Часное дело — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Часное дело

Казна и Политика
1180
Депутаты вновь ратуют за введение почасовой оплаты труда. Это практически никак не скажется на доходах наемного работника, но принесет дополнительные хлопоты предпринимателям.
Верховная Рада 25 июня приняла Закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно почасовой оплаты труда)", предусматривающий введение минимальной почасовой оплаты труда (№3253 от 03.10.08 г.).
Часы для наемников
Напомним: идея введения почасовой оплаты труда не нова. Так, в 2005 г. тогдашний министр труда и социальной политики, а ныне депутат от НУНС Вячеслав Кириленко заговорил о необходимости установления почасовой оплаты труда. В 2006 г. эстафету перехватил его преемник на посту министра труда и социальной политики Иван Сахань. В начале 2007 г. председатель ВР Александр Мороз предложил платить неквалифицированным рабочим 10 грн. в час, квалифицированным специалистам - не менее 25 грн. в час. Но депутаты решили отказаться от этой идеи, поскольку в таком случае пришлось бы пересчитывать в сторону увеличения пенсии и зарплаты всех бюджетников - учителей, врачей, правоохранителей, чиновников.
Кроме того, в 2008 г. в качестве эксперимента правительство вводило почасовую оплату труда на нескольких шахтах. Делалось это для того, чтобы шахтеры реже нарушали правила техники безопасности. Но эксперимент провалился, поскольку, с одной стороны, аварий меньше не стало, а с другой - зарплата шахтеров не увеличилась.
В конце 2008 г. народные депутаты от Блока Литвина Олег Зарубинский и Юрий Литвин представили на суд парламента собственный законопроект о почасовой оплате труда (№3253 от 03.10.08 г.). Аргументы авторов были просты: в действующем трудовом законодательстве нет четких гарантий получения зарплаты, если человек не отработал полный рабочий месяц, что позволяет недобросовестным работодателям не платить работникам деньги за выполненную работу или выплачивать их часть.
"Почасовая оплата труда должна быть одним из механизмов социальной защиты граждан, особенно в период финансового кризиса", - считает г-н Зарубинский. Примечательно, что на этот раз в тексте Закона не указан размер минимальной почасовой ставки. Определять ее должна будет ВР - каждый год при формировании госбюджета с учетом индексации уровня доходов.
По-видимому, депутаты сознательно не указали размер минимальной почасовки в тексте Закона. Сегодня размер минимальной месячной зарплаты составляет 625 грн., а полный рабочий месяц - 170-180 трудочасов. В результате один рабочий час стоит около 3,5 грн. Если бы депутаты зафиксировали минимальную почасовую плату на уровне выше 4 грн., Кабмину пришлось бы пересчитывать все пенсии и зарплаты бюджетников. А это увеличение расходной части бюджета на несколько десятков миллиардов гривень.
Василий Юрчишин, директор экономических программ Центра им.А.Разумкова, считает, что принятие Закона о почасовой оплате труда - это небольшая разминка перед президентскими выборами, когда населению будут обещаны "златые горы". "Большинство депутатов - бизнесмены, поэтому они не заинтересованы в увеличении издержек предприятий на фонд оплаты труда (ФОТ. - Ред.), тем более в период кризиса", - сетует г-н Юрчишин.
Почасовая оплата труда не решает проблем, связанных с производительностью труда и эффективностью управления
Преференция для ленивых
Введение почасовой оплаты труда имеет как плюсы, так и минусы. Действительно, с одной стороны, установление минимальной стоимости часа труда является некой гарантией для наемного работника. С другой стороны, почасовая оплата труда не решает проблем, связанных с производительностью труда и эффективностью управления. Олег Ивченко, председатель комиссии по вопросам контроля Совета предпринимателей при Кабинете министров Украины, говорит, что наряду с введением минимальной почасовой оплаты труда депутаты должны установить минимальное количество часов, которые должен отработать в день наемный работник.
"В противном случае работники будут приходить и уходить с работы, когда им захочется. Предприниматели также должны получить некие законодательные гарантии", - считает г-н Ивченко. Это замечание весьма существенно, поскольку в США и странах ЕС при почасовой оплате рабочий должен отработать не менее 35-45 часов в неделю, или 7-8 часов в день. Игорь Мурдий, коммерческий директор ЧП "Градотек", подтверждает мнение экспертов о том, что почасовая оплата труда может отрицательно повлиять на работу предприятия.
"Зарплата - вознаграждение за сделанную работу, ее размер зависит от количества произведенной продукции. Кто больше работает, тот больше получает. К сожалению, почасовая оплата может стать некой "уравниловкой" - преференцией для ленивых", - отмечает предприниматель.
На самом деле принятие Закона о почасовой оплате труда является подтверждением того, что депутаты пытаются бороться с последствиями, а не с причинами существования низких окладов в Украине. А ведь для повышения рядовых зарплат достаточно снизить налоговое давление на фонд оплаты труда, которое сегодня составляет 37-42%. "После снижения налогового давления на ФОТ у предпринимателей появится стимул вывести часть зарплат из тени", - поясняет г-н Мурдий.
Игорь Лянной
По материалам:
Бізнес
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас