"Ъ": Аграрии вырастили спрос — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

"Ъ": Аграрии вырастили спрос

Аграрный рынок
898
Аграрный рынок первым начал восстанавливаться после мирового кризиса. Для интенсивного развития компании вернулись на внешние рынки заимствования. Пока они продают акции не по самым привлекательным ценам. Тем не менее даже этих денег аграриям сейчас должно хватить – этому способствует удешевление земли и аграрных активов, говорят эксперты.
Рост взаймы
После 2008 года, на который пришелся настоящий бум продаж капитала украинскими компаниями в ходе IPO и private placement, в этом году размещения прекратились. Тем не менее украинские активы не перестали интересовать инвесторов. И первым стал оживать аграрный рынок – в октябре Sintal Agriculture разместила 17,2% акций за $13 млн. Вскоре о размещении объявила вторая украинская агрокомпания – "Агротон", 25% ее акций в ноябре были проданы за $42 млн. О планах по выходу на биржу также заявили в группе "Мрия" и Landkom International.
"У инвестора нет альтернативы, он будет вкладывать в отрасль, демонстрирующую рост. А сельское хозяйство, наверное, единственная такая отрасль экономики Украины в условиях кризиса",– объясняет интерес инвесторов к аграрному рынку независимый эксперт Сергей Трифонов. За 9 месяцев этого года рост в промышленности был зафиксирован лишь на аграрном рынке – около 4%. Для сравнения: металлургическая отрасль упала на 40%, строительство – на 54%, химпром – на 33%, розничная торговля – на 20%.
Инвесторов также привлекает то, что Украина – единственная страна в Европе, за исключением России, имеющая большие возможности увеличения пахотных земель и урожайности, сказала аналитик ИК Dragon Capital Тамара Левченко. "В случае внедрения передовых агротехнологий Украина может существенно повысить урожайность всех основных агрокультур",– считает господин Трифонов.
Лучше дешевле, чем никогда
Однако кризис не мог не сказаться на рентабельности бизнеса, в том числе и аграрного, а значит – и на его стоимости. "Если в прошлом году валовая маржа компаний достигала 50%, то в этом практически по всем культурам – 20-30%",– отметила госпожа Левченко. В итоге "Агротон" разместился с мультипликатором EV/Sales (стоимость компании к выручке) 3,1, а Sintal – всего 1,3. Для сравнения: в 2008 году EV/Sales украинских компаний в среднем составлял 11-12.
Аграрный бизнес всегда зависел от заемного капитала. "А банкиры сейчас неохотно кредитуют аграриев: их основной актив – земля – по закону не может быть продан, а техника в большинстве случаев – малоликвидный актив,– объяснила Тамара Левченко.– Поэтому для развития бизнеса компании вынуждены продавать долю в капитале".
Кроме того, для части компаний продажа акций сейчас – вынужденный шаг. Так, один из крупнейших производителей рапса в Украине – Landkom International – в октябре объявил о намерении продать в ходе private placement 45% акций за $16 млн. В компании признавали, что продажа происходит с 30-процентным дисконтом к среднерыночной стоимости акций на на момент объявления. "Но у Landkom нет выхода, ей нужны деньги на посев озимых. А на ее счету, согласно публичной информации, всего $500 тыс., чего недостаточно для посева",– отметил генеральный директор группы "Ленд Вест" Михаил Корилкевич.
Избирательные инвестиции
Инвесторы также повысили критерии для компаний, продающих долю в капитале, сказали в "Дакор Агро Холдинге": "Если раньше компаниям легко было привлечь деньги под агрессивные проекты развития, то сейчас активы отбираются довольно тщательно". Генеральный директор BG Capital Ник Пиаца ранее говорил, что инвесторам уже не интересны компании, которые имеют перспективу роста в будущем: "Они готовы платить деньги пусть даже за небольшие активы, но за те, которые уже сейчас генерируют доход и не имеют большой долговой нагрузки".
Эксперты подчеркивают, что инвесторы предпочитают компании, имеющие более длинную цепь создания стоимости – вертикальную интеграцию бизнеса. В случае "Астарты", проводившей размещение в прошлом году, это выращивание свеклы, ее переработка и получение сахара. В случае "Кернела" – выращивание подсолнечника, его переработка на собственных маслозаводах и продажа подсолнечного масла. "А к примеру, у 'Агротона' более диверсифицированный бизнес, чем у Sintal,– у компании есть молочный бизнес (12 тыс. голов крупного рогатого скота), 19 тыс. свиней, два сырзавода",– рассказал Сергей Трифонов. По его словам, если сравнить стоимость бизнеса к земельному фонду, то для "Агротона" такой показатель по итогам размещения составил $1619 на га, для Sintal – около $900, а для уже котирующихся агрохолдингов – в среднем $3100.
Время покупать
Для аграрных компаний сейчас лучший момент для активного развития. "В отрасли идет процесс консолидации земель. А чтобы прибыльно вести агробизнес, иметь возможность закупать технику, удобрения, внедрять новые агротехнологии, компания должна иметь не менее 10 тыс. га – тогда возникает эффект масштабности",– считает господин Трифонов. По его мнению, этот процесс активизировался в текущем году и будет актуален в следующем – подстегивать его будет, опять же, ограниченный доступ к кредитным ресурсам для мелких сельхозпроизводителей, которые в итоге станут объектом поглощения для более крупных игроков рынка. "Небольшие хозяйства жили от урожая к урожаю, брали кредиты и рассчитывались из будущего урожая. Сейчас такой возможности нет – банки обожглись на массовой раздаче кредитов в погоне за рыночной долей и сократили кредитование",– сказал эксперт.
Сейчас в Украине насчитывается 23 крупных агрохолдинга, которые сконцентрировали порядка 2,76 млн га земли – около 6,7% всех сельхозземель (весь объем – 41,4 млн га). Из них 10 (контролируют 1,25 млн га) уже вышли на рынок капитала и с 2006 года привлекли с помощью размещений свыше $1,3 млрд, оценивает Сергей Трифонов.
По словам совладельца компании "Агробиопродукт" Николая Полилуя, даже небольших средств, которые компании привлекают сейчас, может хватить для стабильного развития. Земельные активы подешевели в несколько раз: например, в 2008 году переуступка прав аренды обходилась в $450-500/га, сейчас – в $80-120/га. "А удобрения подешевели в 2 раза – пиковая цена на аммиачную селитру составляла 2,9-3,1 тыс. грн/т, сейчас она стоит 1,3-1,4 тыс. грн/т. Фосфорные удобрения и смеси подешевели на 25-30%",– отметил он. Не менее чем в 2 раза снизились и затраты на строительство элеваторов, говорят в "Дакор Агро Холдинге". "Строить или покупать элеваторы планируют практически все крупные и средние агрокомпании. Цены на зерно нестабильны, и лучше иметь достаточные мощности для его хранения, чтобы играть на колебаниях цен",– объяснила Тамара Левченко. "Наконец, в аграрном секторе элеватор – это практически единственное, под что можно привлечь кредиты, используя хранящееся сырье в качестве залогового имущества",– добавил господин Полилуй.
Размещению компаний будет способствовать и ценовая конъюнктура в следующем году, уверены эксперты. "Наступает звездный час сахарных компаний, с начала года на рынке существенный рост цен – в 2-2,5 раза, до 6 тыс. грн/т. В следующем году сахарников снова ожидают высокие цены. Та же ситуация сложилась на мировом рынке сахара",– подтвердил Сергей Трифонов. По его мнению, сейчас удачное время для повторного размещения "Астарты", полноценного IPO "Мрии" и допразмещения "Дакора". Котировки "Астарты" за последний год выросли более чем в 3 раза, "Мрии" – более чем в 2 раза, "Кернела" – в 3 раза. "Цены потихоньку растут. На них влияет в том числе и мировой рынок, в частности на рынок сахара – невысокий его урожай в Индии. На зерновой рынок влияют проблемы со сбором урожая кукурузы в США",– сказала госпожа Левченко.
"Раньше инвесторы больше копались в цифрах, сейчас – смотрят на менеджмент и стратегию компании", - заместитель гендиректора Sintal Agriculture Анна Дудченко.
– Что привлекает инвесторов в украинских агрохолдингах?
– Украинский рынок они рассматривают как достаточно перспективный и прибыльный. Нельзя сказать, что отрасль стала привлекательной для инвесторов только сейчас – интерес был и в 2007-м, и в 2008 году. Украина в целом знаменита своими плодородными почвами еще со времен СССР. Другой фактор – наличие у страны выхода к морю, что делает ее перспективной страной-экспортером. Кроме того, по сравнению с европейскими сельскими хозяйствами у нас на порядок ниже затраты и одни из самых низких арендных ставок. Правда, мы отстаем от Европы по урожайности, а значит, есть потенциал для роста.
– Насколько мы отстаем по урожайности?
– В прошлом году средний показатель для пшеницы в Европе был 4,5 т с гектара, а в Украине – 3,3. Но у современных отечественных агрохолдингов он сопоставим с европейским, например у нас – 4,7 т/га. Инвестору интересно вкладывать в компании с более высокой урожайностью – затраты на обработку земли у всех примерно одинаковые.
– Изменились ли требования к размещающимся компаниям?
– Я общалась с инвесторами в прошлом году, при первом размещении, и в этом. Так вот сейчас они в первую очередь смотрят на менеджмент и стратегию компании, а раньше больше копались в цифрах, операционных и финансовых моделях. И это естественно – год назад инвесторы мало что знали о нашем агросекторе, сейчас у них больше доверия к менеджменту. Кроме того, легче проводить размещение компаниям, о которых инвесторы уже знают – например, если два года назад она дала обещание достичь определенных финпоказателей и обещание выполнила. Правила ужесточились – инвесторам нужна какая-то история компании, не получится прийти и рассказать: сейчас у нас ничего нет, но мы надеемся, что через пару лет будет.
– А как было в вашем случае?
– Сейчас у нас не было такого детального изучения цифр как в первый раз, больше встречи "глаза в глаза" – людям либо нравилась наша стратегия и планы по развитию, либо нет.
– Вы говорите, что инвесторы обращают внимание на менеджмент. Что именно их интересует?
– Инвестор в первую очередь видит собственника или гендиректора, который представляет компанию. В личной беседе у них складывается впечатление о компании – инвесторам не интересно иметь дело с менеджером, который разбирается в том, как вырастить зерно, но не задумывается, как его выгодно продать, улучшить логистику, повысить прибыль. В случае с сельским хозяйством инвесторы смотрят на историю набора земли, улучшения урожайности, аудированной отчетности.
– Снизилось ли число предложений от инвесторов?
– Некоторых инвесторов останавливает политическая нестабильность в стране, и до выборов они решили в Украину не инвестировать. Но по сравнению с прошлым годом объем заявок стал большим – в размещении участвовало 17 фондов. Мы уже видим, что объемы торгов после размещения существенно увеличились. Но если в прошлом году условно одна заявка в среднем была на $3 млн, то в этом – на $1 млн, были даже заявки на $200 тыс. Однако для нас это даже выгоднее – в будущем это обеспечит более высокую ликвидность акций.
"Агросектор всегда требует значительных инвестиций", - председатель правления "Западной компании 'Дакор'" Мирослав Полио.
– Что позволяет аграрным компаниям успешно размещаться на фондовых рынках, несмотря на кризис?
– Ситуация в агросекторе сейчас не из простых. Оставаться прибыльными могут практически только крупные вертикально интегрированные холдинги. Более того, если говорить о сахарном бизнесе, на устойчивость компании сильно влияет процент обеспечения собственным сырьем. Важно понимать, что агросектор всегда требует значительных инвестиций. А банковские кредиты стали крайне невыгодными, сократились также объемы государственной поддержки. Поэтому многие агрокомпании, особенно имеющие опыт размещения, предпочитают банкам инвесторов.
– Чем вызван интерес инвесторов к агросектору?
– С этим рынком всегда связывались многообещающие перспективы. После бума размещений в конце 2007–начале 2008 года ажиотаж поутих, но сектор остается интересным для инвестирования. Сейчас многие институциональные инвесторы заявляют, что их приоритетом на ближайшие годы станет именно агробизнес. Правда, теперь активы отбираются более тщательно: если ранее было легко привлечь деньги под агрессивные планы развития, то сейчас предпочитают компании, имеющие пусть небольшую, но стабильную прибыль, с низкой долговой нагрузкой.
– Какие инструменты финансирования более выгодны?
– Мы отдаем предпочтение более гибким инструментам финансирования, например конвертируемым долговым обязательствам. Не так давно наша компания получила подобное предложение от иностранных инвесторов в размере, суммарно превышающем $20 млн. Конвертируемые долговые обязательства выгодны как краткосрочный заем для увеличения оборотного капитала и финансирования проектов капитальных инвестиций. Мы рассматриваем их как выгодный инструмент привлечения средств до проведения IPO в I полугодии 2010 года на Варшавской фондовой бирже.
– Под какие проекты вы привлекаете средства?
– Привлеченные средства планируем направить на закупку машин и оборудования, переоборудование Золочевского завода под производство сахарозы. Кроме того, сейчас значительно снизилась стоимость строительства мощностей для хранения. Поэтому часть инвестиций направим на строительство еще одного элеватора и расширение мощностей существующих хранилищ. Также мы планируем реализовать два инновационных проекта: строительство завода по процессингу зерновых и строительство электростанции на биосырье. Земельный банк компании в ближайшие годы сохраним на текущем уровне, который сейчас составляет 163 тыс. га. Мы планируем сфокусироваться на увеличении доли земли в обработке. На 2010 год этот показатель ожидается на уровне 64%, к 2012 году мы рассчитываем увеличить этот показатель до 100%.
– Как будет развиваться рынок в следующем году?
– У нас два основных направления бизнеса: сахар и зерновые. В целом на следующий год оптимистичны прогнозы для обоих направлений, однако наиболее выиграет сахарный бизнес. Факторы, которые будут этому способствовать – сокращение производства сахара в текущем году на 18,6% и внутренний дефицит сахара в 400 тыс. т в следующем – такой прогноз дает Минагрополитки. Высокий потенциал роста имеет и зерновой сегмент, в нем мы делаем ставку на повышение урожайности.
Константин Фастовец, Аналитик BG Capital:
Иностранные инвесторы вновь заинтересовались агросектором Украины, но существенно изменили свой подход к вложению денег. Если в прошлом они смотрели на компании сектора как на земельный банк, ожидая заработать на росте цен земли, то сегодня их интересуют агрокомпании как самодостаточный и перспективный бизнес.
Размещения акций украинских агрокомпаний в 2007-2008 годах проводились по одинаковой схеме: львиную долю полученных от инвесторов средств собственники планировали вложить в расширение подконтрольной земли как основного генератора будущих сверхприбылей. Предполагалось, что после отмены моратория на продажу сельхозземель компании заработают, выкупая арендованные земли по льготным ценам и перепродавая их по близким к рыночным. Учитывая, что средняя стоимость сельхозземель в мире колебалась на уровне $5-6 тыс./га, потенциальная доходность спекулятивных операций в разы превышала доходность вложений в аграрный бизнес.
Мораторий не отменили ни в 2008-м, ни в 2009 году, и компании, сделавшие акцент на расширение угодий, оказались в убытках из-за больших расходов на аренду. К примеру, аренда 100 тыс. га необрабатываемой земли в Украине обходится как минимум в $10-15 млн за первый год аренды, и $4-5 млн за каждый последующий год. В то же время в этом году оправдало себя позиционирование агрокомпаний в качестве производителей сельхозпродукции. Две из трех разместившихся в 2009 году компаний планируют рост земельного банка в течение нескольких лет не более чем на 30%, а одна и вовсе сокращает арендуемые площади – до того размера, который компания способна обработать. Инвесторы, разочаровавшиеся в возможности спекулятивного заработка, охотно предоставляли деньги компаниям, готовым вкладывать в расширение площадей под посевы, а также в увеличение мощностей по обработке земли и хранению готовой продукции.
Елена Синицына, Роман Судольский
По материалам:
Коммерсант-Україна
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас