Палки из колес — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Палки из колес

491
Похоже, на столичном рынке пассажирских автобусных перевозок вскоре начнутся изменения, которые могут повлечь за собой ужесточение конкуренции и укрупнение перевозчиков.
Напомним: согласно изменениям, внесенным постановлением Кабмина №525 от 21.05.09 г. в Порядок проведения конкурса по перевозке пассажиров на автобусных маршрутах общего пользования (далее - Порядок), которые пролоббировали крупные перевозчики, вводится балльная оценка претендентов на маршрут; фирмы, имеющие больший парк машин и собственную материально-техническую базу, получили гораздо больше шансов выиграть тендер на обслуживание маршрутов общего пользования по сравнению с другими предприятиями.
Отстояли право
Заметим, что еще в начале июня столичные власти на основании данного Порядка попытались принять свой, разработанный Главным управлением транспорта и связи КГГА. Но проект, больше отвечающий интересам коммунальных парков, входящих в КП "Киевпастранс", был отправлен на доработку. Предприниматели заставили столичных чиновников провести все предусмотренные "регуляторным" Законом процедуры рассмотрения проектов подобных документов. В итоге комиссия Киевсовета по транспорту и связи одобрила компромиссный вариант проекта правил, который может быть принят столичными депутатами на ближайшей сессии.
Как заметил Юрий Артеменко, директор компании "Надiя Транс" (г.Киев; с 1998 г.; 115 автобусов), частным перевозчикам удалось убрать из текста документа нормы, которые заведомо ставили их в неравное положение с КП "Киевпастранс". Например была отменена норма, согласно которой решение тендерного комитета при выборе претендентов на маршрут ставилось в зависимость от информации Главтрансинспекции и ГАИ о нарушениях перевозчиками лицензионных условий, требований безопасности на маршруте, Правил дорожного движения и т.д., а также от жалоб, поступающих на перевозчиков на "горячую" телефонную линию КГГА.
Эти сведения не имеют никакого отношения к проведению конкурса, полагает Валерий Липецкий, председатель организации перевозчиков-работодателей "Столица", их легко сфабриковать в интересах того или иного участника тендера. Отменено и требование транспортного главка КГГА, касающееся запрета маршрутным перевозчикам останавливать свои машины по требованию пассажиров.
"Согласно Закону "Об автомобильном транспорте", маршрутное такси именно этим и отличается от обычных пассажирских автобусов", - объясняет Геннадий Сень, директор частного предприятия "Парк".
По его словам, реальная причина попытки пропихнуть данную норму связана с намерением навесить на маршрутчиков дополнительные поборы на содержание остановочных комплексов. Была отбита и попытка доверить организацию конкурса, а также привлечь к проверке достоверности поданной информации, включая суммы инвестиционных обязательств, Службу перевозок КГГА. Да и сама проверка состояния материальной базы претендентов будет осуществляться с обязательным привлечением членов конкурсного комитета, а не только "Киевпастранса". Все сказанное должно поставить всех участников тендера в равные условия и не позволить "просочиться" на рынок недобросовестным конкурентам.
Конфликтные нормы
Горячие споры разгорелись по поводу обязательного наличия у перевозчиков системы спутниковой навигации и ее подключения к системе единого диспетчерского управления транспортом в столице до конца 2010 г., как это предлагается в проекте местных правил. Мнения перевозчиков по этому вопросу неоднозначны. Отдельные предприниматели уже начали устанавливать на своих машинах такое оборудование, но большинство не видят в этом необходимости или просто не готовы к такому шагу. Но и первые, и вторые категорически против подключения этой системы к диспетчерской сети, поскольку опасаются, что новшество может быть использовано властями в фискальных целях (справедливости ради отметим, что диспетчеризация позволит упорядочить движение транспорта, особенно в часы пик, поэтому говорить только об излишней опеке предпринимателей, на наш взгляд, несправедливо. - Ред.).
Однако эти доводы на комиссию не повлияли. Если в установленный срок требование не будет исполнено, КГГА, по словам начальника Службы перевозок Александра Козловского, будет расторгать договоры и выставлять освободившиеся маршруты на конкурс. Предприниматели же требуют от властей исключить возможность утечки нежелательной информации и пояснить, за чей счет будет осуществляться диспетчеризация (разовые затраты на закупку, установку и обслуживание оборудования могут составить не менее $2 тыс. на одну машину. - Ред.). Чиновники, пока, правда, на словах, обещают предоставить оборудование в аренду по щадящим ставкам.
Камнем преткновения в проекте документа стала норма относительно права столичных властей изменять маршруты. Напомним: совсем недавно, это послужило причиной конфликта между перевозчиками. В середине мая 2009 г. КП "Киевпастранс", изменив маршрутную сеть и проложив 29 маршрутов по самым прибыльным участкам частных компаний, обратился в КГГА с просьбой перевести их в разряд коммерческих, намереваясь отобрать хлеб у предпринимателей.
Учитывая накал страстей, транспортная комиссия Киевсовета приняла компромиссное решение: власти могут изменять маршрут на свое усмотрение только временно, да и то в случае форс-мажора. Кстати, конфликт здесь отнюдь не исчерпан. Как рассказали БИЗНЕСу перевозчики, в начале июня несколько фирм, осмелившихся предложить себя в качестве временных перевозчиков на спорных таксомоторных маршрутах, получили уведомления столичного транспортного главка о назначении проверки наличия резерва машин для обслуживания данных маршрутов.
"После того как наши юристы доказали, что просьба о назначении временным перевозчиком на новый маршрут (на срок до трех месяцев, до проведения конкурса) не может быть основанием для проведения плановой или внеплановой проверки, Главное управление транспорта и связи КГГА уведомило наше предприятие о проведении уже плановой проверки выполнения условий существующих договоров", - говорит Геннадий Сень. Интересно, что плановая проверка на многих предприятиях уже проводилась в апреле-мае 2009 г., о чем свидетельствует запись в журналах проверок этих фирм. Даже если учесть, что перевозчики отнесены в группу субъектов хозяйствования с высокой степенью риска, плановые проверки у них могут проводиться раз в год. Помимо этого с 01.06.09 г. под эгидой проведения операции "Перевозчик" на строптивые компании выборочно начала давить и ГАИ. Например, по словам Валерия Липецкого, у водителей за незначительные нарушения были изъяты талоны техосмотра. При этом ни одного предписания об устранении нарушений, как этого требует постановление Кабмина о временных ограничениях на проверки, по его словам, не выписано. К сожалению, МВД, в составе которого есть структуры, имеющие право проводить такие проверки как контролирующие, а не правоохранительные органы, пока заявляет, что ограничения на проверки их не касаются.
Чего ожидать
Предприниматели говорить об эффективности новых правил не спешат. Ведь, несмотря на то что большинство их требований оказались удовлетворенными, в руках КГГА остались мощные рычаги давления, например, согласование тарифов, введение обязательной диспетчеризации, формирование маршрутной сети и т.д. Чиновники не желают пускать предпринимателей на рынок обычных перевозок, где крутятся бюджетные средства. А потому типовой договор, который мог бы поставить предпринимателей в равные условия с коммунальщиками в части льготного проезда, рынок увидит нескоро.
Более того, как признался генеральный директор КП "Киевпастранс" Николай Ламбуцкий, в течение ближайших лет власти столицы намерены сократить количество частных маршрутов. Заметим, что столичные власти заявляли об этом неоднократно, напирая на массовые закупки автобусов большой вместимости. Кстати, в большинстве европейских столиц маршрутки вообще отсутствуют как класс. Но Киеву, где ощущается нехватка общественного транспорта, это в ближайшее время не грозит - в противном случае рынок перевозок попросту бы встал.
Впрочем, в случае принятия Киевсоветом компромиссного варианта конкурсных условий, власти будут обязаны выставлять на конкурс и маршруты обычного режима движения. Естественно, составить "Киевпастрансу" конкуренцию в этом сегменте рынка смогут только крупные операторы. Поэтому уже в конце этого года на рынке стоит ожидать объединения нескольких частных компаний.
Перевозчик - о намерениях властей
Геннадий Сень, директор частного предприятия "Парк":
- Замечу, что в 2008 г. "Киевпастранс" запросил около 1 млрд грн. дотации, но не успел получить всю сумму из-за кризиса. При этом в прошлом году КГГА увеличила стоимость проезда в общественном транспорте в 3 раза. А в этом году массово переводит свои автобусы с общего режима перевозок на коммерческий. Частные же перевозчики выжили без дотаций и из бюджета не просят ни копейки. И это очень неприятное обстоятельство для чиновников и руководителей коммунального транспорта, постоянно напирающих на то, что пассажирские перевозки по природе своей убыточны и всегда будут таковыми. Поскольку предприниматели доказали обратное, они планировали перекроить рынок с помощью написанных "под себя" тендерных условий.
Чиновник - о маршрутной сети
Николай Ламбуцкий, генеральный директор КП "Киевпастранс":
- До 2012 г. маршрутная сеть в столице изменится радикально. Из существующих маршруток на рынке может остаться не более трехсот. Изменится и структура пассажиропотока: по всей вероятности, столичный рынок будет развиваться путем насыщения именно маршрутов обычного режима движения. Я не отрицаю, что частные перевозчики имеют право работать на этих маршрутах, но по установленным в столице правилам.
По материалам:
Бізнес
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас