Эталон чистоты — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Эталон чистоты

Недвижимость
1079
Обычная городская высотка ежедневно "производит" горы бытового мусора. При этом она зависит от работы множества промышленных предприятий (металлургических, химических, энергетических, машиностроительных и пр.) - как раз тех, которые находятся в черном списке экологов. Вот и получается, что бытовые удобства в современных городах обходятся слишком дорого матушке-природе. Чтобы выправить ситуацию, мало ограничить выброс пресловутого СО2 и других вредных веществ, нужно реконструировать существующие дома. В идеале - менять саму концепцию города, считают архитекторы.
Город без машин
Первое, от чего планируют отказаться градостроители, - традиционные автомобили и связанная с их обслуживанием инфраструктура. По их задумке, эко-город должен ориентироваться на пешехода, а не на машины. На практике это значит, что в городах будущего не будет смога, чадящих дорог, пробок и прочих непременных атрибутов современных мегаполисов. Удивительно, но дальше всех в построении такого "безнефтяного" будущего продвинулась страна, которая как минимум в ближайшие 50 лет точно не будет испытывать дефицита черного золота, - ОАЭ.
Генеральный план застройки Масдара - по задумке создателей должен стать первым в мире городом с нулевым выбросом СО2 и нулевыми отходами - разработал признанный гуру экологической архитектуры Норман Фостер, творения которого имеют серебряный, золотой и даже платиновый рейтинги по системе LEED . Инициатором проекта выступает энергетическая корпорация Masdar, планирующая создать новый экономический сектор в ОАЭ, связанный с экспортом передовых "зеленых" технологий. Разрабатывать их будут ученые в недавно построенном Университете науки и технологий, а демонстрировать - город Масдар. Планируется, что воплощенные здесь идеи будут продаваться другим странам, и это поможет окупить проект, стоимость которого приблизительно оценивается в $22 млрд. Уже сейчас правительство активно привлекает инвестиции в эко-город, обещая возможность создавать предприятия со 100% иностранным владением, нулевыми налогами и отсутствием ограничений на движение капитала. Пока эти грандиозные планы предприимчивых арабов находятся в самом начале реализации, однако вовлеченность ОАЭ в "зеленое" строительство говорит о том, что эко-архитектура лет через 15 может стать одним из самых прибыльных бизнесов.
Норман Фостер при проектировании Масдара делает ставку на общественный, экологически безопасный транспорт, роль которого выполнит беспилотное такси, оснащенное электродвигателем. В январе этого года голландская компания 2getthere презентовала первые модели CyberCabs, специально созданные для футуристического поселения. Авто вмещает до шести пассажиров. Для удобства, через каждые 200 м сделаны остановки, а само движение будет происходить по специальным дорожкам-рельсам.
Еще одна эко-фишка Масдара - экономия природных ресурсов за счет альтернативных источников энергии. Выбор вполне предсказуемо пал на солнечные батареи. Причем в отличие от многих зданий, где солнечные панели крепятся на крыши или фасад, в Масдаре для сбора энергии солнца отведено целое поле. Благо, строительство "с нуля" позволяет не экономить на площадях. Сами дома невысокие, изюминка фостеровского проекта - ажурный полог, которым накрыт весь город. Таким образом, предполагается создавать искусственную затененность и заодно - экономить на кондиционировании воздуха. Учитывая небольшие размеры города (6 тыс. кв. км) сделать это вполне реально.
По сути, Масдар представляет собой гигантскую пешеходную зону, этакий элитный образцово-показательный район Абу-Даби, рассчитанный на 40 тыс. жителей, который правительство планирует демонстрировать туристам как еще один артефакт, очередное арабское чудо света.
Бизнес-экология
При всех впечатляющих особенностях Масдара, проект не отличается уникальностью. Подобные генпланы экологической застройки в рамках отдельно взятого района можно найти у многих фирм: китайский эко-город Dongtan, американский Treasure Island, голландский Zuidas (Arup), испанский Logrono Montecorvo (MVRDV) и др.
Собственно говоря, все эти проекты - воспроизведение принципов эко-архитектуры в масштабе города, точнее говоря, городского района. Но даже на такую мини-версию госбюджету (а финансируются такие проекты из госказны) трудно найти деньги, поэтому подавляющее большинство проектов находятся в замороженном состоянии. Это арабы могут позволить себе работать на будущее, европейцы и американцы думают о коммерческой выгоде, которую может дать эко-архитектура сегодня. А то, что она при всей ее дороговизне (соблюдение всех эко-требований ведет к удорожанию сметы до 20%) может приносить прибыль, уже очевидно.
Ныне многие зарубежные компании рассматривают свое сознательное отношение к окружающей среде как признак состоятельности, престижности, и на этом зарабатывают деньги строительные фирмы, предлагающие здания, одобренные экологами. Марк Греньер, президент лизинговой компании Oxford Commercial, уверен, что "несмотря на пока еще неустойчивое положение на рынке недвижимости, первоклассные "зеленые" здания будут пользоваться неизменным спросом" и приводит в качестве доказательства бизнес-центр, построенный в Техасе американской компанией Thomas Properties Group. Это первое здание в штате с золотым рейтингом LEED, которое практически сразу после завершения строительства "отпраздновало" заселение первого клиента, - им стал крупный разработчик софта THQ, подписавший договор на аренду 3 тыс. кв. м.
Именно офисные, а не жилые здания строятся по технологиям "зеленого" строительства в Европе и США. Объяснение прозаично: экологическая безопасность в современном архитектурном воплощении - дорогая вещь, и позволить себе эту роскошь могут только крупные компании. Однако нацеленность многих стран на сокращение зависимости от нефти и активные государственные программы по использованию альтернативных источников энергии (которые к 2020 г. должны составлять 20%, согласно Киотскому протоколу) позволяют прогнозировать, что эко-архитектура станет в ближайшем будущем не прихотью или вопросом престижа (как это есть сейчас), а обязательным стандартом - в том числе для новых жилых домов. Все неуклонно идет к тому, что через 10-15 лет будет просто невозможно построить здание без использования, к примеру, датчиков-контроллеров расхода электричества, без естественной вентиляции и освещения за счет солнечного света, без экономии воды путем сбора дождевой или построения замкнутой системы очистки сточных вод в самом доме.
Мечты о будущем
Надо признать, проекты эко-городов пока не сильно отличаются жизнеспособностью и, как ни странно, экологичностью. Судите сами. Если рассматривать в целом цикл возведения самого маленького эко-города площадью в несколько квадратных километров, то выйдет, что затраты на технику и строительство сопряжены со значительными тратами энергоресурсов. Насколько безвредны для окружающей среды те же солнечные батареи, которые содержат ядовитые вещества, - вопрос так же до сих пор открытый. И самое главное: обеспечивает ли полезные и экологически благоприятные условия для человека сам дом, пусть и построенный из вторсырья, с "умной" вентиляцией и освещением, системой экономного расхода воды и прочими эко-фишками? Да, такой дом бережно расходует природные ресурсы в перспективе (если закрыть глаза на энергозатраты при его строительстве), однако в очень малой степени улучшает качество жизни человека, живущего там. Пока что самым экологически чистым для человека и окружающей среды является самое простое решение - дом из кирпича, дерева, построенный в лесу рядом с речкой. Оно же и самое дешевое. Другое дело, что жить "на природе" вдали от цивилизации хочет мало кто из горожан. Сейчас архитекторы и инженеры заняты как раз тем, чтобы найти баланс между эко-стандартами и комфортными условиями жизни, к которым уже привыкли жители мегаполисов. В частности, такую цель поставили себе ученые из только открывшегося Университета науки и технологий в Масдаре, и участие в научных разработках Массачусетского технологического института, ведущего мирового поставщика передовых идей, вселяет надежду, что эко-будущее для городов наступит действительно скоро.
Стандарт эко-строительства
Существует несколько систем оценки экологической безопасности здания. Одна из самых известных и широкоупотребительных - американский стандарт LEED (The Leadership in Energy and Environmental Design). Его обязательным пунктом (всего их 69) является подробная схема выбросов и загрязнений, источником которых является здание. Учитывается использование возобновляемых источников энергии, вторичного сырья при строительстве, дождевой воды в системе водоснабжения, альтернативного транспорта и др. В зависимости от набранных баллов зданию присваивается рейтинг: сертифицирован (26-32 пункта), серебряный (33-38), золотой (39-51) и платиновый (52-69).
Hearst Tower (2006) - Золотой сертификат LEED Штаб-квартира корпорации Hearst. 90% использованной при строительстве стали - вторсырье, в здании есть резервуар для сбора дождевой воды, которая обеспечивает 50% потребления воды здания. Стеклянный фасад способствует экономии электричества, расходуемой на освещение помещений, на 26%.
Genzyme Center (2007) - Платиновый сертификат LEED В центре здания находится система подвесных зеркал, отражающих солнечный свет, экономия электричества 42 %. Чтобы стимулировать сотрудников отказаться от передвижения на автомобилях, здание построили возле станции метро, для всех работников предусмотрены бесплатные велосипедные стоянки, душевые и камеры хранения.
Bank of America (2009) - Платиновый сертификат LEED Для возведения брали отходы металлургической промышленности. Для обеспечения здания водой используется дождевая и очищенные сточные воды (очистка производится на месте). Подогрев воды осуществляется с помощью горячего воздуха, поступающего из систем кондиционирования. Ячейки с топливом из природного газа обеспечивают здание электричеством.
Наталия Каминская
По материалам:
Власть денег
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас