Кому поможет Европейский валютный фонд — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Кому поможет Европейский валютный фонд

Казна и Политика
792
Европейский валютный фонд, призванный заменить МВФ в Европе, стал ареной борьбы тех, кому нужны деньги, с теми, кому нужна власть. Но станет ли он решением финансовых проблем?
Несомненно, это будет незабываемый год для Греции, в которой финансовый кризис и экономический спад постепенно переросли в долговой кризис. В текущем году страна планирует одолжить до 54 млрд. евро, чтобы рефинансировать 300-миллиардный совокупный долг. Кроме того, под жестким давлением ЕС Афины провели сокращение госрасходов и повысили налоги, чтобы добиться снижения бюджетного дефицита с нынешних 12,7% ВВП до 8,7% ВВП к концу 2010 года.
Греция стала угрозой для 11-летней успешной истории европейского монетарного союза. Но не она была "последней каплей", которая поставила ЕС перед необходимостью финансовых перемен. Если с Грецией Европа как-нибудь справилась бы своими силами в рамках существующих механизмов (да и Афины заявили, что в помощи не нуждаются), то перспектива технического дефолта Италии, Португалии, Испании, а также Великобритании не оставляет для "самостоятельности" никаких шансов. Теперь уже без посторонней помощи им не обойтись, потому что финансовая помощь проблемным странам от других участников ЕС запрещена общеевропейским законодательством. Однако принимать помощь из рук МВФ европейцы также особым желанием не горят. Взамен они хотят создать свой аналог МВФ - Европейский валютный фонд (ЕВФ). Но это надо сделать быстро и качественно, что в рамках нынешних механизмов едва ли возможно.
В теории
"Для внутренней стабильности в еврозоне нам требуется институт, у которого был бы опыт МВФ и соответствующие полномочия", - заявил в первых числах марта министр финансов Германии Вольфганг Шойбле. Таким институтом, по его мнению, должен стать Европейский валютный фонд.
По словам Шойбле, это позволит более оперативно реагировать на финансовые сложности государств-членов ЕС и не допускать в дальнейшем долговых кризисов. В частности, по замыслу немецкого министра, ЕВФ будет предоставлять срочные кредиты оказавшимся на грани дефолта странам, чтобы предотвратить их неплатежеспособность. Но только в случае самой крайней необходимости, когда возникает угроза "финансовой стабильности всей еврозоны". При этом Шойбле предлагает совместить возможности финансовой помощи с жесткими санкциями за нарушение финансовой дисциплины (штрафами, которые провинившиеся будут платить уже после преодоления финансовых трудностей благодаря деньгам ЕВФ) и сопровождать эту помощь требованиями провести коррекцию финансовой и экономической политики.
В целом идея создания ЕВФ не блещет оригинальностью, ее едва ли можно назвать новой. Она выдвигалась уже неоднократно. В особенности за время нынешнего финансового кризиса, когда европейцы осознали, что ни национальные, не централизованные европейские органы власти не могут быть единственными источниками предложения денег в том количестве, которое необходимо для восстановления экономического роста в регионе. Пуще всего идею стали обсуждать прошлым летом, когда вслед за Исландией и Ирландией на мели оказались Прибалтийские страны. Именно тогда встал вопрос о том, как можно обойти статью 103 Маастрихтского соглашения, запрещающую выкуп долгов одних членов ЕС другими.
В начале 2010 года более четкое видение решения проблемы (создание европейского варианта Международного валютного фонда) поступило от экспертов - директора Centre for European Policy Studies Дэниэла Гроса и главного экономиста Deutsche Bank Томаса Майера. По их мнению, основными задачами фонда могли бы стать поддержка проблемных стран, мониторинг финансовой дисциплины членов ЕС и предупреждение долговых кризисов в Европе. Кроме того, создание внутреннего МВФ позволило бы Евросоюзу избавиться от страха, что, взяв обусловленный кредит МВФ, европейская страна окажется под влиянием Вашингтона. Вдобавок экономисты предложили, чтобы ЕВФ финансировался за счет государств, имеющих наиболее слабые финансовые позиции.
Такая себе страховка суверена в международном масштабе. Это помогло бы снять проблему и морального риска, которая возникает, когда страна намеренно живет в долг с постоянным бюджетным дефицитом и безрассудно расходует средства, зная, что в случае дефолта она получит финансовую помощь и все обойдется. Впрочем, инициатива Гроса и Майера пока так и остается инициативой, хотя и продвигается ведущей страной ЕС - Германией. А количество вариантов формата ЕВФ тем временем растет как грибы после дождя. Причем каждый формат имеет довольно ограниченное число поклонников, что существенно уменьшает шансы на появление ЕВФ в сжатые сроки.
На практике
Пока проект ЕВФ пользуется поддержкой главным образом Германии и Франции, которые, в случае создания еврофонда по аналогу с МВФ будут в нем лидировать и смогут таким образом влиять на экономическую политику других членов ЕС. Конечно, инициативе рады и страны, ради которых фонд создается - Греция и Испания. Италия, ранее выступавшая за участие МВФ в финансовой поддержке европейских государств, пока не озвучила свое официальное мнение, но, по-видимому, поддержит проект ЕВФ, как только он примет более ясные очертания. Даже Великобритания, традиционно выступающая против дальнейшей централизации принятия решений в Европе, вроде бы открыта к свежим инициативам. В пользу ЕВФ высказался и Люксембург. Но главное, идея фонда была поддержана центральными евровластями - Еврокомиссией, которая внесла этот вопрос в повестку дня 9 марта. "Комиссия готова предложить такой европейский инструмент помощи, который потребуется для поддержки всех стран-членов зоны евро", - заявил Олли Рен, еврокомиссар по экономической и монетарной политике. Правда, по его словам, не факт, что ЕВФ будет создан вовремя, чтобы поддержать Грецию. Скорее "речь идет об улучшениях на будущее".
Между тем дебаты вокруг ЕВФ разгорелись даже в стране, выступившей с этим предложением, - в Германии. За создание фонда выступает правительство во главе с Ангелой Меркель, против - Бундестаг и немецкий центробанк во главе с Акселем Вебером. В отличие от Меркель, которая заинтересована в создании ЕВФ, Вебер утверждает, что "институализация скорой помощи" не только мало поможет, но и может оказаться даже "контрпродуктивной".
Более того, среди сторонников ЕВФ полным-полно разногласий относительно функционирования этой организации. Так, Германия предлагает ввести жесткие санкции за нарушение финансовой дисциплины. В то же время Франция считает подобную радикальность излишней. Германия видит ЕВФ как абсолютную альтернативу МВФ, поскольку, как отметил Шойбле, обращение европейской страны в МВФ свидетельствует о том, что Евросоюз не может самостоятельно разобраться в собственных проблемах.
Напротив, новые члены ЕС и некоторые старые его участники, например Италия, не отвергают помощи МВФ даже при наличии ЕВФ. Во многих странах считают, что ЕВФ призван прежде всего "вытащить" из затруднений Грецию и другие государства, переживающие трудности. Германия же полагает, что, как заявила Меркель, ЕВФ не должен оказывать сегодня помощь Греции и вообще будет создан лишь в долгосрочной перспективе. Наконец, проект ЕВФ разделил фискальные и монетарные власти многих стран на два враждующих лагеря. Если первые в той или иной степени выступают за создание этой организации, то в центробанках уверены, что, как выразился главный экономист ЕЦБ Юрген Штарк, подобному фонду вообще нет места в Европе.
В любом случае, решать вопрос создания ЕВФ придется коллективно всем 27 странам-членам Евросоюза, ведь для этого придется внести поправки в Маастрихтское соглашение, принятое в 1992 году, и Лиссабонский договор, вступивший в силу в 2009-м. А шансы, что всем участникам ЕС удастся прийти к единому мнению, невелики. Чтобы понять это, достаточно вспомнить процесс ратификации Лиссабонского договора, который затянулся на несколько лет.
Но в случае с созданием ЕВФ столько времени у европейцев попросту нет. Выйти из этого затруднительного положения можно несколькими способами. Во-первых, сузить принятие решения до зоны евро. Во-вторых, урегулировать данный вопрос в рамках существующей в ЕС законодательной базы. Вначале - как минимум в качестве политического объединения стран. Именно так (как эксперименты вне действующего правового поля) развивались институты Евросоюза и именно так возникли (и успешно работают, как показал опыт последних трех лет) большинство глобальных объединений вроде G7, G8 и G20. В-третьих, можно создать в дополнение к монетарному союзу - зоне евро - фискальный союз (к такому решению, скорее всего, в конце концов и приведет второй вариант). Тогда ЕВФ действительно сможет влиять на политику государств и проводить превентивную политику, а не просто "подрабатывать" местным спасателем. Или же (это четвертый сценарий) попросту сделать ЕВФ не независимой организацией наподобие МВФ, а европейским институтом, прикрепленным, например, к Европейскому центральному банку.
Какой путь будет избран в итоге - пока неясно. Согласно официальным заявлениям Еврокомиссии, сейчас как раз ведется разработка проекта ЕВФ. По словам Олли Рена, соответствующий документ будет представлен европейским властям в июне. Затем он будет направлен на рассмотрение следующего саммита G20.
Соперник или помощник?
В данный момент Европейский валютный фонд создается под вполне конкретные цели - спасти европейские страны, которые погрязли в долгах и еле выкарабкиваются из рецессии. Первоочередные "клиенты" ЕВФ - Греция, Италия, Испания, Португалия и, вполне вероятно, Великобритания. До сих пор финансовую помощь в виде недорогих кредитов эти страны стремились получить от МВФ, хотя за время нынешнего кризиса помощь этой организации получили лишь евросоюзовские новички (Румыния, Латвия и Венгрия) и никто из участников еврозоны. Тем не менее создание ЕВФ пошатнет и эти неустойчивые позиции МВФ в Европе, так как, по сути, еврофонду предстоит потеснить или даже полностью заменить МВФ в регионе. Впрочем, в МВФ говорят, что речь о конкуренции между двумя организациями не идет, и мировой фонд отнюдь не против создания ЕВФ. Как заявил по этому поводу директор-распорядитель МВФ Доминик Стросс-Кан, пока неясно, какую форму примет данный институт, однако МВФ готов сотрудничать с региональным монетарным фондом. Впрочем, МВФ чувствует, что он еще будет востребован. "Подобные идеи не реализуются за одну ночь, а проблема Греции требует безотлагательного решения", - отметил Стросс-Кан.
Между тем, избежав влияния Вашингтона в лице МВФ, Евросоюз может столкнуться с такими же опасностями со стороны хоть и европейских, но отнюдь не аполитичных государств, которые окажутся у руля ЕВФ. Наиболее вероятные кандидаты на эту "должность" - Германия и Франция. Но все будет зависеть от механизма финансирования фонда. Если квоты будут распределяться так же, как это делается в МВФ, то, скажем, Германии будет проще простого надавить на какую-либо из стран, как она уже пыталась сделать, заставляя Ирландию повысить корпоративный налог. Если же формирование фондов ЕВФ будет происходить по схеме, которую предложили Грос и Майер, то подобной опасности удастся избежать. Чей вариант в итоге выиграет, зависит не только от их преимуществ, но и от того, насколько эффективно государства будут лоббировать свои интересы.
Например, при наиболее удачном раскладе для Греции ЕВФ будет сформирован уже летом этого года, причем при довольно умеренных штрафах. При наиболее удачном раскладе для Германии ЕВФ не будет создан раньше, чем все страны еврозоны встанут на путь экономического роста и от фонда будет требоваться только предупреждение будущих кризисов, а значит, даст Германии максимум власти при минимальных расходах. Но в обоих случаях МВФ, скорее всего, окажется не при делах и постепенно переключится на развивающиеся страны мира.
Финансирование Европейского валютного фонда*
Взносы в ЕВФ делают лишь те страны, которые нарушают Маастрихтские критерии. Уровень взносов рассчитывается так:
  • 1% ежегодно от накопленной суммы "избыточного" долга, который рассчитывается как разница между фактическим уровнем госдолга на конец предыдущего года и Маастрихтским "потолком" в 60% ВВП. Например, долг Греции в 2009 году составлял 115% ВВП. Соответственно, Греция должна была бы внести в ЕВФ 0,55% ВВП.
  • 1% "избыточного" дефицита бюджета, то есть разницы между дефицитом за данный год и его максимальным потолком, согласно Маастрихтским критериям, в 3% ВВП. Например, в 2009 году дефицит бюджета Греции составил 13% ВВП. Соответственно, Греция должна была бы внести в ЕВФ 0,1% ВВП.
В целом за 2009 год Греция должна была бы внести в ЕВФ 0,65% ВВП.
*По концепции ЕВФ, разработанной Дэниэлом Гросом (CEPS), Томасом Майером (Deutsche Bank)
Источник: CEPS, Д. Грос, Т. Майер, How to deal with sovereign default in Europe: Towards a Euro(pean) Monetary Fund, февраль 2010 г.
Уязвимость экономикзоны евро*
*На основе прогноза Еврокомиссии на 2010 г.
**Финансовая уязвимость экономики в результате внезапного прекращения внешнего финансирования, с "-" - наименее уязвимые, с "+" - наиболее уязвимые
Источник: CEPS, Д. Грос, Т. Майер, How to deal with sovereign default in Europe: Towards a Euro(pean) Monetary Fund, февраль 2010 г.
Претензии банков Греции, млрд. евро*
*В скобках: процент ВВП соответствующей страны
Источники: BIZ, МВФ
Елена Снежко
По материалам:
Інвестгазета
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас