Производители продуктов питания идут в народ — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Производители продуктов питания идут в народ

960
Ужесточение правил игры на рынке розничной торговли и осложнение отношений между сетями и производителями продуктов питания заставили последних все чаще задумываться над поиском новых каналов сбыта готовой продукции.
Снижение товарооборота и ухудшение показателей продаж в рознице многие аналитики объясняют влиянием мирового финансового кризиса и сложной экономической ситуацией в стране. Но так ли это на самом деле?!
Украинцы во многом сократили расходы, но нельзя сказать, что они стали меньше есть. Да, люди начали выбирать более дешевые продукты питания, отказались от деликатесов, более экономно подходят к закупкам, существенно сократив количество спонтанных покупок. Но базовая потребительская корзина, в которую традиционно включают мясо, рыбу, молочные продукты, овощи и фрукты, сахар, крупы, растительное масло, яйца и еще ряд продуктов, по-прежнему составляет основу рациона большинства украинских семей.
Хотя в последнее время изменились предпочтения по месту приобретения товаров, потребители все чаще делают покупки на рынках, районных ярмарках и в фирменных точках торговли. Что же является причиной уменьшения посещаемости супермаркетов?
В 90-х годах прошлого столетия появление сетей вызвало настоящий бум среди населения. Эта модель торговли, пришедшая к нам с Запада, давала возможность потребителю в полном объеме удовлетворять свои потребности за счет низкой цены, большого ассортимента, красивой выкладки, комфорта и гарантии качества продукции.
Как известно, к хорошему привыкают быстро, и для большинства покупателей вскоре это стало нормой жизни и неким социальным стандартом. Став постоянными посетителями маркетов, мы сами не заметили, как начали меньше общаться. Процесс похода по магазинам за продуктами превратился в выполнение механической функции: пришел - увидел - взял с полки - заплатил - ушел. Сетевая торговля не предусматривает наличия большого количества обслуживающего персонала, максимум, чего можно ожидать, это стандартные фразы кассира: "Карточка есть?", "Нужен пакет?".
Причем произносится это не всегда приветливо, чаще грубо, по-хамски. За современным техническим оснащением, комфортом пребывания и большим выбором товаров мы утратили элемент общения - неотъемлемую часть процесса совершения покупок. Люди начали вспоминать о рынках, базарах и ярмарках. Так исторически и ментально сложилось, что в этих шумных, многолюдных местах велась не только торговля, здесь происходило живое общение - можно было торговаться, пробовать, выбирать, узнавать новости, встречаться с новыми людьми...
Многие заметили, что за последний год с полок супермаркетов стали пропадать привычные всем продукты, ассортиментный ряд существенно сократился, а некоторые торговые марки вовсе исчезли. Ни для кого не секрет, что условия работы с сетями достаточно жесткие, сети не всегда лояльны по отношению к отдельным производителям и поставщикам. Как правило, схема сотрудничества предусматривает длительный отбор игроков, при котором розничная сеть выдвигает жесткие критерии вхождения, оговариваются условия по отсрочке оплаты, которые обычно выгодны только одной стороне - сетевику.
В процессе работы постоянно внедряется система различных сборов и бонусов, размеры которых зависят от вида продукции и статуса, размера самой сети, четко контролируется ассортиментный ряд, качество продукции, ее выкладка и главное - ценовая политика. При всей широте канала реализации и возможности расширения географии покрытия рынка сбыта через сети магазинов производитель теряет возможность прямого контакта со своим конечным потребителем, а все условия по ассортименту продукции ему диктует сетевик.
При этом с началом финансового кризиса усилилось давление со стороны сетей в виде увеличения отсрочек платежей за поставленный товар и просрочек по выплатам со стороны сетей, что привело к серьезным последствиям и даже к банкротству некоторых производителей. Настоящим потрясением для всех стало внезапное закрытие гипермаркета "О’Кей" в июле этого года. Как результат - долги поставщикам превысили 100 млн. грн.
Чтобы уменьшить зависимость от сетей, многие производители начали более взвешенно подходить к выбору каналов сбыта, оставляя как минимум 30% продукции для реализации в обход супермаркетов. Одно из решений - открытие сети своих фирменных магазинов, хотя, к сожалению, это могут позволить себе только крупные компании с широким ассортиментом продукции и достаточными финансовыми возможностями. Но многие производители решили вернуться к истокам и стали рассматривать вариант реализации продукции на рынках.
Здесь есть свои плюсы, так как производитель получает высокую оборачиваемость средств и при всем этом затраты на оформление и аренду торгового места минимальны. К сожалению, современного потребителя рынки зачастую отпугивают низким уровнем защищенности его прав, несоблюдением санитарно-ветеринарных норм и преобладанием перекупщиков, цены у которых незначительно отличаются от цен в супермаркетах.
В Европе уже много лет практикуется создание постоянных городских базаров (не путать с привычными нам однодневными ярмарками), где производители могут представлять продукцию напрямую через свой фирменный отдел. Но только совсем недавно о таком формате заговорили и в Украине. Реализацией инновационного проекта занялась одна из киевских девелоперских компаний.
Как нам стало известно, 19 декабря 2009 года в Киеве состоится открытие большого продуктового павильона (площадью 3000 м2) "Евробазар на Осокорках" на Днепровской набережной, 18. Создатели проекта "Евробазар" инвестировали в новую зону торговли продуктами питания, где производителям предлагаются полностью оборудованные торговые места с холодильным оборудованием и прилавками для создания собственной фирменной секции.
Основным условием входа в проект является предоставление производителями низкой розничной наценки и широкого ассортимента в противовес сетевым ограничениям.
Наряду с комфортными условиями и низкими ценами для покупателей производителям обещают высокую оборачиваемость денежных средств и работу непосредственно с конечным потребителем. Сформировавшаяся в стране экономическая ситуация внесла ряд изменений не только в ценовые и вкусовые предпочтения покупателей, но и в формат совершения покупок.
Активное участие в проекте "Евробазар на Осокорках" ведущих украинских производителей продуктов питания дает уверенность, что такое сотрудничество девелоперов и производителей продуктов питания приживется и станет популярным в нашей стране.
Юлия Горох
По материалам:
Коментарі
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас