Лукашенко красиво использовал Ющенко — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Лукашенко красиво использовал Ющенко

Энергетика
2293
Официальный Минск решил заранее подготовиться к намечающемуся очередному кризису в российско-белорусских отношениях - президент республики Александр Лукашенко наконец-то приехал в Киев и признался, что без Украины ему ничего не светит. Однако за кулисами визита осталась финансовая сторона вопроса, то есть проблема "кого и как все это греет".
27 октября Временный поверенный в делах США в Белоруссии Майкл Скенлен сообщил белорусской прессе о грядущей и скоропостижной смене формата американо-белорусских отношений. В течение текущего месяца сторонам предстоит выяснить, будут ли сняты введенные в 2007 году санкции против концерна "Белнефтехим" в обмен на изменение белорусской избирательной системы или же, наоборот, эти санкции будут расширены. 6 ноября, вскоре после такого удара от Вашингтона, президент Белоруссии Александр Лукашенко вдруг решил нарушить одну из своих традиций - регулярную отмену заранее подготовленных и согласованных официальных визитов в Украину. На сей раз, несмотря на внутриукраинские предвыборные реалии, белорусский лидер все же удосужился впервые за 11 лет посетить Киев как официальное лицо.
Нефтяной цейтнот
В 2008 году концерн "Белнефтехим" принес Белоруссии более $5 млрд. из $32 млрд. экспортных доходов страны. Лукашенко в 2007 году оперативно создал полугосударственную Белорусскую нефтяную компанию, через которую пошли все экспортные потоки "Белнефтехима". Правда, правительство США тут же приняло поправки к санкциям, которые коснулись уже всех предприятий, где доля концерна достигает 50%.
"Белнефтехиму" принадлежат веские госдоли пакетов акций в ОАО "Мозырский НПЗ", "Новополоцкий НПЗ "Нафтан", а также нефтехимических компаний "Белшина" и "Полимир". Частная доля в двух НПЗ с середины текущего десятилетия принадлежит нефтекомпании "Славнефть". Белорусский госконцерн контролирует ее совместно с российскими "Газпромнефтью" и ТНК ВР. Перед тем как Вашингтон заявил об изменении формата санкций, эти две компании завершили раздел своего контроля над частной долей "Славнефти".
Параллельно с этим процессом классически однопартийное большинство московской прессы начало подозревать Лукашенко в заигрывании с ЕС. Вроде бы как целью этих контактов является продажа европейским нефтяным компаниям "Белнефтехима" и его доли в "Славнефти". Несмотря на устойчивый иммунитет к "зигзагам" Александра Лукашенко, кремлевские политики просто опешили от наметившегося улучшения отношений между Белоруссией и ЕС, стартовавшего после визита в Минск комиссара ЕС по внешним связям Фениты Ферреро Вальднер.
Такое потепление позволит Лукашенко как минимум на год избежать ужесточения санкций США или как максимум действительно привлечь европейский капитал в какую-то часть белорусской экономики. Пессимистический сценарий - распространение американских санкций на группу так называемых семейных белорусских компаний-спецэкспортеров ("Белтехэкспорт", "Белвнешспецтехника", "Белвнешпромсервис" и "Белорусинторг"). Трагический сценарий - распространение санкций на массовых белорусских производителей, таких например, как МАЗ, Минский тракторный завод, "Гомельдрев" или "Белкалий", что при всей устойчивости белорусского режима чревато социальными потрясениями.
Торговые реалии визита в Киев
В случае пессимистического либо трагического поворота событий Украина сможет сыграть роль буфера для Белоруссии. За 2006–2008 годы, пока Лукашенко то и дело отменял визиты, торговый оборот между Украиной и Белоруссией вырос в шесть раз. В 2008 году, несмотря на мировой финансовый кризис, он не потерял бешеных темпов и увеличился на еще 63,3% - до $6 млрд.
С украинской стороны главными адептами динамичного развития украинско-белорусской торговли считались авторитетные в украинской политике бизнесмены Виктор Пинчук и Петр Порошенко. В орбите их влияния соответственно находится контроль над белорусским ОАО "Могилевский металлургический завод" и контроль над украинским сбытом продукции ОАО "Минский тракторный завод" (ТМ "Беларусь") и ОАО "Гомельский авторемонтный завод" (ТМ "Радзiмiч"). С белорусской стороны колоссальные темпы развития двусторонней торговли демонстрировал все тот же "Белнефтехим". Благодаря партнерству с сетью АЗС WOG Игоря Еремеева заводы и компании концерна за несколько лет смогли увеличить долю рынка Украины в общем объеме белорусского сбыта с 3 до 9%. Существенную лепту в стремительно нарастающий украинско-белорусский торговый оборот внесли белорусские производители удобрений, холодильников, комбайнов и большегрузных грузовых автомобилей. Откровенно говоря, они смогли заработать на подозрительно аморфной внутренней политике Киева по поддержке именно этих отраслей национальной экономики.
Энергетические "месседжи" на грани фола
Во время официального визита в Киев, как и во время предыдущих рабочих встреч с Виктором Ющенко в Гомеле и Чернигове, Александр Лукашенко охотно раздавал прессе комментарии о перспективных векторах сотрудничества двух стран в энергетической сфере.
Однако даже в священной для украинской политики сфере ТЭК очередная порция увещеваний Лукашенко все еще не выглядит реальной. Получается, что Украина, президент которой склонен публично кичиться некими "демократичными надбаннями", почему-то и на сей раз свято поверила в экономические фантазии "последнего европейского диктатора". Странный выбор. Ведь, как показала практика последних лет, в процессе признания официальным Киевом колоритных экономических амбиций тоталитарных лидеров других стран, будь то желание Ливии купить ОПЗ или стремление Туркмении поставлять газ Украине, у киевского официоза постоянно возникают "тонкие вопросы".
Электроэнергетика
Один из самых весомых аргументов "за" широкое энергетические сотрудничество - возможность начала совместной поставки Украиной и Белоруссией электроэнергии в балтийские страны ЕС. Базой аргумента считается возобновление приостановленного правительством Януковича в 2007 году договора между госкомпаниями "Укринтерэнерго" и "Белэнерго" на ежегодную поставку в Белоруссию 2 млрд. кВт•ч украинской электроэнергии. На первый взгляд, эта амбиция Минска выглядит как позитив (тем более что в проекте фигурируют интересы близкой к украинской власти Korlea Invest). Но при детальном рассмотрении энергетическое направление украинско-белорусского сотрудничества выглядит сырым. Пока что ЕС официально не выработал механизм намеченного на конец 2009 года отказа от мощностей Игналинской АЭС в Литве и их замещения. Балтийским странам ЕС предстоит сделать выбор: либо увеличить мощности принадлежащей "Газпрому" Клайпедской ТЭС и привлекать немецкую E.One Rhurgas к строительству аналогичной по мощности новой ТЭС, либо опереться на импорт из Украины и Белоруссии.
Несложно предположить, что "горячая любовь" Германии к Украине в вопросах развития поставок газа (не требующая комментариев) вряд ли станет веским основанием для добровольной потери позиций Берлина и Москвы в борьбе за балтийский рынок поставок электроэнергии. Придется отвечать и на второй простой вопрос: если белорусский диктатор так решителен, что на самом деле готов отнять у "Газпрома" деньги, уже вложенные им в газораспределение и ТЭС Литвы, почему не решается расторгнуть критикуемый им же договор о передаче тому же "Газпрому" к 2010 году 50% акций оператора всей белорусской газотранспортной сети? Получается, пообещать Украине нанести по "Газпрому" удар в соседней Литве можно, а у себя дома, в Белоруссии, нельзя? Какая-то нерабочая амбиция выходит, хотя и уникальная.
Нефть
На фоне пусть малых, но все же полезных сегодня для Киева достижений на ниве энергетики, еще менее правдивым представляется обещание вернуться к "северному варианту" развития проекта "Одесса - Броды", впервые озвученному экс-вице-премьером Украины Андреем Клюевым в 2004 году. В последующие четыре года в этом направлении не было сделано ни шага. И вдруг опять та же амбиция и тот же акцепт. Почему? Аргумент "за" - под угрозой расширения санкций США поменялась конъюнктура внешнеторговой экспансии режима Лукашенко, и он пожалел об упущенном. Но в реальности очевиден критический ответ на эту инициативу со стороны Польши, компании которой контролируют НПЗ в Чехии и Литве. Пока поляки "Белнефтехим" не купили и конкурируют с ним: Варшава - не Киев, и на подкорм Лукашенко у нее аргументов нет. Поэтому вполне возможно, что старт некоего украинско-белорусского "северного варианта" "Одесса - Броды" даст Варшаве идеальный шанс раз и навсегда избавиться от всего проекта.
Газ
Еще хуже выглядят украинско-белорусские перспективы в газовой сфере. В сентябре, накануне визита Лукашенко, делегация "Белтрансгаза" четвертый раз за последние четыре года пыталась заключить договор об аренде либо использовании белорусами мощностей украинских ПХГ (с целью расширения белорусских поставок в страны Балтии или на случай газовой блокады со стороны РФ). По официальной информации, и эти переговоры не завершились подписанием договора.
На этом фоне любые предположения прессы о начале некоего реального сотрудничества двух стран в газоторговой сфере, увы, опять стали блефом белорусского лидера. И уж тем более не дали оснований для перспективы заключения "газотранзитного картеля" - ведь если режим Лукашенко, при всех его полномочиях, не желает рвать с "Газпромом" у себя дома, можно ли верить его стремлению согласовать с Украиной свою транзитно-тарифную политику назло российской монополии? Даже если это будет тайный сюрприз, то сколько раз и на какие деньги он будет полезен Киеву? Киев и Минск на рынке транзита газа естественные конкуренты, и с этим ничего не поделаешь. Можно, конечно, отобрать уже отошедший к "Газпрому" контроль над "Белтрансгазом" и отдать его какой-нибудь из компаний, аргументированно симпатичных некоторым украинским политикам. Но история, как известно, не повторяется.
Итог: простой секрет "пограничного подарка"
При всех этих несуразицах в "стратегических направлениях" украинско-белорусской торговли Лукашенко в ходе визита в Киев все же смог одним лишь жестом перевести подобного рода "специфический бум" в украинско-белорусской торговле с рельсов тихой коммерции на шпалы публичной реальной политики - белорусский лидер пообещал, что в течение ноября (вероятно, глядя на то, как пойдут переговоры о снятии санкций со стороны США) подаст Национальному собранию Белоруссии пакет долгожданных соглашений о делимитации украинско-белорусских государственных границ, а также документ о совместном присоединении Минска и Киева к профильной трансграничной части программы ЕС "Восточное партнерство". Консервативные российские политики болезненно отреагировали на это обещание.
"Ратификация украинско-российского договора о делимитации границ Белоруссией снимает одно из главных препятствий на пути вступления Украины в НАТО и, следовательно, нарушает букву Союзного договора между Белоруссией и РФ", - без обиняков заявил депутат Госдумы Михаил Затулин.
После этой и другой резкой реакции Москвы перемены в украинско-белорусских отношениях действительно стали ощутимыми. Однако при всем этом, и даже без оглядки на проблему санкций со стороны США, еще очень долгое время двусторонние отношения Украины и Белоруссии будут характеризоваться торгово-экономическим бумом. Точнее, многолетним хаосом в Киеве, этот бум породившим.
Андрей Старостин
По материалам:
Коментарі
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас