Страшная сказка — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Страшная сказка

Энергетика
849
В европейском информационном пространстве витает дух сближения с Россией. На минувшей неделе РФ и ЕС подписали Меморандум о механизме раннего предупреждения чрезвычайных ситуаций в сфере энергетики. Словения стала последней страной - потенциальной участницей "Южного потока", которая подтвердила свое согласие на партнерство с "Газпромом" в данной сфере. Формально это можно считать сепаратными договоренностями между Брюсселем и Москвой против Киева. Однако на поверку происходящее является заигрыванием россиян с европейцами, которые неуклонно снижают объемы потребления газа, вгоняя "Газпром" в беспрецедентные убытки.
Игра на публику
Экономических предпосылок для традиционной предновогодней газовой паники в Европе нет. Во-первых, от российских поставок полностью зависят только Словакия, прибалтийские республики, Финляндия, Греция и Болгария. Чуть меньше (от 50 до 80%) - Словения, Польша, Венгрия, Чехия, Австрия. Зависимость Голландии, Великобритании, Италии, Германии, Бельгии, Франции и Румынии колеблется в пределах 8-40%, что означает реальную диверсификацию источников импорта голубого топлива. К ним вскоре могут присоединиться и поляки. К 2014 г. они собираются достроить терминал для поставки сжиженного газа из Катара и благодаря замещению покрыть до 1/3 собственных потребностей в данном энергоносителе. Вовсе не обращать внимания на эти поставки могут Люксембург, Испания, Португалия, Дания, Швеция и Ирландия: они не получают ни кубометра российского газа.
Во-вторых, Европа, по словам комиссара ЕС по энергетике Андриса Пиебалгса, полностью заполнила свои хранилища и подготовила план работы в случае перебоев с поставками голубого топлива. "Мы увеличили возможности переключения для стран, которые не могут долго хранить газ. У нас также есть план работы в экстренной ситуации. Российская сторона, я верю, то же знает, как повысить поставки энергоносителя, если с одним из трубопроводов возникнут проблемы. В январе его транзит через газопровод Ямал-Европа вырастет", - уточнил энергетический еврокомиссар. Кроме того, европейцам нечего опасаться отбора транзитного газа Украиной. Уже сегодня в наши хранилища для собственных нужд закачано 27 млрд куб. м при общем объеме хранения в 32 млрд кубометров. Поэтому даже при большом желании нам просто некуда "отбирать" его из российской трубы. Что должно успокоить европейцев - голубое топливо с Востока пойдет исключительно по назначению.
Но россияне продолжают нагнетать обстановку. Инициированный Кремлем Меморандум о механизме раннего предупреждения чрезвычайных ситуаций в сфере энергетики министр энергетики РФ Сергей Шматко и Андрис Пиебалгс 16 ноября подписывали в атмосфере особого пафоса. С российской стороны звучали заверения в заботе о европейском потребителе, который никогда больше не станет заложником политического противостояния Москвы и Киева. "Мы очень высоко оцениваем усилия России, чтобы у нас не было перебоев с газом и каких-либо других конфликтов. Механизм раннего предупреждения сформировался из горького опыта. Мы должны были сделать соответствующие выводы", - прокомментировал это событие г-н Пиебалгс.
"Речь идет прежде всего о страхе перед экономической нестабильностью НАК "Нафтогаз України" и политической нестабильностью в период президентских выборов в Украине в целом", - пояснил "ДС" директор аналитической группы Da Vinci Анатолий Баронин. Ведь при других, не предвыборных условиях сегодняшние полные газа хранилища как в Украине, так и в Европе, а также регулярная уплата за энергоносители со стороны Киева не должны давать повода Брюсселю для волнений. Выборы, проблемы бюджета, а значит, и "Нафтогаза" - дополнительный риск, от которого нужно страховаться.
В документе, впрочем, не содержится никаких действенных механизмов предупреждения проблем с транзитом и поставками газа из РФ в ЕС. По нему эксперты "проводят опережающую оценку рисков", стороны "предупреждают друг друга" и "оперативно реагируют" в случае физического прерывания или нарушения схемы поставки голубого топлива, в том числе и через третьи страны. Господа Шматко и Пиебалгс при обнаружении намеков на ЧП должны обмениваться информацией, проводить консультации. Кроме того, в работу вступают "группы мониторинга", которые отслеживают ситуацию и докладывают вышестоящему начальству. Венчает меморандум раздел о том, что он не является международным договором или другим юридически обязывающим документом и не создает прав и обязательств, регулируемых международным правом.
Худейте медленнее
По большому счету, главная задача "Газпрома" - убедить Евросоюз снизить темпы сокращения потребления. В компании ожидают, что европейский спрос в этом году уменьшится на 5-7%. Тем не менее российский газовый монополист в 2010 г. собирается поставить в Европу 160,8 млрд куб. м голубого топлива - на $50,3 млрд, что на 13% больше, чем в 2009 г. Первые результаты усилий в этом направлении уже видны. В той же Польше высокопоставленные чиновники от энергетики, всего несколько месяцев назад ратовавшие за сокращение энергопотребления, резко изменили свою точку зрения. Наверняка не без посильной помощи "Газпрома". Теперь они уже требуют переводить на газ как можно больше предприятий, мотивируя это уменьшением выбросов по сравнению с использованием угля. Еще один аргумент - необходимость стабильных поставок, чтобы не спугнуть инвесторов в разгар приватизации крупных объектов, которую нужно провести удачно, дабы покрыть бюджетный дефицит.
Продержаться российскому газовому монополисту нужно два-три года - до 2011-2012 гг., пока европейская экономика начнет восстанавливаться, что, соответственно, снова увеличит ее потребности в голубом топливе. Но снижение прибылей сегодня означает откладывание разработки новых месторождений: Штокмановского, Бованенковского и Харасавэйского (на Ямале), а также в Восточной Сибири, а без дополнительных внешних инвестиций невозможно закончить дорогие "Северный поток" и "Южный поток" (совокупно - до 40 млрд евро). Информация о том, что очередное европейское государство разрешило пропустить газопровод по своей территории - единственные утешительные новости на этом фронте.
Пока конъюнктура способствовала россиянам. По маршруту следования "Северного потока" убеждать ни датчан, ни шведов, ни финнов особенно не пришлось. Добыча газа в Северном море падает, и заместить эти объемы в краткосрочной перспективе можно только российскими поставками. Кровно заинтересованная в этой ветке Германия, понятное дело, тоже не стала вставлять палки в колеса. Что же касается согласия со стороны потенциальных участников "Южного потока", то и здесь "Газпром" нашел благодатную целевую аудиторию: Сербия, Венгрия, Греция и Словения, согласившиеся на сотрудничество, в январе очень хорошо почувствовали на себе, что такое отсутствие альтернативных газовых поставок. Бонус для их участия в проекте - частичное финансирование строительства со стороны российского энергогиганта и участие в нем местных компаний практически на равных с "Газпромом". Турция, потенциально размещающая на своей территории другой газопровод - Набукко, который будет поставлять газ из Туркменистана, Ирана и Азербайджана, тоже не прочь получить как дополнительный источник энергии, так и транзитный заработок за прохождение южной трубы по ее территориальным водам. А вот Болгария, которая уже практически вошла в "пул", сейчас на грани вылета из него: новое правое правительство не очень симпатизирует россиянам и уходит от прямого ответа на вопрос о дальнейшем партнерстве, за что получило несколько словесных оплеух от Владимира Путина.
Однако как будут развиваться события далее, не совсем понятно. За опальной Софией право "выпустить" газопровод со дна Черного моря почти перехватил Бухарест. Но чтобы труба вышла на сушу в Румынии, ее, скорее всего, придется завести по нашим территориальным водам. И тогда весь план - пустить газ в обход ненадежной Украины - проваливается.
И все же зачем европейцам проекты, которые лишь усугубляют их зависимость от России? По мнению директора энергетических программ Центра им. А. Разумкова Владимира Сапрыкина, главную роль в одобрении Европой "потоков" играют транснациональные корпорации, давно нашедшие общий язык с газовым монополистом. "ЕС планомерно снижает потребление. Каждая отдельная страна ищет диверсификации проектов. Но, к примеру, участникам "Южного потока" россияне сулят намного большие прибыли от транзита, чем от Набукко. А потенциальные прибыли E.ОN Ruhrgas, ENI, Gasunie от продажи газа, который будет поступать по "Северному потоку", затмевают все официальные стратегии, программы и недовольство некоторых стран", - говорит он.
"Оправданием для ЕС может служить ожидание снижения цен на энергоноситель благодаря тому, что он будет поставляться через "потоки" без посредников, то есть напрямую европейским потребителям, без третьих транзитных стран", - дополняет Анатолий Баронин. Вопрос лишь в том, реализуются ли ожидания "Газпрома" о посткризисном увеличении потребления голубого топлива, если к 2020 г. ЕС, наоборот, обязался сократить энергопотребление на 20%.
Из Лиссабона с приветом
Подвешенный (как и Киев) на крючок контрактами "бери или плати" Евросоюз должен, по задумке россиян, пойти на поводу у обвинений в ненадежности поставок через Украину. Пока европейским потребителям $2,5 млрд штрафов за недобор (выбрано лишь 71% плановых объемов за первое полугодие) "списываются" за лояльность к российским проектам и согласие на монопольную зависимость от "Газпрома". Но вскоре Москве станет труднее находить с ними общий язык. С 1 декабря 2009 г., после вступления в силу положений Лиссабонского соглашения (так называемый Договор о реформе ЕС, предполагающий, в частности, единую внешнюю политику Евросоюза), разрозненная внешнеполитическая позиция 27 его членов канет в Лету, вместо этого Европа начнет продвигать консолидированное мнение относительно сотрудничества с РФ, в том числе и по энергетическим вопросам. Нельзя будет сталкивать лбами, например, прибалтов, через территориальные воды которых "Северный поток" не прошел, со шведами и финнами, которым достанутся транзитные бонусы, или румын с болгарами. "Понюхать пороху" президенту России Дмитрию Медведеву дали уже на прошедшем на минувшей неделе саммите РФ-ЕС, где к инициативам "поиска совместных решений, обеспечивающих бесперебойную поставку энергоносителей в Европу через территорию Украины" отнеслись довольно прохладно и решили отложить их на более поздний период, когда будет сформирована единая европейская позиция по этому поводу. Зная это, и сам г-н Медведев воспринимает саммит как формальность.
Негазовых причин для взаимной неприязни Европы и России несколько. Во-первых, Брюсселю не нравится идея Владимира Путина идти в ВТО в таможенном союзе с белорусами и казахами. Во-вторых, ЕС намерен включить положение об энергетическом сотрудничестве в масштабное соглашение о стратегическом партнерстве, о котором ведет переговоры с Москвой. РФ отмахивается лишь "меморандумами о рисках". В-третьих, россияне хотят активнее говорить о безвизовом режиме и сотрудничестве в сфере безопасности, а в объединенной Европе считают, что это задача отдаленной перспективы.
Но вот Украине от этого ничуть не легче. Сегодня дружить с ней против друг друга не заинтересованы ни в России, ни в Евросоюзе. По крайней мере, до завершения избирательной кампании. А вот демонстрация своей надежности как транзитера в условиях внешнего и внутреннего кризиса может стать достаточно весомым аргументом в пользу необходимости учитывать интересы Киева как равноправного партнера, а не виноватой во всем "невестки".
Алексей Набожняк
По материалам:
Деловая Столица
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас