Глотательный рефлекс — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Глотательный рефлекс

9287
Банки начали забирать бизнес у собственников, которые не могут рассчитаться по кредитам. Наиболее активно в этом направлении работают российские банковские группы.
Съесть…
Так, по данным из открытых источников, Донецкий электрометаллургический завод (ДЭМЗ), входящий в российскую группу компаний "Эстар", перешел под управление "Альфа-Групп". Владелец группы компаний "Эстар" Вадим Варшавский в январе 2008 г. приобрел ДЭМЗ у группы ISTIL, подконтрольной бизнесмену Мохаммаду Захуру. При этом сделку финансировал российский Альфа-Банк, выделивший на эти цели около $1 млрд. Однако в прошлом году компания г-на Варшавского начала испытывать трудности с обслуживанием кредитов. Один из кредиторов обратился в суд, инициировав процедуру банкротства "Эстара". Кроме того, в ноябре 2009 г. российский Альфа-Банк обратился в Арбитражный суд г.Москвы с намерением взыскать почти $23,5 млн кредитной задолженности водочного холдинга "Союз-Виктан".
Примечательно, что данный кредит был выдан украинскому подразделению компании. В "Альфа-Банке (Украина)" отказались комментировать ситуацию. "Это кредиты центрального офиса. Обращайтесь за комментариями к ним", - предложила Юлия Евтушенко, начальник отдела PR "Альфа-Банк (Украина)". Однако в Москве предпочли воздержаться от комментариев.
Между тем, как уже сообщалось, суммарная задолженность "Союз-Виктана" только перед украинскими банками достигала $200 млн. В этой связи некоторые кредиторы даже обращались в суд с просьбой запретить выезд за границу руководителю и совладельцу компании Андрею Охлопкову.
По словам Вячеслава Юткина, первого заместителя председателя правления Проминвестбанка (дочерний банк российского Внешэкономбанка; ВЭБ), компанию "Союз-Виктан" кредитовали 6-7 банков, среди которых финучреждения с российским капиталом - Сбербанк, "ВТБ Банк" и Альфа-Банк. Кроме того, кредиторами компании также являются "ОТП Банк" и УкрСиббанк. Руководитель пресс-службы компании "Союз-Виктан" (г.Киев; с 1994 г.; 3 тыс.чел.) Сергей Блажко отказался давать какие-либо официальные комментарии: "Сейчас мы находимся в стадии банкротства, поэтому было принято решение не давать никакой информации". В то же время, по информации УНИАН от 6 января 2010 г., частью производственных мощностей "Союз-Виктана" распоряжается Крымская водочная компания, которую связывают с Игорем Татарченко, бывшим председателем российского госпредприятия "Союзплодимпорт" (крупный производитель алкогольных напитков). В свою очередь, председатель правления "ВТБ Банка" (г.Киев; с 2005 г.; 4 тыс.чел.) Вадим Пушкарев заявил, что группа "ВТБ" не является кредитором "Союз-Виктана". "Вы, наверное, путаете ВТБ и ВЭБ. Очень многое из подвигов ВЭБ приписывают нам", - отметил банкир.
Настоящей сенсацией стала сделка по поглощению российскими инвесторами активов украинского металлургического бизнеса. По информации из открытых источников, 31 декабря 2009 г. группа российских инвесторов, среди которых значится владелец швейцарского трейдера Carbofer (бывший совладелец "Евразхолдинга") Александр Катунин, приобрела 50%+2 акции корпорации "Индустриальный Союз Донбасса". Свои акции продал Виталий Гайдук, один из совладельцев "ИСД".
Сумма сделки не разглашается, но известно, что ее профинансировал российский ВЭБ.
Собственниками оставшихся 49,99% акций "ИСД" по-прежнему являются действующие акционеры - Сергей Тарута и Олег Мкртчян. Аналитики сходятся во мнении, что "ИСД" была вынуждена привлечь нового инвестора для расчетов с кредиторами. По словам директора представительства ЕБРР в Украине (г.Киев; с 1993 г.; 32 чел.) Андре Куусвека, сейчас корпорация "ИСД" ведет переговоры о реструктуризации задолженности перед 40 банками. Участники рынка оценивают долги "ИСД" перед кредиторами в $3 млрд. "При таких объемах задолженности и рыночной конъюнктуре продаться - это не самый худший вариант", - заметил Владимир Хлывнюк, председатель правления банка "Финансы и Кредит" (г.Киев; с 1993 г.; около 5 тыс.чел.). В свою очередь, Вячеслав Юткин подтвердил, что фондирование сделки осуществлял ВЭБ, но без привлечения Проминвестбанка.
"Поэтому я не знаком с деталями. Знаю, что сделка обсуждалась около полугода. Внешэкономбанк не кредитовал корпорацию "ИСД", поэтому вряд ли уместно говорить о классическом случае поглощения компании за долги. Тем более что задолженность "ИСД" перед Проминвестбанком, которая на начало текущего года составила около $35 млн, обслуживается идеально", - пояснил Юткин.
Как известно, ВЭБ является агентом правительства Российской Федерации, а его наблюдательный совет возглавляет лично премьер-министр РФ Владимир Путин. "Получение прибыли не является основной целью Внешэкономбанка", - заявил летом прошлого года Владимир Дмитриев, председатель ВЭБ.
Украинские банкиры убеждены, что участие в сделке Внешэкономбанка свидетельствует о ее политическом подтексте. "Я думаю, что ВЭБ подставил финансовое плечо частному российскому бизнесу, чтобы потом государство получило возможность влиять на поглощенный бизнес, а следовательно, на целый ведущий сектор экономики другой страны", - отмечает Ярослав Колесник, председатель правления банка "Форум".
С такими выводами согласен председатель правления другого крупного банка, пожелавший остаться неназванным: "Насколько я понимаю, у российских банков, тем более с государственным капиталом, есть установка отбирать бизнесы заемщиков. Их агрессивность по отношению к заемщикам в некоторой степени связана с этими установками".
…и не подавиться
Следует заметить, что крупнейшие российские госбанки активно кредитовали крупный украинский бизнес под залог корпоративных прав, чем не очень активно занимались, скажем, западные банковские группы. "Сегодня ВТБ может делать достаточно серьезные вещи, которые трудно осуществить другим банкам. Нас же не смущает практика кредитования под залог пакета акций каких-либо ведущих предприятий. Мы этого не боимся", - заявлял более двух лет назад Андрей Костин, президент - председатель правления ВТБ.
Владимир Хлывнюк подтверждает, что некоторые банки еще в процессе выдачи кредитов ставили перед собой цель в конечном итоге отобрать бизнес у заемщика. "Позиция банка в этом вопросе зависит от политики его учредителей. Но я знаю много примеров, когда за долги банки забирали бизнес заемщиков", - констатировал банкир. В этой связи напомним, что еще три-четыре года назад Нацбанк убеждал участников рынка в необходимости ограничения присутствия иностранного государственного капитала на отечественном банковском рынке.
"Мы считаем, что неконтролируемая деятельность иностранных госбанков на нашей территории может представлять серьезные риски для экономической безопасности Украины. Неограниченные финансовые возможности этих банков ставят их вне конкуренции. Взять ту же Россию, ее госбанкам ничего не стоит вложить в развитие собственного бизнеса много миллиардов долларов. Капитал Внешторгбанка или Сбербанка РФ превышает капитал всей нашей банковской системы, поэтому тут, безусловно, нужно вводить ограничения", - заявлял Анатолий Шаповалов, первый заместитель председателя НБУ.
Сейчас на украинском банковском рынке работают дочерние структуры четырех крупнейших госбанков РФ - Проминвестбанк, Дочерний банк Сбербанка России, "ВТБ Банк" и "БМ Банк". Банкиры отмечают, что помимо госбанков в поглощении бизнеса своих заемщиков часто заинтересованы финучреждения, входящие в те или иные ФПГ. "Стоит различать стратегию банков в зависимости от принадлежности к ФПГ. Если банк является частью ФПГ, он может пойти на поглощение бизнеса. Независимые рыночные банки устанавливают контроль над бизнесом заемщика только в самом крайнем случае", - считает Доминик Меню, глава представительства BNP Paribas в Украине.
Николай Лагун, председатель наблюдательного совета "Дельта Банка", тоже убежден, что банки, занимающиеся исключительно классическим банковским бизнесом, не заинтересованы в поглощениях бизнеса заемщиков. "Банкам не нужны непрофильные активы. Сейчас финучреждения нуждаются в ликвидности и капитале. Поглощение бизнеса заемщика - это крайняя мера. При этом банк должен понимать, что дальше делать с этим бизнесом", - резюмировал банкир.
Банкир - о безысходности
Вячеслав Юткин, первый заместитель председателя правления Проминвестбанка:
- Имущество, находящееся в залоге у банков, как правило, является базовым для ведения бизнеса заемщиками. То есть если банк забирает такой залог, дальнейшая деятельность предприятия становится невозможной. В 99% случаев банки идут на это от безысходности, если заемщики просто не желают возвращать кредит. В Украине выдача кредитов под залог акций предприятия не получила широкого распространения из-за высоких юридических рисков.
Дмитрий Гриньков
По материалам:
Бізнес
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас