Дороги… е… мои — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Дороги… е… мои

Казна и Политика
3479
Попытка украинского правительства использовать опыт США и Германии, которые в середине прошлого столетия восстанавливали свои экономики после Великой депрессии и войны, проводя массовое дорожное строительство, с треском провалилась.
Напомним: в конце 2008 г. экс-премьер-министр страны Юлия Тимошенко не уставала заявлять, что активное развитие дорожной инфраструктуры поможет украинской экономике в кратчайшие сроки оправиться от кризиса. В декабре 2008 г. Кабмин даже утвердил ряд проектов по строительству 19 транзитных магистралей, и Тимошенко сообщила, что на развитие транспортной инфраструктуры в 2009 г. государство готово выделить 118 млрд грн. Но в течение всего прошлого года эта цифра, как и сама идея, ни разу больше не всплывала.
Всего же, по данным Государственной службы автомобильных дорог Украины ("Укравтодор"), на финансирование дорожно-строительной отрасли из разных источников (местных бюджетов, кредитов международных финансовых организаций, спецфонда "Укравтодора" и за счет выпуска векселей) в прошлом году удалось насобирать 16,8 млрд грн. И хотя эта сумма на 83% превышает объемы финансирования автостроя в 2008 г., украинским дорогам от этого легче не стало, поскольку 9,8 млрд грн. "Укравтодору" в 2009 г. пришлось потратить на погашение долговых обязательств. Напомним: в 2009 г. банк Morgan Stanley, в 2007 г. выдавший "Укравтодору" кредит на $930 млн, потребовал его досрочного погашения.
Кроме того, улучшить состояние отечественных автодорог мешали нерадивые автолюбители, которые в прошлом году откровенно саботировали покупку новых автомобилей и покрышек, злостно недозаправляли свои баки горючим. В результате план поступлений в спецфонд "Укравтодора" в 2009 г. был сорван. Согласно ему, в прошлом году в спецфонд от ввозной пошлины на нефтепродукты, транспортные средства и шины должны были поступить 3,5 млрд грн. (поступили 0,7 млрд грн.), от акцизного сбора с ввозимых в Украину нефтепродуктов и транспортных средств - 4,97 млрд грн. (поступили 2,9 млрд грн.), от акцизного сбора с произведенных в Украине нефтепродуктов и транспортных средств - еще 6,4 млрд грн. (поступили 3,4 млрд грн.).
"В 2009 г. из нашего спецфонда должны были поступить 14 млрд грн., но фактически поступила лишь половина этих средств", - жаловался на позапрошлой неделе председатель "Укравтодора" Вадим Гуржос (на прошлой неделе получивший к своей должности приставку "экс-"). В результате на строительство, капитальный ремонт и реконструкцию дорог в 2009 г., по его словам, были потрачены лишь 3,8 млрд грн., которые позволили полностью завершить работы и ввести в эксплуатацию 238 км дорог.
Нежданчик
Как всегда, весьма неожиданно для украинских автодорожников пришла суровая зима, превратившая украинские дороги просто в направления. Резкое снижение (и перепады) температуры, а также губительные осадки в виде снега и дождя привели к тому, что покрытие основной массы дорог превратилось в сплошные ямы. Грузоперевозчики подчеркивают, что ездить по некоторым дорогам стало вообще невозможно, из-за чего у них существенно увеличились расходы на содержание автомобильного парка и сроки доставки грузов. По словам Богдана Ляшука, президента общественной организации "Союз перевозчиков Украины", срок износа ходовой части автомобилей уменьшился на 30%. Сергей Устинов, операционный менеджер ЗАО "DHL International Ukraine", отмечает, что у его компании существенно выросли расходы на содержание автопарка, на протяжении зимы приходилось регулярно пересматривать расписание доставок грузов.
Оказывается, обратили внимание на дорожные проблемы и в самом "Укравтодоре". Как подтверждает Гуржос, из 169,4 тыс.км дорог общего пользования "70% требуют обновления". В общем же, по его данным, объемы разрушений и деформаций на дорогах существенно увеличились: в 2005 г. этот показатель составлял 19% всей протяженности автодорог общего пользования, в 2009 г. - не менее 24%, а в текущем году (когда сойдет снег, пройдут дожди, обнажатся все ямы и дыры) ожидается увеличение этого показателя до 48%. В физических величинах 24% соответствуют 5 млн кв.м, из которых более 2 млн кв.м ям "расположились" на дорогах государственного значения. В связи с этим Гуржос на прощанье посоветовал не ездить по украинским дорогам быстрее 90 км/ч, поскольку "никакие дороги Украины сейчас не позволяют безопасно двигаться с такой скоростью". Стоит отметить, что такое предостережение отдает лукавством, поскольку некоторые дороги (включая и международные магистрали) не позволяют двигаться даже со скоростью 60 км/ч.
Героическая борьба "Укравтодора" с неожиданно разыгравшейся снежной стихией (ведь действительно странно, когда зимой в наших широтах идет снег) заслуживает особых дифирамбов. Ведь с начала зимы некоторые дороги регулярно перекрывали из-за заметания снегом. Но вот как боролись с ним автодорожники, это уже другой вопрос. Например, заметили ли киевляне, из каких таких мест (когда и в каких направлениях) "Киевавтодор", входящий в структуру "Укравтодора", согласно его же отчету, "с начала зимнего сезона вывез из столицы более 130 тыс.т снега"?
В принципе, так же незаметно (судя по результатам) выглядит и борьба с ямами на дорогах. Вадим Гуржос утверждает, что ремонт 1 кв.м ям обходится в 200 грн., и просит не удивляться тому, как происходит этот ремонт (который часто заключается просто в засыпании ям в дождь или снег асфальтной крошкой): "Сейчас проводится аварийный ремонт, который допускает отклонение от технических требований по ремонту, так как он является временным, на один-три месяца, для обеспечения проезда до нормального ремонта".
После таких объяснений на ум сразу приходит старая истина: "Нет ничего более постоянного, чем временное". И в пользу ее правдивости свидетельствуют несколько фактов. Во-первых, по словам бывшего главного автодоровца, чтобы залатать ямы (которые через полгода-год после залатывания становятся только шире и глубже) к концу весны, необходим минимум 1 млрд грн. (200 грн. помножить на 5 млн кв.м). А где их взять в такие краткие сроки, непонятно (да и площадь ям в 2010 г., согласно прогнозу самого "Укравтодора", должна увеличиться минимум вдвое). Во-вторых, по словам того же Гуржоса, стоимость капитального ремонта 1 км дороги, по международным стандартам, составляет в среднем EUR500 тыс.
"Если взять 70% от 170 тыс.км (общая протяженность всех дорог местного и государственного значения в Украине) и умножить их на EUR500 тыс., то выйдет сумма, которую просто страшно озвучивать (около EUR60 млрд)", - сообщил он. Из этого следует, что Украине хороших дорог не видать, как своих ушей.
Что же дальше
Тем не менее в текущем году, обещают в "Укравтодоре", дороги строить и ремонтировать будут. В 2010 г. дорожно-строительная отрасль надеется раздобыть на свои нужды 20 млрд грн. Но это случится, утверждают дорожники, только если парламент примет закон об увеличении акциза на топливо. Тогда поступления в спецфонд от акцизов составят 10 млрд грн., и международные финансовые организации, от которых "Укравтодор" надеется получить 3,5 млрд грн. кредитов, станут лояльнее к украинским дорожникам. Из этих 20 млрд грн. на ремонт и строительство дорог будут потрачены 13,5 млрд грн., оставшиеся 6,5 млрд грн. пойдут на погашение ранее взятых кредитов.
Но пока перспектива выделения 13,5 млрд грн. на улучшение дорог вилами по воде писана, у украинских автомобилистов остается надежда, что в порядок приведут хотя бы дороги, строительство и ремонт которых предусмотрены в рамках подготовки к Евро-2012 г. Правда, и в этом случае остается надеяться на лояльность международных финансовых организаций, поскольку государство планирует дать на дороги под Евро-2012 только 3,9 млрд грн., а недостающие 5,7 млрд грн. нужно выпросить у "иностранцев". По крайней мере, в прошлом году, по словам Гуржоса, привлечь средства для Евро-дорог под государственные гарантии не удалось. В результате чего из 3,9 млрд грн., на которые в прошлом году готовили украинские дороги к приему футбольного Чемпионата Европы, только 1,5 млрд грн. составили средства международных финансовых организаций, остальная сумма была выделена из госбюджета.
Оксана Яковлева, исполнительный директор АО "ДПД Украина"
- Сложные погодные условия прошедшей зимой значительно ухудшили и без того неидеальное состояние дорог в Украине. Наиболее сложная ситуация - в восточном и южном регионах. Некоторые трассы до сих пор закрыты или планируются к закрытию в ближайшее время, что вынуждает искать обходные пути, соблюдая при этом сроки доставки. Все эти факторы существенно повлияли на работу всех грузоперевозчиков. Все без исключения службы доставки испытали и испытывают проблемы со сроками доставки грузов. У
худшение покрытия украинских автодорог и погодные условия прошедшей зимой существенно осложнили движение транспорта, а соответственно, и сам процесс доставки грузов клиентам. В среднем, транзитное время транспорта в пути увеличилось на 20-40%. Из-за закрытия некоторых участков дорог компаниям приходилось оперативно вносить изменения в маршруты следования транспорта по Украине. По сравнению с предыдущими периодами количество задержек и поломок транспорта в пути возросло на 30%. Основными причинами стали неисправности ходовой части автомобилей, разбитая резина в результате попадания транспорта в ямы и выбоины на дорогах, перекрытие трасс.
Олег Каленский, директор по стратегическому маркетингу и развитию компании "УВК"
- Ноябрь-декабрь 2009 г. многие торговые компании рассматривали как период, за который в уходящем кризисном году удастся выровнять свои коммерческие результаты. И если до середины декабря инфраструктура и конъюнктура в целом поддерживали и грузовладельцев, и логистические компании, то с середины декабря настали непростые для многих времена. В частности, наша компания вынуждена была в усиленном режиме эксплуатировать свой парк, что вкупе с ухудшением состояния украинских автодорог повлекло значительное увеличение затрат на ремонт автомобилей. Например, если в III квартале 2009 г. на ремонт авто расходовалось менее 1% оборота от реализации услуги "Адресная доставка по Украине", то в IV квартале 2009 г. - уже более 2%. Не говоря уже о таких инфраструктурных проблемах, как несвоевременная уборка трасс и закрытие некоторых трасс из-за непогоды, что в результате тоже приводило к срывам сроков доставки клиентских грузов. Не особо радует ситуация и сейчас, если, согласно недавнему сообщению "Укравтодора", дороги начнут ремонтировать не ранее мая текущего года, и то при условии успешного бюджетного финансирования.
Ангелина Бакалинская
По материалам:
Бізнес
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас