Деньги вперед — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Деньги вперед

Казна и Политика
2366
Год сотрудничества Украины с Международным валютным фондом (МВФ) позволил стране получить более $10 млрд на покрытие дефицита платежного баланса и государственного бюджета. Многие рекомендации фонда оказались правильными и позволили стабилизировать работу банковской системы и курс гривны, но большую часть требований фонда власть Украины проигнорировала, говорят эксперты. В 2010 году потребности Украины во внешнем финансировании останутся, поэтому у МВФ есть шанс добиться проведения требуемых реформ, отмечают экономисты.
Финансовая подкормка
Уже год Украина согласовывает финансовую, бюджетную и валютную политику с Международным валютным фондом ради двухлетнего кредита по программе stand-by. Первый транш поступил 10 ноября прошлого года, с тех пор Украина получила три платежа на общую сумму SDR 7 млрд, или $10,62 млрд по кросс-курсу на момент получения. Впервые в истории МВФ часть выданного им кредита была израсходована на покрытие дефицита бюджета страны-члена организации.
Правительство Украины получило от фонда в мае-августе $4,85 млрд и избежало дефолта по внешним обязательствам. С мая кредиторам было выплачено $1,45 млрд.
Оставшиеся $3,4 млрд, или 27,2 млрд грн, Кабмин в условиях снижения налоговых платежей направил на финансирование различных бюджетных программ. Постоянный представитель МВФ в Украине Макс Альер в октябре признал: "Существенная часть предоставленных ресурсов была направлена в госбюджет на обеспечение своевременной выплаты правительством зарплат и пенсий". На эти средства Кабмин мог бы два месяца выплачивать пенсии или погасить долг по возмещению НДС (18,4 млрд грн) и профинансировать подготовку к Евро-2012 (9,8 млрд грн). Но Минфин не разглашает, на какие именно цели потрачены средства фонда.
"Решение о направлении части транша на покрытие дефицита бюджета, наверное, является наиболее дискуссионным шагом МВФ. Но в фонде понимали, что страна находится накануне выборов и никто не пойдет на сокращение социальных расходов",- говорит директор Института экономики и прогнозирования НАН Украины Валерий Геец. При этом в Латвии эксперты МВФ смогли добиться от властей 10-процентного сокращения бюджетных социальных расходов.
Передовик сотрудничества
Как и предполагалось изначально, большую часть кредита - $5,77 млрд - получил Нацбанк для поддержки платежного баланса Украины. Учитывая, что Минфин продал центробанку еще $3,4 млрд, средства МВФ покрыли $11,2 млрд из общего объема проведенных НБУ за год валютных интервенций на сумму $15,96 млрд.
Оставшиеся резервы НБУ на 1 ноября составляли $27,7 млрд, что позволяет ему на протяжении 5,6 месяца финансировать импорт товаров и услуг. Без кредитов МВФ резервы центробанка не превысили бы $15 млрд, что позволило бы покрывать расходы на импорт на протяжении трех месяцев. "Кредиты МВФ позволили компенсировать отрицательный платежный баланс, что предоставило НБУ возможность сохранить свои резервы,- отмечает аналитик ИК 'Ренессанс Капитал Украина' Анастасия Головач.- В противном случае произошла бы гораздо большая девальвация гривны. Средства МВФ помогли Украине рассчитаться за газ".
Получение кредита МВФ сопровождалось рядом требований, которые корректировались почти ежеквартально. "Нацбанк выполнил основные рекомендации МВФ, не нарушив предельный уровень валютных резервов и монетарной базы. В итоге это позволило стабилизировать курс гривны",- утверждает начальник отдела анализа финансовых рынков "ИНГ Банк Украина" Александр Печерицын. К успешным действиям Украины эксперты относят рекапитализацию государством трех системообразующих банков - Родовид Банка, Укргазбанка и банка "Киев", отказ от фиксированного курса гривны, создание более гибкой системы рефинансирования и защиту прав вкладчиков. "С точки зрения МВФ Нацбанк сработал идеально, выполнив все рекомендации. Но позитивный эффект от принятия этих мер был перечеркнут неконтролируемой девальвацией гривны",- считает советник главы правления Укргазбанка Александр Охрименко. "Некорректно говорить о рекомендациях, которые мы вынуждены выполнять. Вместе с экспертами МВФ мы анализируем ситуацию и ищем пути выхода из кризиса",- говорит директор департамента внешнеэкономических отношений Нацбанка Сергей Круглик.
Однако практика перечисления средств МВФ на покрытие дефицита госбюджета, по мнению Круглика, является нехарактерной для фонда и противоречит его традиционной политике. Поэтому НБУ считает целесообразным зачисление кредитов МВФ в валютные резервы для расширения возможностей по поддержанию стабильности курса гривны, добавляет Сергей Круглик. МВФ не проходит Многие рекомендации фонда Украина выполнять отказалась. Изначально эксперты МВФ настаивали на нулевом дефиците бюджета в 2009 году, но последняя договоренность - уже 8,6% от ВВП. Коррекция вызвана более сильным падением экономики, чем ожидалось осенью 2008 года,- в I-II кварталах на 18-20%. Правительство не захотело уменьшить расходы госбюджета на 20 млрд грн, увеличить пенсионный возраст, повысить цены на газ для населения и теплокоммунэнерго, позволить Национальной комиссии регулирования электроэнергетики определять тарифы ЖКХ, возобновить начисление пени на неоплаченные коммунальные платежи.
Кроме того, сорвалась приватизация Одесского припортового завода и, вопреки протесту МВФ, были повышены минимальные зарплаты и пенсии. "Все эти меры имели одну цель - заставить нас ограничить расходы бюджета",- резюмировал Валерий Геец. "Политика уступок со стороны МВФ, проявившаяся при выдаче второго и третьего траншей, лишила украинскую власть стимула к проведению реформ. Зачем проводить непопулярные реформы, если МВФ и так разрешает увеличить расходную часть бюджета, покрывая дефицит кредитами",- говорит директор экономических программ Центра им. Разумкова Василий Юрчишин.
Финишное ускорение
Срыв переговоров с МВФ показал, что требования фонда будут выполняться не ранее завершения президентских выборов. До ноября 2010 года Украина хочет получить еще SDR 4 млрд ($6,44 млрд). Переговоры о выделении Украине четвертого транша начнутся уже после президентских выборов, а возможно, и внеочередных парламентских, когда политическая ситуация сделает возможным проведение непопулярных реформ, полагает аналитик ИК Astrum Investment Management Алексей Блинов. МВФ сможет требовать выполнения обязательств, так как Украина все еще зависит от его средств. "Восстановление экономической ситуации в 2010 году будет очень постепенным, и потребность в кредитах МВФ останется. К тому же после выборов позиция фонда может измениться. Он может более жестко потребовать проведения реформ",- отмечает Юрчишин. Необходимо будет вернуться к вопросам повышения цены газа, проведения налоговой и пенсионной реформ, упрощения схемы банкротства предприятий и раскрытия собственников банков.
Вместе с тем представители политических сил - наиболее вероятных победителей президентских и парламентских выборов - Партии регионов и БЮТ - пока заявляют о необходимости пересмотра принципов сотрудничества с МВФ.
"Позиция внешнего диктата для нас неприемлема. Мы намерены реализовывать внешнюю антикризисную программу, а не заявлять, что такая программа Украине не нужна, так как есть рекомендации МВФ. А уже потом мы будем предлагать поддержать реализацию этой программы кредитами и МВФ, и другим финансовым учреждениям, и частным инвесторам",- заявил заместитель председателя парламентской фракции Партии регионов Анатолий Кинах.
"Вне зависимости от результатов президентских выборов предложения о повышении цены газа для населения и увеличения пенсионного возраста мы поддерживать не будем",- заверила глава комитета Верховной рады по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательству Наталья Королевская (БЮТ).
"Пик кризиса в банковском секторе еще не пройден"
Екатерина Трохимова, директор группы рейтингов финансовых институтов парижского офиса Standard & Poor`s
- Как вы оцениваете выполнение Украиной рекомендаций МВФ?
- Если говорить о банковской сфере - сотрудничество очень тесное, дающее конкретные результаты. Самый важный из них - проведение независимого внешнего стресс-тестирования, которое определило состояние дел не только в крупнейших, но и в средних и мелких банках. Это, пожалуй, самый значительный результат, стимулирующий банки и их собственников увеличивать капитал. Принят ряд нормативных актов для определения общей регулятивной и надзорной основы функционирования банковской системы. Ведь именно сейчас важно сформулировать правила работы на долгосрочную перспективу. Мы опасаемся, что выход экономики из кризиса и стимулирование ее быстрого роста приведут к повторному созданию кредитного пузыря.
- Вы говорите об антикризисных мерах, но это же не долгосрочные реформы?
- Сейчас действия МВФ и Нацбанка в основном направлены на решение текущих кризисных проблем, что оправданно, так как ситуация в финансовом секторе далека от стабильности. Пик кризиса в банковском секторе Украины еще не пройден. Мы ожидаем выявления новых проблемных случаев и дефолтов.
- Речь идет о новой волне кризиса?
- Новой волны мы не ожидаем - еще первая не закончилась, хотя напряжение по сравнению с ситуацией, наблюдавшейся несколько месяцев назад, явно спало. Остались структурные перекосы с ликвидностью, в том числе проблема качества активов.
- Достаточно ли выполнения рекомендаций МВФ для решения проблем банковской системы?
- Учитывая очень сложные рыночные условия, Нацбанк работает профессионально. Хотя если бы до кризиса удалось избежать накачивания кредитного пузыря в банковской системе, о чем мы неоднократно предупреждали, сейчас проблем было бы гораздо меньше. Очень важно научиться избегать таких перекосов в дальнейшем. С точки зрения антикризисного менеджмента работа ведется достаточно успешно, в том числе благодаря рекомендациям МВФ, который использует опыт борьбы с кризисом 2001 года в Турции и текущим кризисом в других странах.
- Необходимы ли новые законодательные изменения?
- До 2008 года был только один крупный дефолт - банка "Украина", и это был исключительный случай. Нынешний кризис показал несовершенство законодательного механизма, связанного с урегулированием проблемной задолженности банков. Закон на бумаге существует, но реализация его норм не была прописана в деталях, не было практики. Как показывает опыт дефолтов в Казахстане, где ситуация не менее сложная, процесс реструктуризации обязательств занимает меньше года.
- Почему МВФ не говорит об этом?
- Меры МВФ направлены прежде всего на скорейшую качественную стабилизацию ситуации внутри страны, на защиту прав вкладчиков. Но обеспечение прав инвесторов критически важно для дальнейшего развития банковской системы, особенно на этапе стабилизации рынков капитала.
"Сотрудничество с МВФ позитивно влияет на инвесторов"
Валерия Чешко, директор по инвестициям P&S Capital
- Каким образом сотрудничество Украины и МВФ повлияло на планы инвесторов?
- То, что МВФ поддержал Украину и не дал ее экономике упасть,- очень важно, в первую очередь как психологический фактор. Требования фонда включают в себя проведение реформ, необходимых для стабильного роста экономики. Они стали для украинского правительства толчком к их реализации. Возможно, года через три украинские власти и сами бы пришли к пониманию необходимости проведения таких реформ, но МВФ существенно ускорил этот процесс.
- По-вашему, какие требования МВФ оказали наибольшее влияние на инвестиционный климат страны?
- Не стоит говорить о том, что существует прямая связь между требованиями МВФ и инвестиционной привлекательностью. Безусловно, сотрудничество с МВФ позитивно влияет на инвесторов. Основная проблема для них - коррупция, но ее нельзя решить, просто приняв ряд законов. Есть непрямое влияние в виде экономической стабилизации, которой добивается МВФ. В планах инвесторов всегда учитываются валютная и бюджетная политика страны. Инвестор понимает, что, если расходы госбюджета превышают доходы, правительство будет искать возможности покрытия образовавшегося дефицита, в том числе путем усиления давления на бизнес.
- Свободное курсообразование, проведенное НБУ по требованию МВФ, повлияло на принятие инвесторами решений?
- Украине нельзя было ставить во главу угла в монетарной политике стабильный курс гривны, жертвуя ставкой и контролируемой инфляцией. Инвестору выгоднее, чтобы изменение курса гривны было более плавным, а ставка кредита - более низкой. Это принесет экономике пользу. Нынешнюю проблему закредитованности долларом мы получили в том числе из-за политики удержания стабильного курса гривны.
- Но ведь стабильный курс гривны был одним из элементов инвестиционной привлекательности Украины.
- Тут я не соглашусь. Возьмем, для примера, Россию. До кризиса Россия позволяла рублю контролируемо укрепляться. Это привело к тому, что процентные ставки в рублях практически сравнялись с долларовыми, и в итоге там нет такой проблемы с валютными кредитами, как у нас.
- Изменение курса гривны отпугнуло инвесторов?
- Их отпугнули резкие скачки курса. Плавные, а главное, прогнозируемые колебания вполне приемлемы.
- А как повлияла на планы инвесторов отсрочка выделения Украине четвертого транша МВФ на неопределенное время?
- Такие заявления повышают нервозность. Но мы уже прошли самые неприятные моменты, когда украинские суверенные долги имели дисконт более 50%. Это означает, что инвесторы уже успокоились. Перенос транша добавил неопределенности, повлиял на планы инвесторов, не имеющих опыта работы в Украине, но присматривающихся к стране. Они ожидаемо отреагируют на перенос и займутся более понятными рынками. Но те, кто работает в Украине, свои планы из-за этого не поменяют.
Владимир Несторенко, Глава аналитического департамента BG Capital
Благодаря финансовой поддержке МВФ наша страна пережила самый тяжелый год кризиса. Без $10,5 млрд, полученных в этом году, мы бы неизбежно столкнулись с еще большей девальвацией гривны и инфляцией, банкротством системных банков и потерей доверия населения к финансовой системе. Это вполне могло бы отбросить экономику к состоянию 90-х годов прошлого века.
В следующем году стране понадобится как минимум $5 млрд для финансирования бюджетного дефицита, и разумной альтернативы финансированию МВФ нет. Политические риски представляют сейчас основную угрозу на пути получения четвертого транша, срок выдачи которого наравне с темпами восстановления спроса на украинский экспорт будут во многом определять экономическую ситуацию в следующем году.
Главной проблемой является отсутствие единой позиции всех ветвей власти при сотрудничестве с фондом. Один из наиболее ярких примеров - принятие закона о повышении соцстандартов, имплементация которого может привести к тому, что размер бюджетного дефицита в разы превысит целевой уровень МВФ (4% от ВВП). Кроме того, Украина не подняла цены на газ, не были внесены изменения в законы об НБУ и о банкротстве, не проведена реструктуризация НАК "Нафтогаз Украины".
Впрочем, парадокс состоит в том, что, в конце концов, МВФ деньги даст, даже если Украина не выполнит все требования. Ведь и в правительстве, и в фонде понимают, что точка невозврата пройдена - фонд не будет пилить сук, на котором сидит, не станет задерживать финансирование, подрывая платежеспособность своего заемщика. Более того, в самом МВФ не могли не понимать, что структурные реформы в предвыборный период обречены в силу конфликта интересов между политическими конкурентами. Несомненно, страна выиграла бы от реформ. Но политикам сегодня выгоднее делать то, что помогает привлекать голоса избирателей, а не проводить реформы, которые в краткосрочном периоде вряд ли принесут политические дивиденды.
Юрий Панченко
По материалам:
Коммерсант-Україна
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас