Как просить о повышении зарплаты: Растущие запросы vs реалии — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Как просить о повышении зарплаты: Растущие запросы vs реалии

Казна и Политика
15752
Прогнозируемые показатели роста зарплат по ряду отраслей выглядят скромнее, нежели в прошлом году. Как аргументировать повышение c учетом посткризисных реалий?
Увеличение зарплаты - мотивация, за которую в этом году может разгореться нешуточная борьба. Ведь число работодателей, которые в 2010-м будут готовы пойти на такой шаг, может сократиться вдвое.
Один уважаемый мною специалист старательно работал не покладая рук, но на удивление не заговаривал о повышении. Я уже сам с руководителем отдела по работе с персоналом переговорил о том, чтобы перевести его на должность повыше. Когда сотрудник наконец-то созрел и пришел ко мне в кабинет с фразой: "Мне нужно с вами серьезно поговорить" - и завел речь о повышении, я тут же сказал ему: "Ну наконец-то ты ко мне пришел по этому вопросу". История из практики, рассказанная основателем группы компаний Sport-Life Дмитрием Екимовым, представляет собой идеальный случай взаимопонимания между руководителем и подчиненным, когда работник адекватно оценивает свои силы, а руководитель не игнорирует его заслуги и поощряет подчиненного повышением в должности или зарплате. Однако реальность зачастую далека от идеала. Нередко руководство не проявляет инициативы в данном вопросе, а подчиненные, терзаемые страхом перед начальством, не могут грамотно и аргументированно изложить свою просьбу о повышении.
В сложных экономических условиях ситуация может еще больше усугубиться. Конкуренция в коллективах будет неизменно расти, а приоритетность материальной мотивации для работодателя - уходить на второй план. Как свидетельствуют результаты недавно обнародованного исследования "Актуальные задачи в управлении персоналом", проведенного компанией TOTAL HR Consulting, если в прошлом году вопросы материальной мотивации, в рамках которой происходило повышение зарплат и корректировка льгот/компенсаций, были актуальны для 32% опрошенных HR-директоров и топ-менеджеров компаний, то в 2010-м этот показатель сократится вдвое. В целом работодатели намерены более взвешенно подходить к повышению зарплат и карьерному росту персонала. Соответственно, желающим получить повышение придется быть готовыми более чем убедительно аргументировать свое желание роста.
Только факты
"Дмитрий Иванович, здравствуйте. Я бы хотел поговорить с вами… Понимаете, я работаю в компании уже два года, и за это время мне ни разу не поднимали зарплату. Хотя практически все мои коллеги получают больше меня". - "Вот как, а почему я должен поднимать вам зарплату? Аргументируйте свою просьбу. Что полезного вы сделали для компании помимо того, что работаете два года и выполняете свои прямые обязанности?" - "Ну разве этого мало?" - "Мало, голубчик". В описанной ситуации, произошедшей с одним менеджером по продажам, наверняка многие узнают себя и посочувствуют "голубчику", который на самом деле не такой уж плохой работник, да и выполняет много функций сверх своих обязанностей. Однако он не смог грамотно аргументировать свою просьбу, поскольку не подготовился к щепетильной беседе.
Главным шагом в процессе подготовки к "походу" в кабинет начальства должен стать анализ своей работы и достижений на профессиональном поприще. Для инициации любых кадровых решений сотруднику важно опираться на объективную информацию, конкретные факты, аргументированную предпосылку. Если таковые отсутствуют, просьба о повышении успехом не увенчается.
Перечислите свои успешные проекты, подчеркните, что улучшилось в работе компании благодаря вашим усилиям, как вырос объем, расширился перечень услуг, улучшился сервис, повысилась безопасность, снизились потери и т. п. Кстати, не забудьте напомнить и о тех "услугах", которые вы регулярно оказываете руководству, но которые не входят в ваши прямые обязанности. Например, если будучи менеджером по продажам вы общаетесь с прессой (ввиду отсутствия PR-департамента) или по просьбе шефа выступаете на переговорах в качестве переводчика, в разговоре о повышении стоит упомянуть и об этом.
Итак, проанализируйте и изложите в письменной форме то, какие обязанности вы выполняете, а также то, что вы делаете сверх этих обязанностей. Оцените объем того, что вы еще можете сделать, например, сократить затраты, увеличить доходы, усовершенствовать технологию, и просите прибавку к жалованью конкретно под эти работы.
"На своей предыдущей работе я принес бизнес-план расширения производства и предложил его боссу. Предполагалось, что новая установка начнет давать отдачу через четыре месяца. Своему начальнику я сказал: "Если я достигаю указанных показателей, вы увеличиваете мне зарплату вдвое и компенсируете разницу за предыдущие месяцы". В итоге я не дотянул до запланированных показателей 17%. Хотя мне все же увеличили зарплату в 1,8 раза, что тоже было неплохим результатом. К тому же компенсация была очень приятной добавкой к летнему отпуску", - рассказывает Ашот Арутюнян, директор по маркетингу и развитию компании "БЮРО ВЕРИТАС Сертификейшн".
Очень важно правила игры определить в самом начале трудовых отношений и не только понимать ожидания руководства, но и четко фиксировать все те конкретные задачи, которые перед вами ставят, а также в какие сроки их необходимо достичь. "Определите срок, по истечении которого можно проанализировать ситуацию, сделать конкретные выводы и, самое основное, оценить качественные и количественные показатели, и только после этого инициируйте решение об изменении в должности или материальном поощрении", - говорит Александр Ступко, директор департамента по управлению персоналом VAB Банка.
Где? Когда?
"Дорогие наши девушки, поздравляю вас с 8 Марта и желаю больших достижений на вашем профессиональном поприще. И будьте уверены: наша компания всегда будет рада помочь вам в этом!" Эти поздравительные слова начальника 27-летния Юлия восприняла буквально и сразу после окончания его торжественной тирады подошла к нему со словами: "Ой, знаете, я как раз хотела поговорить с вами о своем продвижении…" На удивление, начальник, вместо того чтобы поддержать Юлину инициативу, сдержанно сказал, что праздник не лучшее место для такой беседы, и предложил перенести разговор на другое время. К этому разговору он так и не вернулся. Из этой истории, произошедшей в одной небольшой киевской юрфирме, следует один закон: не заводите речь о вашем повышении на корпоративной вечеринке. Ничего кроме раздражения своего шефа вы не добьетесь. Даже если он и находится в хорошем расположении духа, при первых же ваших словах от его благодушия не останется и следа. Самое удачное место для такого разговора - кабинет руководителя. Там он чувствует себя на своей территории. Хотя, если вы с вашим боссом на короткой ноге, для подобного разговора может подойти любое место.
Обращаться с просьбой повысить жалованье логичнее всего раз в год, когда идет плановое повышение зарплат, советует Ашот Арутюнян. Хотя все зависит от ситуации, и ждать целый год вовсе необязательно. Эксперты советуют начинать разговор с руководством о повышении жалованья или в должности после успешно реализованного сотрудником проекта или каких-то явных его достижений. Тогда и просьба о надбавке будет выглядеть вполне справедливой, ведь работник не только справился со своими должностными обязанностями, но и принес дополнительную ценность компании.
Что касается времени разговора, то многие руководители сами советуют заводить его с ними во второй половине дня, когда у начальника прошел первый утренний рабочий стресс и уже после обеда он находится в хорошем расположении духа. "Накануне предупредите шефа о том, что вы хотели бы обсудить с ним несколько важных вопросов, и попросите уделить пару минут. Когда же ваш начальник согласится на встречу, подготовьте свои аргументы, почему именно сейчас вы заслужили повышения", - говорит Наталья Гайдукова, начальник отдела кадров компании "ИнтерХим".
Готовьте почву заранее
Почти в каждом коллективе есть так называемое приближенное лицо - секретарь или любой другой сотрудник, находящийся в хороших отношениях с руководством. Если при этом у вас сложились с ним дружеские отношения, можно попробовать действовать через него. Говорите о своих намерениях прямо, а уж он/она постарается донести до начальства вашу надежду на повышение как можно дипломатичнее, тем самым морально подготовив босса к разговору. Если же "серый кардинал" не является вашим близким другом, то дипломатический подход придется выработать вам, аккуратно намекнув о своем желании. Будьте уверены, ваши намерения достигнут ушей руководства.
Зачастую ранее незаметный сотрудник вызывает интерес у босса после того, как получает предложение о работе в другой компании. В такой ситуации руководство начинает следовать принципу "засватанная девушка всем нужна" и подумывает о том, что, возможно, недооценило своего подчиненного. Ведь не просто так конкуренты согласны платить ему больше. Поэтому если вы чувствуете, что вас недооценивают, попробуйте определить свою рыночную цену, отправив резюме в другие компании. Даже если у вас нет желания менять место работы, это поможет вам "сложить себе цену" и понять, так ли уж вы не заслуживаете повышения в должности или зарплате. Таким образом, на момент разговора с начальством у вас будет еще один козырь. Если ваше руководство в вас заинтересовано, вы получите повышение, если же нет, то путь к отступлению вам обеспечен - вы можете уйти на новое место. Избрав такую тактику, главное не поддаться искушению шантажировать начальство. Ведь босс может решить, что вы ему обходитесь слишком дорого, и "уступить" вас конкурентам. И тогда вам действительно придется уволиться, даже если изначально вы просто блефовали.
Отставить!
Часто руководитель в силу разных причин не может удовлетворить просьбу сотрудника. При этом для некоторых отказ в повышении может стать серьезным демотивирующим фактором. Поэтому начальнику необходимо сохранить такт, четко аргументировать причины отказа. Чтобы минимизировать негативные последствия, нужно приободрить человека, дать понять, что вы в него верите и что, постаравшись, он сможет добиться желаемого. В этой связи следует помочь работнику разобраться в ошибках и правильно расставить приоритеты.
Отказывая сотруднику, руководитель может апеллировать к конкретным результатам, которых он не достиг. Также, если невозможность повышения обусловлена внутрикорпоративными причинами, приостанавливающими материальные и нематериальные мотивации, это также важно объяснить подчиненному.
Александр Ступко рассказывает о том, как можно, не удовлетворив просьбу сотрудника о повышении, не демотивировать его, а наоборот - вдохновить на самосовершенствование как профессионала: "В одной из компаний, в которой мне пришлось работать раньше, существовал принцип performance-appraisal. Раз в полгода непосредственный руководитель проводил аттестацию своих подчиненных. По ее результатам принималось решение относительно необходимости повышения заработной платы либо повышения в должности. К одной из аттестаций я подошел очень подготовленным, и на тот момент мне казалось, что смогу пройти ее без проблем. Упорно готовился, но меня постигла неудача: хотя результаты моей работы и оценили удовлетворительно, желаемого повышения я тогда не получил. Но мой шеф смог так грамотно и профессионально объяснить причину, апеллировать к конкретным результатам и проявить настолько высокий уровень менеджерского мастерства, что я не был демотивирован. Я четко понял для себя, что это абсолютно объективная оценка и что нужно еще над собой работать. Результат не заставил себя долго ждать, и уже во второй раз, проходя аттестацию, я смог получить повышение".
Многие эксперты сходятся во мнении, что с подчиненным нужно просто поговорить о его работе в компании в целом, обсудить достижения и пробелы. При таком разговоре все станет на свои места. И если действительно у подчиненного было много упущений в работе, он сам поймет, что еще рано рассчитывать на большую зарплату или высшую должность. Но, как правило, о повышении всегда просит тот, кто действительно его заслуживает.
Запрещенные приемы
Чего нельзя делать, решившись на просьбу о повышении
• Шантажировать руководство. Сотрудник, пользуясь своей эксклюзивностью ("только я могу выполнять эту функцию"), может пойти на торг с руководством. Но это принесет кратковременный эффект. С этого момента такому специалисту уже негласно ищут замену.
• Жаловаться начальству на чрезмерные объемы работы. Аргументы типа "Я работаю уже два года, ни разу не был в отпуске и никогда не брал больничный" или "Я все выходные провожу в офисе", как правило, ничего кроме раздражения не вызывают.
• Сравнивать себя со своими коллегами: "Маша работает столько же, сколько и я. Но ей вы зарплату подняли, а мне нет". Делая такие заявления, вы показываете, что у вас отсутствует чувство команды, зато присутствует чувство зависти. Соответственно, у руководства снижается доверие к вам.
• Обижаться на руководство. Даже если ваша просьба отклонена, не воспринимайте это как критику в свой адрес. Это всего лишь критика вас как специалиста, которому стоит больше работать над собой.
По материалам:
Інвестгазета
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас