Белорусы садятся на взлете — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Белорусы садятся на взлете

Энергетика
2014
Отечественный рынок рискует накануне осени остаться без белорусских нефтепродуктов, импорт которых вырос в этом году настолько, что соседняя страна стала ключевым импортером дизельного топлива в Украину.
Мозырский завод, поставки с которого по отдельным товарным позициям выросли почти на 40%, пока не торопится возобновить работу после своей остановки на ремонт.
Этот год изменил расстановку сил среди импортеров топлива в Украину. Белорусы потеряли свои привычные рынки сбыта, и высвободившиеся объемы были переориентированы в пользу Украины. Во-первых, сократились объемы потребления нефтепродуктов на внутреннем рынке Беларуси ввиду экономического кризиса. Во-вторых, просели два традиционных экспортных направления белорусской нефтепереработки - Прибалтика и США.
"В период роста цен на нефтепродукты Штаты были заинтересованы импортировать белорусский продукт, даже с учетом солидных издержек на логистику. Когда же стоимость топлива откатилась вместе с сокращением объемов его потребления в США, везти ресурс при таком транспортном плече стало просто нецелесообразно",- отмечает глава "Консалтинговой группы А-95" Сергей Куюн.
Благодаря этому обстоятельству, а также привлекательной цене, перенаправленные в Украину объемы белорусских нефтепродуктов сумели завоевать лидерские позиции по дизельному топливу, потеснив привычного лидера в этом сегменте - Россию. Приемлемая цена и оперативность поставок (расстояние между Мозырским НПЗ и Киевом сопоставимо с Кременчугским заводом и столицей) белорусского дизеля привели к тому, что российский продукт, поставляемый по трубопроводу, стал менее привлекателен для трейдеров. В результате, в то время как объемы импортируемого из России дизтоплива за семь месяцев этого года упали на 60%, объемы ввозимого белорусского дизеля выросли на 40%, если сравнивать с аналогичным периодом предыдущего года - соответственно.
Кроме того, выросли поставки с Мозырского НПЗ по бензиновым позициям. Если ранее, обладая налаженными каналами сбыта, белорусский высокооктан практически не присутствовал на украинском рынке (16,5 тыс. т за семь месяцев 2008 г.), то сейчас это направление входит в тройку основных стран-импортеров (147,5 тыс. т за аналогичный период 2009 г.) наряду с Литвой и Румынией (245 тыс. т и 156,3 тыс. т - соответственно). Лидирует, оставив далеко позади остальных конкурентов-импортеров, бензин А-92 - за прошедшие семь месяцев украинскую границу пересекло более 190 тыс. т, в то время как из Румынии и других направлений поступило чуть более 4,5 тыс. т.
Среди украинских розничных операторов наиболее востребован белорусский ресурс "Континиумом" (сеть автозаправочных комплексов WOG) и "Концерном "Галнефтегаз" (сеть ОККО) и пр. Кроме того, белорусское топливо обеспечивает и АЗС сети "Лукойл", с которыми тот же "Континиум" работает по так называемым "своп-поставкам", обеспечивая комплексы "Лукойла" в отдаленных северных и частично восточных регионах импортируемым ресурсом в обмен на обеспечение своих южных АЗС одесскими нефтепродуктами.
Однако дальнейшее обильное присутствие белорусского топлива на украинском рынке остается под вопросом. Остановленный на плановый ремонт Мозырский НПЗ не готов запуститься к намеченному ранее числу - 20 августа, равно как и назвать точной даты возобновления своей работы. Если завод не выйдет с ремонта, в ближайшее время отечественные импортеры будут вынуждены самостоятельно оперативно искать нужные объемы нефтепродуктов, что может привести, например, к дополнительным ажиотажным спекуляциям на рынке. "В отличие от работы с Мажейкяйским НПЗ, где терм-контракты гарантируют, что завод, несмотря на технологические трудности и остановки, поставит прописанные объемы, Мозырский завод является спот-поставщиком. И если белорусам не удастся решить свои проблемы и оперативно запуститься, украинские операторы могут испытывать серьезные трудности в обеспечении ресурсом своих сетей",- рассуждает Куюн.
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас