компании в настоящее время - вопрос значительно условный. В зависимости от того, как вы ее оцениваете", - отметил он. И добавил, что возможно, через год ТМХ вообще бы не стал покупать "Лугансктепловоз".
Последний тезис настораживает. Ведь, если россиянам "Лугансктепловоз" был не нужен, то можно предположить, что их заставили его купить. Причем инициатива шла из Кремля. А вот отказ торговаться со стороны Григоришина можно объяснить тем, что ему попросту запретили вести реальную борьбу в конкурсе. Скорее всего, из-за политических договоренностей Киеве и Москвы, которая постоянно вещает о защите российских инвесторов в Украине.
Наталья Тарасова
По материалам:
Ugmk.info
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас