Реформа вошла в колею — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Реформа вошла в колею

Казна и Политика
643
В то время как железные дороги стран бывшего Советского Союза за последние несколько лет начали процесс реформирования, украинские железнодорожники долго собирались с силами. И нынче ситуация следующая: к Евро-2012 им необходимо готовиться стахановскими темпами, но экономические затруднения не позволяют не то, чтобы развиваться, а даже сохранить докризисные позиции.
Проводить реформу в таких условиях сложно, но необходимо. С одной стороны, пример наших соседей - россиян - указывает на неудачное время для реформ. Они были вынуждены приостановить третий этап своего реформирования из-за экономического кризиса. С другой - Президент Украины Виктор Ющенко в начале сентября своим указом ввел в действие решение Совета национальной безопасности и обороны, которое обязывает правительство до 1 декабря разработать и направить на рассмотрение Верховной Рады программу реформирования железнодорожной отрасли.
В "Укрзалізниці" уже готовы к изменениям. "На сегодня, - говорит начальник Главного управления развития и технической политики Укрзалізниці Арлекин Зубко, - проект Программы реформирования железнодорожного транспорта уже отработан...".
Как задумали железнодорожники, весь производственно-технологический комплекс отрасли должен остаться в составе государственного концерна-объединения юридических лиц с существующей региональной формой управления. Хотят они и углубленного реформирования организационно-правовой структуры отрасли, в частности внесение изменений в ряд законодательных актов, создание новой тарифной и финансовой системы отрасли, а также Государственной акционерной компании (ГАК) по управлению системой железнодорожного транспорта.
По словам Зубко, железнодорожники при разработке проекта Программы реформирования исходили из опыта Франции и Германии. Хотя, как указывает Арлекин Зубко, в мире не существует определенной модели реформирования, которая подходила бы абсолютно для всех стран. И за основу была взята не столько конкретная модель реформирования, сколько такие показатели, как протяженность, насыщенность (количество километров железнодорожных путей на квадратный километр территории) и населенность мест, где расположены железные дороги.
Реформирование железнодорожной отрасли Украины крайне необходимо для ее нормального развития, однако этот процесс имеет другую природу, чем реформирование железных дорог в Европе, поскольку речь идет о других предпосылках реформирования: в нашей стране это требуется для обновления основных фондов, обеспечения эффективного развития железных дорог и бездискриминационного допуска частного капитала к системе железнодорожных перевозок, констатируют эксперты.
В России похожая реформа отрасли уже дает свои позитивные результаты. ОАО "РЖД" находятся на третьем этапе своего реформирования, что позволяет им, как утверждают эксперты, используя преимущества созданной корпоративной системы управления, намного активнее работать с международными партнерами по концентрации общих организационных и инвестиционных ресурсов для освоения новых рынков и реализации глобальных инвестиционных проектов. "Продление срока реализации третьего этапа Программы реформирования российских железных дорог связано с последствиями экономического кризиса, в частности падением объемов грузоперевозок", - рассказывает руководитель аналитической группы Консорциума Management Consulting Group (MCG) Дмитрий Пидтуркин.
По его словам, экономическая нестабильность влияет и на железнодорожную отрасль Украины. Однако ей тянуть с реформой нельзя. К ней подталкивает хотя бы пример ближайших стран-соседей. Как отмечает Пидтуркин, на сегодня украинские железные дороги остаются единственными не реформированными на всем пространстве Евразии. "А с изменением окружения в едином железнодорожном пространстве "Укрзалізниця" должна пересмотреть и условия своего функционирования", - считает эксперт.
То, что "Укрзалізниця" нуждается в реформировании - факт, утверждают в Консорциуме. "Вне сомнения, Украине нужен выход на качественно новый уровень организации и функционирования железнодорожной отрасли, а значит - и изменения - как технико-технологические, так и организационно-правовые. Ради обеспечения именно такого стратегического развития и необходимо проведение реформирования, которое откроет для железных дорог новые возможности по привлечению современных технологий, необходимых инвестиционных и организационных ресурсов ведущих бизнес-структур для построения современной транспортной системы страны", - речь идет в пресс-релизе MCG.
Реформе быть, выяснилось на днях, когда на согласительном совещании в Минтранссвязи представители министерства, "Укрзалізниці", профсоюзов и отраслевых вузов пришли к консенсусу в данном вопросе. Хотя до того в Минтрансе отстаивали реформу железных дорог путем создания государственного предприятия со статусом национального перевозчика с дальнейшей реорганизацией в государственную акционерную компанию с корпоративной структурой, за основу было решено взять именно вариант "Укрзалізниці". По нему реформа должна состояться путем создания акционерного общества, в рамках которого будет работать государственный концерн. При этом сохраняется вертикально-интегрированная структура.
Решение совещания является беспрецедентным, считает и.о. министра транспорта и связи Василий Шевченко. "Всего за три месяца от различных взглядов на реформирование отрасли мы прошли путь к полному пониманию. Минтранссвязи, железнодорожники, профсоюзы и научные работники сошлись во взглядах на будущее железнодорожной отрасли", - отметил он.
"Чуть ли не впервые администрация и профсоюзы пришли к общей позиции", - утверждает и заместитель председателя дорожной профсоюзной организации Южной железной дороги Валерий Терещенко, которого цитирует пресс-служба Минтранссвязи.
Следовательно, согласно обнародованной Минтрансом программы реформирования, первый ее этап (2009-2010 годы) предусматривает разработку и принятие необходимых законодательных и нормативно-правовых актов для реализации реформы, и создание государственного хозяйственного объединения железных дорог и других предприятий железнодорожного транспорта в форме государственного концерна.
На втором этапе (2011-2012 годы) планируются принятие Закона Украины "Об особенностях реформирования железнодорожного транспорта"; осуществление мер относительно формирования уставного фонда государственного хозяйственного общества; инвентаризация имущества и земельных участков Объединения и его участников; разработка механизмов распределения эксплуатационной и ремонтной деятельности; создание правовых и экономических условий для формирования вертикально интегрированной организационной структуры по видам деятельности; реализация механизма финансовой поддержки пассажирских перевозок и развитие конкуренции на их рынке; создание главного и региональных центров управления перевозками, перестройка сети логистических центров; внедрение корпоративной автоматизированной системы управления и оптимизация организационной структуры в сфере ремонта.
И, наконец на последнем - третьем - этапе (2013-2015 годы) предусматривается образование на базе имущественных комплексов предприятий-участников Объединения единого субъекта ведения хозяйства в форме ГАК; ликвидация перекрестного субсидирования пассажирских перевозок; выведение из состава железных дорог подразделений, которые относятся к конкурентному сектору; увеличение количества частных компаний и развитие конкуренции.
Кроме того, в сфере грузовых перевозок планируется выход на рынок компаний-операторов с собственным подвижным составом. В сфере пассажирских - образование хозяйственного общества при условии достижения безубыточной деятельности. А в сфере пригородных перевозок - образование субъектов ведения хозяйства в форме хозяйственных обществ при участии ГАК и предприятий, образованных органами местного самоуправления.
Согласно пресс-релиза "Укрзалізниці", реализовать реформу будут за счет собственных средств и "других источников".
Выполнение программы реформирования, надеются ее авторы, даст возможность повысить эффективность и ускорить развитие железнодорожного транспорта, удовлетворив растущие потребности национальной экономики и населения в перевозках. Надеются транспортники повысить качество своих услуг и уровень использования транзитного потенциала Украины, уменьшить транспортную составную часть в стоимости товаров и услуг, и тому подобное.
Вынести данный проект реформирования железнодорожного транспорта на рассмотрение правительства в Минтрансе пообещали в День железнодорожника - 4 ноября.
Алексей Савицкий
По материалам:
День
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас