"Укрзализныця" снова стала виртуально прибыльной — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

"Укрзализныця" снова стала виртуально прибыльной

Казна и Политика
1452
На фоне падения производственных показателей "Укрзализныця" остается донором бюджета и даже перевыполняет план по уплате налогов. 1 млрд грн был "заработан" по большей части за счет неоплачиваемых отпусков сотрудников.
Между тем уже в августе монополию ожидает главное испытание на финансовую устойчивость - необходимость выплаты транша в счет погашения кредита британского банка. Сможет ли "Укрзализныця" изыскать на эти цели 1,9 млрд. грн.?
По итогам работы в первом полугодии железные дороги Украины показали неожиданный результат. Из всех основных показателей план перевыполнен только по двум позициям: размеру чистой прибыли и платежам в госбюджет. Причем перевыполнение существенное. По плану госбюджет должен был получить 1,633 млрд. грн., а фактически получил 2,104 млрд. грн. (+28,8%, или 0,471 млрд. грн.). А в отношении финансового результата вообще планировался убыток в 0,083 млрд. грн., но в итоге чистая прибыль составила 0,093 млрд. грн. В связи с этим уместно вспомнить заявление Виктора Ющенко, сделанное 26 июня на заседании СНБОУ.
"Базовая проблема - убыточность, причем хроническая, глубокая, говорящая о том, что "Укрзализныця" должна получить новую реформу, новую стратегию, и через реструктуризацию, через глубокие инфраструктурные реформы получить финансовые балансы, которые бы позволяли "Укрзализныце" стать активным участником хозяйственной деятельности, заказывать и обновлять свой парк", - сказал он. На момент сдачи номера решение СНБОУ еще не было опубликовано, поэтому неизвестно, какой вариант реформы выбран.
Президент также отметил, что за прошлый год убытки монополии достигли 4 млрд. грн. и что "только ленивый не получил прибыль в 2008 году". Поэтому странно, что сейчас, при снижении производственных показателей на 30–40%, монополия вдруг стала прибыльной. А между тем это "экономическое чудо" объясняется очень просто: прибыльность была достигнута в основном за счет экономии на фонде оплаты труда в размере порядка 1 млрд. грн. Причем, как отмечал в одном из интервью гендиректор монополии Михаил Костюк, эти деньги железнодорожники "добровольно положили на алтарь антикризисной борьбы".
Кроме того, на капитальные инвестиции было израсходовано меньше на 0,716 млрд. грн. (при плане в 2,382 млрд. грн. фактически 1,666 млрд. грн.). Как правило, экономия на людях и расходах на модернизацию на фоне перевыполнения плана по налогам не идет на пользу жизнедеятельности любой системы. Особенно при этом настораживает пиар-активность руководителя монополии, который начал особо активно "светиться" после отставки Иосифа Винского, и начавшихся разговоров о широкой коалиции. Напомним, что Михаил Костюк, как считается, прошел по квоте Владимира Литвина, и ему было крайне важно показать позитивный результат перед теоретически возможной отставкой.
Можно отметить и позитивный момент. Пока не подтверждаются опасения Михаила Костюка о том, что в этом году из-за падения объемов перевозок "Укрзализныця" недополучит около 8 млрд. грн. За первое полугодие доходы составили 17,678 млрд. грн., расходы - 17,585 млрд. грн. Объемы перевозок уже стабилизировались, в июне наметился рост объемов погрузки, а с августа ожидается увеличение транзита из России. Кроме того, во втором полугодии доходы железных дорог традиционно выше. Поэтому можно прогнозировать, что монополия заработает не менее 36 млрд. грн., что всего на 2,8 млрд. меньше, чем в прошлом году.
Но в ближайшее время правительству все же придется пересмотреть свое отношение к "Укрзализныце" как донору госбюджета. До конца года монополия должна выплатить около 6,5 млрд. грн. по кредитным обязательствам, в том числе около 2,6 млрд. грн. по международным соглашениям, около 2 млрд. грн. - по краткосрочным кредитам и еще около 1,9 млрд. грн. составляет кредиторская задолженность за приобретенные товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги.
В частности, помощь понадобится уже в августе, а затем - в ноябре. На эти месяцы приходится выплата двух траншей кредита Barclays capital bank в размере 1,9 млрд. грн. То есть сумма месячных выплат будет составлять около 30% доходов монополии, еще около 60% придется на выплату зарплат и обязательных платежей. На поддержание жизнедеятельности останется всего 10%, или около 300 млн. грн.
Именно такие данные приводятся в письме премьер-министру, которое было отправлено Иосифом Винским с пометкой "лично" незадолго до отставки (его копией располагает редакция). Еще будучи министром, он сообщил и о других проблемах отрасли, не преминув обвинить в "отсутствии надлежащих шагов" руководство "Укрзализныци" и начальников железных дорог. Этот документ можно воспринимать в контексте противостояния Минтранссвязи и "Укрзализныци" как в вопросах реформирования, так и контроля за привлекательными железнодорожными предприятиями. Однако конкретные пути выхода из ситуации, кроме предложения решать проблему на "государственном уровне", в документе не описаны.
Можно лишь предположить, что ситуация не настолько плачевна, как сообщал экс-министр, и "Укрзализныця" все-таки сможет аккумулировать на счетах необходимую сумму. Видимо, как и в случае с виртуальной прибыльностью, для выплаты кредитов будут избраны варианты экономии на зарплате и сокращения капитальных инвестиций. Правда, вопрос можно решить и по-другому - например, подключить ресурсы государственных банков либо власти могут принять огонь на себя (как уже было в случае с "Южмашем" и "Укравтодором") и изыскать средства.
Александр Арбузов
По материалам:
Коментарі
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас