Экономический "нобель" проигнорировал кризис — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Экономический "нобель" проигнорировал кризис

1017
12 октября решилась судьба премии Шведского государственного банка по экономическим наукам памяти Альфреда Нобеля. 10 млн шведских крон (около $1,4 млн) будут разделены между американцами Элинор Остром и Оливером Уильямсоном за работы в области управления экономикой.
В Нынешнем году вокруг Нобелевской премии в области экономики разгорелись жаркие дискуссии. Радикально настроенные эксперты даже предлагали не присуждать ее представителям скомпрометировавшей себя науки. Экономисты не только не смогли предсказать наступления одного из самых тяжелых и затяжных кризисов, но и предложить эффективные методы его преодоления и предотвращения подобного в будущем. Лауреат Нобелевской премии прошлого года Пол Кругман (специализируется на изучении международной торговли) после получения этой награды, правда, заявил, что мировую экономику ожидает продолжительная рецессия. Однако эти выводы он озвучил уже после появления первых симптомов грядущего экономического коллапса. К тому же Кругман был уверен, что обвала мировой экономики не произойдет.
Тем не менее Шведская королевская академия нашла компромиссное решение, удостоив награды двух лауреатов, которые, по словам члена Нобелевского комитета Матса Персона, "исследовали вопрос, какие иные силы, помимо рынка, могут привести нас к организованному взаимодействию". Хотя работы нынешних лауреатов можно причислить к антикризисным с большой натяжкой. Элинор Остром из университета штата Индиана в Блумингтоне была отмечена за труды, доказывающие эффективность управления общественной собственностью ассоциациями пользователей.
Нобелевский лауреат положила немало усилий, чтобы опровергнуть до сих пор бесспорную теорию, согласно которой общественное достояние (водные, земельные ресурсы и пр.) априори нещадно эксплуатируется отдельными пользователями. Поэтому такие активы необходимо либо приватизировать, либо подвергать строгому регулированию.
Стоит сказать, что ее работы находятся на стыке экономики, управленческой психологии и социологии, к чему Нобелевский комитет в последнее время проявлял повышенный интерес. Элинор Остром считает, что наиболее эффективным вариантом управления общественным достоянием является золотая середина между государственной монополией и частным предпринимательством. И предлагает передать эту сферу в ведение отдельных организаций - своеобразных кооперативов, поскольку коллектив зачастую придумывает весьма эффективные меры и методы, чтобы не исчерпать источник ресурса и разрешать конфликты интересов. Впрочем, соответствующие труды были опубликованы достаточно давно, а потому вручение Нобелевской премии Элинор Остром стало для наблюдателей полной неожиданностью.
Зато представителю Калифорнийского университета в Беркли Оливеру Уильямсону Нобелевскую премию прочили уже не первый год. Он, как и Остром, работал над вопросами управления, но внутри компании и более всего известен как автор модели "границ фирмы". Рональд Коуз в 1937 году задался вопросом: почему что-то производится внутри фирмы, а что-то - закупается? Его вывод о том, что причиной всему являются издержки на заключение контрактов, связанные, прежде всего, с асимметрией информации между участниками сделки, и издержки исполнения контрактов (связанные, например, с неопределенностью прав собственности), принес ему Нобелевскую премию в 1991 году.
Оливер Уильямсон в своих работах первым указал на специфичность активов как на источник транзакционных издержек (самый простой пример: фирма не станет вкладывать средства в обучение работника навыкам, которые пригодятся тому у конкурента, если не сможет подписать с ним кабальный контракт). Его работы в области теории управления и внутрикорпоративных транзакций стали основой множества практических приложений - от новых методов работы транснациональных корпораций и теории работы с внутрикорпоративными конфликтами до аутсорсинга и лизинга персонала, внутрикорпоративных контрактов и т.д. Что и позволило ему теперь стать обладателем Нобелевской премии.
Большинство экономистов сходятся во мнении, что работы нынешних лауреатов носят cкорее теоретический характер. Интересен другой момент: Оливер Уильямсон и Элинор Остром - известные институционалисты. Представители этого направления считают как кенсианские, так и монетаристские идеи изжившими себя. Кенсианский подход к экономике делает ставку на макроэкономическое регулирование. Сейчас представители этой школы призывают наращивать государственные расходы для быстрейшего преодоления кризиса. Монетаристы верят в великую силу рыночных отношений и соответственно видят спасение в том, чтобы минимизировать государственное влияние на экономику.
Институционалисты придерживаются мнения, что фирмы вступают во взаимоотношения на основании определенных правил (экономических институтов). И если эти правила некорректны, нельзя рассчитывать на экономический рост. Соответственно они видят решение проблемы в кардинальном пересмотре экономических институтов. Работы, удостоенные Нобелевской премии, в широком понимании показывают несовершенство рынка из-за неполной или некорректной информации, которой обладают его участники. И предлагают новые организационные модели, использование которых позволит мировой экономике быть более подготовленной к новым кризисам.
Татьяна Сметанина
По материалам:
Коментарі
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас