"Ъ": ГНАУ восстанавливает единое подразделение по работе с крупными плательщиками — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

"Ъ": ГНАУ восстанавливает единое подразделение по работе с крупными плательщиками

Казна и Политика
482
Вчера заместитель главы ГНАУ Сергей Чекашкин заявил о намерении создать в Киеве единый офис по работе с крупными налогоплательщиками вместо нынешних десяти специализированных государственных налоговых инспекций (СГНИ), обслуживающих компании Донецкой, Днепропетровской, Запорожской, Киевской, Луганской, Николаевской, Одесской и Харьковской областей, а также Кривого Рога и Симферополя. Из них могут остаться всего два-три региональных подразделения.
Эта схема будет предусмотрена в национальном плане по улучшению администрирования налогов, который сейчас находится на стадии согласования, сказал господин Чекашкин. Источник в ГНАУ отметил, что работа с крупным бизнесом в едином офисе поможет усилить контроль за компаниями. "Имея такой центр, налоговая система сможет сравнивать показатели экономической деятельности и уплаты налогов разными предприятиями одной отрасли",– пояснил чиновник.
Создание единого офиса – рекомендация Международного валютного фонда (МВФ), сообщил Ъ источник в Минфине. Но претензиями МВФ была вызвана и ликвидация в конце мая идентичного по функциям подразделения – управления ГНАУ по работе с крупными плательщиками. Специалисты МВФ недоумевали, почему плательщики добровольно работают со специальными инспекциями, а не обязаны делать это, как принято в мире. Поэтому до декабря ГНАУ должна разработать критерии "крупного плательщика", чтобы автоматически ставить компании на учет в киевском офисе. "Среди критериев могут быть численность штата предприятия, доля рынка, оборот. Кроме того, я считаю, что компания-монополист, даже небольшая, тоже должна попадать в категорию крупного плательщика",– сказал источник.
Ранее ГНАУ уже пыталась перенять опыт Голландии, где работать в таком офисе престижно и для предприятий, и для контролеров. "Бизнес, например, получает упрощенную систему подачи отчетности, но в то же время его жестко мониторят, а обслуживают лучшие из лучших чиновников",– отметил собеседник.
В региональных инспекциях утверждают, что и сейчас крупные плательщики становятся к ним на учет, если подходят по критериям, утвержденным ГНАУ два года назад. "У нас координационный совет при облгосадминистрации решает, кого брать, а кого – нет",– отмечает чиновник СГНИ Донецка. Крупные предприятия группируются по отраслевому принципу, и инспектор, отвечающий за сегмент, знает о компаниях все – от уровня налоговой нагрузки до специфики работы. "С крупными предприятиями сложнее работать, они грамотные, у них много юристов, которые даже по мелким вопросам сразу обращаются в суды",– говорит глава пресс-службы СГНИ Днепропетровска Юрий Чайковский.
По мнению предпринимателей, новая централизация усложнит им работу – если до сих пор компании решали налоговые вопросы на уровне региональных инспекций, то теперь – только в Киеве. "Если бы центральный офис просто руководил работой региональных подразделений, вряд ли бы что-то изменилось. Но если придется отчитываться в Киеве, и наш инспектор будет находиться там, то это создаст неудобства. Я вообще не представляю себе, как мы будем работать",– недоумевает финансовый директор '"Славутич" Carlsberg Group' (на учете в СГНИ Запорожья) Александр Говядин.
Директор по экономике и финансам Крюковского вагоностроительного завода Игорь Манаенков уверен, что для налаживания партнерских отношений с предприятиями ГНАУ необязательно создавать единый офис – бизнес должен работать в одинаковых условиях, а налоговики – в рамках законодательства: "Пусть вернут в законодательное русло возврат НДС – и офис не нужен будет".
Наталья Непряхина
По материалам:
Коммерсант-Україна
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас