Рекапитализация банков — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Рекапитализация банков

Казна и Политика
4288
Укргазбанк, Родовід Банк и банк "Киев" оформляют переход в госсобственность. Акционерный коммерческий банк "Киев" станет государственным на 99,93% и получит 3,563 млрд гривен. Укргазбанку дадут 3,1 млрд гривен в обмен на 81,57% акций, Родовід Банку - 2,809 млрд гривен в обмен на 99,97% акций. Но живые деньги банкам, проходящим рекапитализацию, в ближайшее время не светят. Государство выпустит восьми- и десятилетние облигации внутреннего государственного займа (ОВГЗ) на 9,57 млрд гривен и обменяет их на доли в фининститутах. Через некоторое время уже государственные банки, возможно, смогут продать эти бумаги НБУ.
Процедура вхождения государства в капиталы банков завершится не раньше начала июля. На созыв и проведение собраний акционеров, а также проведение и утверждение эмиссии акций может уйти от полутора месяца до полугода. "Мы, скорее всего, финишируем первыми. Наш банк уже публикует информацию о выпуске акций, тогда как в других финучреждениях процесс тормозится", - заявил "Эксперту" почетный президент Укргазбанка Василий Горбаль.
Сейчас банкам предстоит провести и зарегистрировать допэмиссии, по результатам которых доли прежних акционеров будут размыты.
Капитальное обнуление
Рекапитализация по-украински сильно отличается от аналогичного процесса в других странах. Правительства большинства развитых государств инвестируют средства в капиталы банков в обмен на оговоренные процентные выплаты. А у нас Кабмин просто отбирает собственность у незадачливых банкиров.
Перед рекапитализацией временные администраторы Родовід Банка и банка "Киев" уменьшили уставные фонды вверенных им учреждений. Уставный капитал первого фининститута уменьшился более чем в 550 раз, до 0,78 млн гривен, банка "Киев" - в сто раз, до 2,25 млн гривен. "Государство, перед тем как влить свои деньги, снизило до нуля стоимость наших акций. Это воровство", - возмущается один из совладельцев национализируемых банков. Переоценка финучреждений стала возможной благодаря новому постановлению НБУ, наделившему временных администраторов правом уменьшать уставные фонды, определять новую номинальную стоимость акций, проводить консолидацию и дополнительную эмиссию.
Банкиры нарекают на систему резервирования под кредитные риски. Неясно, вернет заемщик долг или не вернет, но банки должны формировать резерв, который впоследствии уменьшает регулятивный капитал. Если за этим последует деноминация, пострадают не только их собственники, но и Национальный банк, рефинансировавший финучреждения под залог их акций.
Избежал деноминации только Укргазбанк. Там объясняют это результатами аудита, проведенного международными компаниями и специалистами НБУ. Действительно, финансовое состояние Укргазбанка лучше, чем у двух других, - по итогам первого квартала он даже показал прибыль. Формально уменьшать уставные фонды банков обязывает законодательство: уставный капитал не может быть больше регулятивного. Другой вопрос, что размер регулятивного капитала зависит от начисления резервов. Банк может просто недоформировывать их и поэтому выглядеть лучше. Поэтому для определения настоящего положения дел нужна централизованная независимая оценка, предполагающая равный подход ко всем фининститутам. В Украине принцип уменьшения капиталов непонятен. Не исключено, что в этом процессе не последнюю роль играют политические факторы, а также договоренности собственников с временными администраторами. Василий Горбаль, народный депутат от Партии регионов, косвенно это подтверждает. "Большую роль сыграло наше добровольное согласие на рекапитализацию. В двух других банках этот процесс начался принудительно", - объясняет он отсутствие деноминации в его учреждении.
Явно по политическим причинам избежал рекапитализации банк "Финансы и Кредит", контролируемый депутатом от БЮТ Константином Жеваго. Правительство настаивало на том, чтобы государству перешло 75% акций финучреждения, а его акционеры готовы были расстаться лишь с 50%. Пятого июня председатель правления банка Владимир Хлывнюк заявил, что тема утратила для него актуальность, - его клиенты стали лучше рассчитываться по кредитам. "Я вообще не понимаю, как в список национализируемых объектов попал банк "Финансы и Кредит". Насколько я знаю, у него не так уж и плохи дела, и он не заслужил того, чтобы сдаться государству ни с того ни с сего", - рассуждает депутат Верховной Рады Владимир Бондаренко (фракция БЮТ).
Непонятно также, почему в первую тройку попал банк "Киев" - он не относится к системным, а привлеченные им депозиты населения полностью покрываются активами Фонда гарантирования вкладов физических лиц.
Вкладчикам придется ждать долго
Премьер-министр Юлия Тимошенко уверяет, что государство направит достаточно средств для возобновления нормальной работы банков и расчетов с вкладчиками. Однако опрошенные "Экспертом" банкиры сомневаются, что 9,57 млрд гривен в виде гособлигаций восстановят платежеспособность. "Идея рекапитализировать банки, безусловно, хороша: финучреждения получат деньги. Другой вопрос, какие", - отмечает член правления Проминвестбанка Владислав Кравец.
Национальный банк начнет постепенно выкупать гособлигации после того как банки официально перейдут в госсобственность. Согласно постановлению о рекапитализации, поддерживать ликвидность банков он сможет "в рамках монетарных показателей". Скорее всего, выкуп ОВГЗ будет происходить в форме рефинансирования - от его условий и будет зависеть ликвидность новоявленных госбанков.
Директор Института приватизации, управления собственностью и инвестиций Александр Рябченко считает, что при поддержке государства у банков гораздо больше шансов восстановить дееспособность, однако нет гарантий, что это произойдет. "Правительство берется спасать фининституты, но, судя по всему, не представляет, во сколько это обойдется. Девяти с половиной миллиардов не хватит, чтобы поднять три банка", - утверждает Рябченко. Кроме того, если в Родовід Банке и "Киеве" вливаемые средства превышают вклады населения, то в Укргазбанке капитал после допэмиссии будет покрывать только 80% его депозитов физлиц (на 1 апреля).
Таким образом, благодаря увеличению капиталов национализированные банки станут выглядеть лучше только на бумаге. Вкладчики, по всей видимости, вернут свои деньги еще не скоро. Сейчас политика многих проблемных банков с временной администрацией направлена на то, чтобы уговорить вкладчиков пролонгировать депозиты. После перехода в госсобственность фининституты продолжат действовать в этом же духе.
Правительство с трудом представляет, что делать с новоприобретенными банками. Юлия Тимошенко недавно заявила, что в течение недели в трех национализируемых банках появится новый топ-менеджмент. Но, скорее всего, смена управленцев произойдет еще не скоро. В некоторых финучреждениях председателями правления станут временные администраторы. Многие из них дискредитировали себя - не зря НБУ неоднократно менял временных управляющих.
Часть придется банкротить
Правительство не собирается ограничиваться тремя банками. В очереди на национализацию стоят еще как минимум два финучреждения - "Надра" и Укрпромбанк. В первую волну капитализации они не попали из-за того, что вовремя не успели реструктуризировать внешнюю задолженность. Согласно постановлениям правительства по рекапитализации каждого банка, финучреждения должны предъявлять документально оформленные намерения кредиторов о реструктуризации долгов.
Укрпромбанк недавно заявил, что 70% его кредиторов согласны на это. А временный администратор банка Константин Раевский уменьшил его уставный фонд с 1,56 млрд гривен до 0,836 млн гривен. Это означает, что финучреждение активно готовится к рекапитализации. Ожидается, что в него государство инвестирует 5,5 млрд гривен. Смысл этой акции не совсем понятен, ведь Укрпромбанк - один из самых проблемных, и спасти его будет крайне трудно. В банке "Надра" дела с ликвидностью обстоят лучше, он даже пытается возвращать депозиты. Но у этого финучреждения большие внешние долги (около 900 млн долларов) - пусть и с отсрочкой, но они всё равно лягут на плечи государства.
В отличие от большинства правительств, инвестирующих в жизнеспособные финучреждения для стимулирования кредитования, наше занимается популизмом - направляет бюджетные деньги, по сути, на выплату депозитов. Но для этой цели проще было бы увеличить активы Фонда гарантирования вкладов физлиц. "Правительство должно принимать непопулярные решения. В Украине сегодня 30–40 банков, которые спасти невозможно, поскольку от них остались одни оболочки, - ресурсов там уже нет", - уверяет Рябченко. По мнению Владимира Бондаренко, сегодня правительство рекапитализирует банки, которые фактически являются банкротами. "Это обуза для государства. И в данном случае речь идет не о спасении банков, а о восстановлении доверия вкладчиков к банковской системе", - говорит он.
Примечательно, что выделяемая на помощь трем проблемным банкам сумма составляет около половины последнего транша МВФ. Именно эта часть попала в мае в государственный бюджет, что несвойственно для кредитных программ фонда (деньги полностью идут центральным банкам и зачисляются в состав золотовалютных резервов). В правительстве надеются, что следующий, третий транш stand-by поступит в Украину во второй половине июля. Однако независимые аналитики считают, что произойдет традиционная задержка с поступлением средств. А именно в третьем транше может быть новая порция денег для второй волны рекапитализируемых банков. То есть название четвертого национализируемого банка мы можем узнать только осенью.
Многие собственники тщательно подготовились к национализации - вывели из банков все "живые" активы. Список банкротов, открытый банками "Причерноморье" и Одесса-банком, еще будет долго расширяться. Кроме того, государству придется очень постараться, чтобы реализовать свой замысел: спасти рекапитализируемые финучреждения и затем продать их на аукционе. Бесхозных финансистов, способных эффективно управлять банками, в стране не так уж много, бюджет у нас и без рекапитализации наполняется плохо, а печатать деньги можно только в ограниченном количестве.
Особенности национальной рекапитализации
Василий Горбаль, почетный президент Укргазбанка, народный депутат от Партии регионов
- Украинский процесс рекапитализации отличается от западной практики. Мне не хотелось бы, чтобы в итоге мы дискредитировали само понятие рекапитализации. На Западе, несмотря на сильную бюрократию, она проходит гораздо быстрее. Многие страны пережили уже вторую волну рекапитализации, у них в этом процессе отсутствует политика.
В большинстве стран государство стало помогать банкам из-за ухудшения качества активов и необходимости дополнительного капитала для формирования резервов. У нас отправной точкой оказалась курсовая политика и потребность банков в ликвидности в связи с оттоком вкладов населения.
Кроме того, рекапитализация обычно предусматривает возможность выкупа банка его первоначальными собственниками. В Украине такая идея обсуждалась, но ее не поддержали. В нашем банке переговоры будут продолжаться по моей инициативе. Так, недавно я провел очередную встречу с представителями Всемирного банка, где мы обсуждали вопросы позиционирования. Хотя все финучреждения смешали в одну кучу, у них разные ситуации.
Спорная деноминация
Акционер одного из национализируемых банков
- Хорошо, что рекапитализация началась: лучше поздно, чем никогда. Хотя сроками мы отличаемся от других стран. Важно понимать, что банковская система - социально взрывоопасна, поэтому участие государства необходимо. Однако вопрос деноминации акций банков дискуссионный. Уменьшение уставных фондов равнозначно изгнанию из банка плохих управленцев. Но где гарантия, что на их место придут лучшие?
К сожалению, в процессе рекапитализации размывается доля миноритарных акционеров. Формально капиталы финучреждений уменьшаются из-за невозвратов по кредитам. Но, по моей информации, просроченные кредиты составляют 8-30% портфелей большинства банков. При таких показателях регулятивные капиталы не могут быть положительными.
Процесс вне законодательства
Виктор Марченко, глава наблюдательного совета и совладелец банка "Киев"
- В украинской рекапитализации, кроме экономической, есть и политическая составляющая. Другие страны прошли через этот процесс по собственной инициативе, без требований МВФ. Во многих государствах цель рекапитализации - рост экономики, восстановление кредитования и доверия между банками. В США, Великобритании, Исландии, Латвии государство вложило деньги в частные коммерческие структуры, чтобы сохранить целостность финансовой системы. При этом банки стали государственными только в Исландии.
В мировой практике государство стремится передать управление банками частным инвесторам. У нас оно хочет полностью национализировать фининституты и стать их главным управляющим. Организаторы процесса руководствуются политической мотивацией, поэтому успех рекапитализации будет зависеть от целей и задач, которые Кабмин поставит перед новыми управляющими банков.
Деноминации акций банков не было ни в одной из стран мира. Думаю, некоторые из собственников, пострадавших от принудительной рекапитализации, будут судиться с государством. Хотя это не так просто, ведь решение о деноминации принимает Национальный банк, а новым собственником выступает Кабмин. В принципе рекапитализация более-менее выгодна всем, однако она проходит вне рамок существующего законодательства, и это создает прецеденты судебных решений. Сегодня и мы рассматриваем возможность суда с государством, хотя мнения акционеров разделились.
Светлана Крюкова
По материалам:
expert.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас