Естественные потрубности — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Естественные потрубности

Энергетика
687
24 ноября, в Москве НАК "Нафтогаз України" и "Газпром" подписали дополнительные соглашения к действующим с 19 января 2009 г. газовым контрактам. Согласно сообщению официального сайта РАО "Газпром", в дополнительных соглашениях указано, что российский газовый монополист обязуется не применять в текущем году по отношению к НАК "Нафтогаз України" штрафные санкции за недобор законтрактованного объема газа. Кроме того, в сообщении говорится, что стороны договорились, что в 2010 г. Украина купит не менее 33,75 млрд куб.м энергоносителя (до этого речь шла о 41 млрд куб.м).
Таким образом, то, о чем ранее только говорили премьер-министры Украины и России, наконец-то было зафиксировано на бумаге. Почему же россияне отказались от "штрафных" возможностей, составляющих ни много ни мало $7,5 млрд?
На блюдечке с голубой каёмочкой
Накануне подписания дополнительных соглашений некоторые российские и украинские политики вновь заговорили о возможном участии России в проекте модернизации украинской газотранспортной системы (ГТС). Так, за несколько дней до переговоров свои соображения по этому поводу высказал министр энергетики РФ Сергей Шматко.
"Украинская сторона заняла по этому вопросу (участия России в модернизации ГТС) очень конструктивную позицию, заявив, что, без сомнения, Россия может участвовать в модернизации ГТС на условиях, не худших, чем для европейских компаний", - порадовался Шматко.
Скорее всего, основанием для подобного заявления послужили слова вице-премьер-министра Украины Григория Немыри, который не так давно говорил, что Кабмин приветствует участие в проекте как европейских и международных финансовых институтов, так и российских. Готовность вести переговоры с Россией о получении кредитных средств на ремонт украинской "трубы" подтверждают и в Министерстве топлива и энергетики.
"Украина готова рассмотреть все предложения относительно предоставления займа для проведения модернизации ГТС, в том числе и со стороны России. Однако очевидно, что наиболее выгодные условия кредитования сейчас могут предложить международные финансовые организации", - сказал Фент Ди, пресс-секретарь Минтопэнерго. К тому же он отмечает, что официальные предложения о предоставлении займа со стороны российских финансовых организаций не поступали.
А вдруг уже?
Вследствие того, что текст дополнительных соглашений к газовым контрактам официально обнародован не был, некоторые эксперты забеспокоились - может, в документ уже внесен пункт об участии России в модернизации украинской ГТС?! О возможности внесения такого рода поправок накануне переговоров говорил Богдан Соколовский, представитель Президента Украины по международным вопросам энергетической безопасности.
"Больше всего настораживает информация о якобы российских кредитах для НАК "Нафтогаз України". Если в Москве все же зайдет речь о кредите в $1 млрд, то это не что иное, как сдача украинской ГТС", - пророчил Соколовский. В свою очередь, официальные представители НАК и "Газпрома" отказываются от комментариев по поводу того, обсуждались ли перспективы сотрудничества в проекте модернизации ГТС во время последних переговоров.
А вот российские аналитики газового рынка не отказывают себе в удовольствии высказать предположения относительно условий, на которых Россия согласится профинансировать реконструкцию украинской "трубы". Так, Сергей Чижов, председатель Российского газового союза, считает, что главным условием предоставления кредита Украине станет возможность контролировать ход реконструкции ГТС.
"В этом случае Россия даже может согласиться предоставить Украине кредит на льготных условиях. Главное, что после выделения средств наша страна сделает все возможное, чтобы контролировать ход реконструкции, а в будущем получить доступ к управлению украинской ГТС, чтобы исключить возможность сбоев поставок газа в страны ЕС", - пояснил Сергей Чижов.
Он также отметил, что России, в принципе, безразлично, какой именно из существующих ныне проектов реконструкции будет реализован на средства займа. "Это может быть и прокладка параллельной ветки трубопровода, чтобы в случае неполадок иметь возможность переключиться на нее, и замена газокомпрессорных станций", - пояснил эксперт. Напомним: в октябре Кабмин утвердил Концепцию развития, модернизации и переоснащения ГТС Украины на 2009-2015 гг. Документ предусматривает замену на газоперекачивающих станциях действующих газовых двигателей на электродвигатели. Хотя есть еще один вариант - просто заменить газовые двигатели более современными газовыми же.
В свою очередь, Наталья Мельчакова, старший аналитик финансовой корпорации "Открытие", отмечает, что Россия, скорее всего, "продавит" требование о направлении российских кредитных средств "на закупку оборудования у российских производителей или на предприятиях, подконтрольных российским ФПГ, - ведь это общепринятая практика".
Кому труба, а кому мать родна
Если модернизация отечественной ГТС будет осуществляться путем установки на газоперекачивающих агрегатах электродвигателей, главным претендентом на право разрабатывать их выступит ГП "Электроотяжмаш". Если же будут устанавливать новые газовые двигатели, почти наверняка заказ получит ОАО "Сумское машиностроительное НПО им.Фрунзе". Это предприятие входит в группу "Энергетический стандарт", подконтрольную российскому бизнесмену Константину Григоришину.
Кроме отечественных агрегатов в ходе модернизации есть вероятность использования импортного оборудования. Так, Украина может закупать технику в Японии, в частности, электродвигатели может поставлять концерн Mitsubishi. Япония уже заявила о готовности предоставить для этого Украине кредит в размере $5 млрд. Понятно, что представители Сумского машиностроительного НПО им.Фрунзе не в восторге от такого варианта.
"Проект по установке на газокомпрессорных станциях электродвигателей выглядит фантастическим. Ведь сейчас к ним нет подводов электроэнергии. Потребуется провести электроэнергию, а это дополнительные средства. К тому же это не везде возможно", - сказал Александр Резванович, начальник отдела маркетинга ОАО "Сумское машиностроительное НПО им.Фрунзе".
Он уверяет, что технологически гораздо проще оборудовать "трубу" новыми газокомпрессорными станциями на базе все тех же газотурбинных двигателей. К тому же это гораздо дешевле. По подсчетам г-на Резвановича, установка 850 компрессоров на базе электродвигателей обойдется в $3,8 млрд (без учета подвода электрокабелей), тогда как их аналог на базе газотурбинных двигателей будет почти в 2 раза дешевле. В то же время необходимо понимать, что установка электродвигателей позволит существенно сократить расход газа, необходимого для обеспечения работы ГТС, что с учетом его стремительного удорожания в последние годы немаловажно. К тому же украинские электростанции сейчас не используются на полную мощность, а электроэнергия на порядок дешевле газа. Именно это было главным аргументом в пользу перехода на использование электродвигателей.
Очевидно, что "Газпром" не заинтересован в дальнейшем сокращении потребления Украиной газа. Поэтому вполне вероятно, что в случае предоставления российской стороной кредита на модернизацию нашей ГТС будет выдвинуто условие заменить нынешние газовые двигатели теми же газовыми… но более современными.
А на том берегу…
Не стоит забывать, что 23 марта 2009 г. в Брюсселе была подписана декларация о сотрудничестве в газовой сфере между Украиной и ЕС. Среди прочего в этом документе идет речь и о ремонте украинской "трубы" за европейские деньги. Главное условие получения ссуды от ЕС - контролировать расход кредитных средств будут европейские банки. Кроме того, декларация позволяет европейским газоснабжающим компаниям закупать газ не на западных границах Украины, как было до сих пор, а непосредственно на границе с Россией. Подписанная декларация вызвала резкий протест представителей "Газпрома", делегация которого покинула переговоры. Кстати, именно после подписания этой декларации премьер-министр России Владимир Путин впервые заговорил о возможности корректировки газовых контрактов от 19 января 2009 г.
В октябре, за месяц до появления дополнительных соглашений к газовым контрактам, Григорий Немыря напомнил: "Украина, Европейский банк реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация, Европейский инвестиционный банк, Всемирный банк и Еврокомиссия достигли договоренности о шагах, которые позволят в конце осени, мы говорим об октябре-ноябре, получить доступ к инвестициям в размере $1,5-2 млрд на модернизацию украинской ГТС".
Теперь же не исключено, что Кабмин решил взять деньги на реконструкцию "трубы" и у ЕС, и у России. Любопытно, что сами россияне не против такого сценария. "Консорциум по реконструкции ГТС, в который войдут страна-поставщик, т.е. Россия, страна - собственник "трубы", т.е. Украина, и страны-потребители, например, Германия и Франция, выглядит вполне логичным вариантом", - сообщил Чижов.
Кстати, для полноценного оформления кредита еще почти ничего не сделано. Так, по словам Фента Ди, НАК "Нафтогаз України" еще не подготовила технико-экономическое обоснование проекта будущей реконструкции украинской ГТС. По мнению Михаила Гончара, директора энергетических программ Центра "НОМОС", до конца года работы над ТЭО проекта модернизации ГТС вряд ли будут закончены, поэтому привлечь кредиты правительство сможет только в следующем году.
Максим Каменев
По материалам:
Бізнес
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас