Умыли руки снегом


Умыли руки снегом

Вот уже месяц Киев пребывает в состоянии шока. Намерзший на асфальте и тротуарах лед заставил многих водителей оставить автомобили на стоянках либо из-за опасений попасть в непроизвольную аварию, либо просто из-за невозможности выехать со двора. Ведь придомовые территории, которые обслуживают ЖЭКи и районные управления коммунального хозяйства, стали для машин настоящей ловушкой, а большинство городских магистралей или сузились почти в два раза, или превратились в бесформенную ледяную глыбу, из-под которой едва виднеются островки асфальта.

Прикрываясь сводками Гидрометцентра о "небывалости", "беспрецедентности" снегопадов и недофинансированием и обвиняя горожан в неуплате за коммунальные услуги, столичные чиновники банально игнорируют собственные обязанности по содержанию улиц и дворов в нормальном состоянии. Юристы призывают киевлян обращаться в управления защиты прав потребителей и требовать от коммунальщиков перерасчета тарифов за услуги ЖКХ, а государственные органы власти грозят чиновникам мэрии Генпрокуратурой. Ведь держание в заложниках трехмиллионного города уже нельзя объяснить обычной халатностью.

Бравурные отчеты и заметенные дороги

Первая же волна крупных снегопадов, разразившихся в столице 17 декабря, превратила город в большой снежный ком. В столичном управлении ГАИ, впрочем, заверили, что во время сильных снегопадов количество аварий на дорогах Киева даже снизилось. При среднесуточном показателе в 260–270 ДТП в эти дни благодаря повышенной концентрации внимания опытных водителей и оставленным на стоянках авто новичков эта цифра сократилась до 225, а в период рождественских праздников - до 75 аварий. Меньше "повезло" медикам: с 17 декабря по 14 января в травмпункты обратились почти 14,5 тыс. человек, из которых на обледенелых дорогах и тротуарах пострадали почти 5,5 тыс.

Нельзя сказать, что уборка снега не проводилась вообще. На третий-четвертый день снегопадов кое-где на улицах техника начала появляться. Но то, что мы наблюдали на дорогах города в течение последнего месяца, никак нельзя сопоставить с бравурными отчетами, публикуемыми в подконтрольной мэрии прессе, а также на сайтах КГГА и коммунальной корпорации "Киевавтодор". К примеру, по данным КК, в дневное время в течение всего периода непогоды на столичных дорогах работало от 250 до 300 единиц снегоуборочной и вспомогательной техники, а в ночное - 230–250. Ее пресс-служба утверждает, что каждые три часа проводилась обработка проезжей части, на что за месяц было потрачено 18,4 тыс. т соли, 6,1 тыс. т пескосоляной смеси и 0,72 тыс. т фрикционных материалов. А ведь 30 тыс. т - общий объем стратегического запаса города, которого в прошлом году с лихвой хватило на всю зиму. "Дополнительно привлекались грейдеры дорожно-строительных организаций для расширения проезжих частей улиц, а также персонал дорожно-эксплуатационных участков для расчистки пешеходных переходов, тротуаров и остановок общественного транспорта", - говорят в корпорации.

В каких переулках прятались те самые 250–300 единиц техники автодора, не понятно. Судя по состоянию улиц, не помогли и грейдеры. В предыдущие годы в Киеве, а нынешней зимой во время стихии в южных областях страны расчищать дороги активно помогали военные. Действовали они гораздо эффективнее, нежели городские чистильщики. Но столичные власти по непонятным причинам решили тяжелую технику и солдат не привлекать. Хотя это был как раз тот случай, когда расхлябанные коммунальные дворники без жесткой дисциплины, дополнительных рук и технических мощностей оказались беспомощными.

Какие дороги и были идеально расчищены, а кое-где даже посыпаны песком и солью, так это магистрали, по которым передвигаются высшие киевские и государственные чины. Лучше всего проехать можно было по трассам, ведущим из Борисполя и Кончи-Заспы, а также по некоторым дорогам в центре. Даже такие ключевые артерии, как проспекты Победы, Воздухофлотский, Броварской, Воссоединения и Днепровская набережная, "благодаря" очистным работам потеряли из-за отвалов снега на обочине по одной-две полосы в каждом направлении, что тут же сказалось на скорости и качестве движения. А где было рассыпано больше половины городских запасов соли и прочих реагентов, для жителей столицы так и осталось загадкой. Главное - деньги потрачены.

В "Киевавтодоре" оправдываются: мол, в первую очередь чистили главные дороги и улицы, по которым передвигается общественный транспорт. В "Киевпастрансе" подтвердили: движение коммунальных перевозчиков не останавливали. Однако горожане, которые пытались в эти дни добраться из спального района до метро на общественном транспорте, подтвердят, что автобусы и троллейбусы задерживались на десятки минут. Ведь на многих дорогах вместо четырех полос движения в одном направлении осталось по одной-две, а двухполосные превратились в узкоколейку, на въезде в которую водители, пропуская друг друга, простаивали часами. Вдоль тротуаров выросли глыбы из снега вперемешку с грязью, а неосмотрительно припаркованные у обочин автомобили оказались заваленными снегом без каких-либо перспектив выбраться до оттепели. Согласно отчетам КГГА многие из них поднимали и переносили эвакуаторы. Но вряд ли это касалось многотонных фур, которые традиционно выбирают внутрирайонные дороги на окраинах города в качестве мест отстоя. До придомовых территорий и межквартальных проездов у коммунальных служб на протяжении месяца руки так и не дошли, а водители и пешеходы проходили в них настоящие испытания на маневренность.

Финансирование не при чем

По версии чиновников, оправданий их нерасторопности несколько. Первое - беспрецедентное количество осадков за последние 40 лет. Но если вспомнить холодную зиму 2005–2006 гг., когда температура в столице снижалась до –30 градусов, а количество осадков приближалось к нынешнему, те же объемы техники и финансирования давали возможность оперативно решить проблему расчистки улиц. И если бы дорожные службы и ЖЭКи не кинулись на борьбу лишь на третий-четвертый день непогоды, а изначально поддерживали чистоту на дорогах и во дворах, проблем было бы намного меньше. Если же снегопады действительно были такие небывалые, то почему бы не пойти на беспрецедентные меры и не привлечь к уборке армию? Однако, как заявили на прошлой неделе представители Минобороны, ни один городской или районный чиновник к ним с подобной просьбой не обращался.

Второй фактор, на который кивают в "Киевавтодоре", - недофинансирование. "На работы, которые должны финансировать районы (местные дороги, которые расчищают районные подразделения корпорации - дорожно-эксплуатационные управления), получено только 75% необходимых средств. Хуже всего дела обстоят в Святошинском, Печерском и Шевченковском районах - они оплатили не более 60% от потребности. Выделенных денег нам хватит до конца января", - заявил пресс-секретарь "Киев-автодора" Анатолий Галиновский. "Из 11 млн грн. на содержание дорог в 2009 г. мы получили всего 8,2 млн. В итоге при необходимых 5 тыс. т соли смогли заготовить только 2 тыс. т. Конечно, мы вынуждены были сократить количество убираемых улиц и ограничиться только теми, где ходит общественный транспорт", - отметил начальник ДЭУ Святошинского района Сергей Каневский.

В районах недофинансирование объясняют чем угодно: слишком большими объемами изъятий в городской бюджет, недопоступлениями налогов и сборов, а также низким уровнем оплаты коммунальных услуг. Но в прошлые годы один из самых высоких в стране уровень оплаты за коммуналку в столице (80–90%) позволял справляться с последствиями метелей и снегопадов. А поскольку даже повышение тарифов этой зимой не приводит к желаемому эффекту, то финансирование здесь явно не при чем.

Квартплату можно не платить?

Если городские дороги чистились хотя бы плохо и выборочно, то большинство дворов оказались погребены под толстым слоем льда и снега. Причем их состояние не зависит ни от района, ни от размеров дома (чем длиннее здание, тем больше придомовая территория), ни от наличия или отсутствия в обслуживающем его ЖЭКе техники. Дворники лишь изредка машут лопатами - преимущественно в районе придомовых точек продажи алкоголя. А разговоры о посыпании льда на тротуарах солью или песком у жителей многоквартирных домов вызывает нервное хихиканье.

"В Киеве вместо 9 тыс. дворников работают менее 7 тыс., а их техническая оснащенность далеко не дотягивает до европейского уровня", - оправдывается начальник ГУ жилищного хозяйства КГГА Владимир Стороженко. "ЖЭКи так и не получили от мэрии компенсацию за разницу в тарифах. А квартплаты не хватает на вывоз мусора, обслуживание лифтов и выплату зарплаты сотрудникам", - отмечает член постоянной комиссии горсовета по вопросам ЖКХ Владислав Ярцев.

Однако реальная причина "неевропейского" состояния столичных дворов - расхлябанность дворников и отсутствие контроля за их работой со стороны руководителей жилищно-эксплуатационных контор. Ведь уборка придомовой территории является прямой обязанностью ЖЭКов, и именно на эту услугу приходится от 40 до 70% получаемой ими квартплаты.

Юристы утверждают, что подстегнуть к активным действиям коммунальщиков можно. Например, они советуют требовать перерасчета начисленных платежей. "Первый и самый простой способ зафиксировать, что услуга по уборке придомовой территории не предоставляется, - обратиться с жалобой в управление по защите прав потребителей или жилкоммунинспекцию. Конечно, это вряд ли закончится расчисткой двора, но, по крайней мере, станет доказательством в суде. Ведь если пытаться составить акты один на один с мастером ЖЭКа, он, скорее всего, просто откажется их подписывать", - рассказал управляющий партнер адвокатской фирмы "Васько и Назарчук" Вадим Васько.

Хотя, по его словам, проводить судебное разбирательство из-за 40–50 грн., которые можно сэкономить благодаря перерасчету, нецелесообразно. Поэтому можно попросту написать заявление о требовании перерасчета в жилищно-эксплуатационную контору. Если коммунальщики не захотят пойти навстречу, самостоятельно пересчитать тариф на содержание дома и придомовых территорий по базовому постановлению Кабмина №529 от 20 мая 2009 г. и вычесть из него составляющую уборки за период, когда лопата дворника не касалась снега.

Соглашаются с таким подходом и в Государственной жилищно-коммунальной инспекции. "Мы выявили массовое невыполнение ЖЭКами своих функций, чему есть огромное количество подтверждений в виде актов проверок и целых альбомов фотоматериалов. Столичная власть не справляется со своими обязанностями, а значит, должна хотя бы вернуть людям часть денег, уплаченных за жилищно-коммунальные услуги, засчитав их в виде оплаты за следующий месяц",- говорит начальник инспекции Александр Мазурчак.

В ЖЭКах, конечно, сокрушаются, что при таком подходе и вовсе можно остаться без услуг дворника. Возможно, это будет первый шаг к появлению новых ОСМД, где дворник нанимается и увольняется правлением, которое, в свою очередь, нанимается и увольняется жильцами, а не городскими властями. А пока структура предоставления коммунальных услуг в столице преимущественно подчиняется КГГА, отказ от выполнения собственных обязанностей будет распространяться по всей вертикали.

"Снег в любом случае должен быть вывезен из города. Если у мэрии не хватает технических возможностей справиться с этой задачей, мы рекомендуем ей привлечь к уборке снега силы МЧС, Минобороны и частных компаний. А выделение на это денег - святая обязанность киевского руководства", - отметил Мазурчак. В противном случае, по его словам, Госинспекция обратится в Генпрокуратуру с жалобой на невыполнения КГГА своих прямых обязанностей. И пока это единственное, чем центральная власть может повлиять на городскую.

Алексей Набожняк

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Смотри также
В Контексте Finance.ua
Опросы