Про ще — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Про ще

762
Решили
В ходе III Научно-практической конференции “Актуальные вопросы регулирования в сфере телекоммуникаций и пользования радиочастотным ресурсом Украины”, прошедшей на прошлой неделе, Национальная комиссия по вопросам регулирования связи (НКРС) публично обозначила основные направления своей деятельности на ближайшее время. Во-первых, Нацкомиссия намерена смягчить госрегулирование, для чего будет работать над упрощением процедур доступа на рынок.
Согласно решению конференции, “одно из основных заданий по улучшению регулирования рынка - переход от лицензионных основ ведения деятельности в сфере телекоммуникаций к регистрационным, которые значительно упростят доступ субъектов хозяйствования на рынок предоставления телекоммуникационных услуг”. Во-вторых, ужесточить это самое госрегулирование, по крайней мере, в отношении основных видов деятельности телекоммуникаторов. В частности, как явствует из решения конференции, особое внимание будет уделяться вопросам контроля качества телекоммуникационных услуг: “Решение проблем контроля качества телекоммуникационных услуг на ведомственном и законодательном уровнях будет способствовать обеспечению гарантий прав потребителей”.
Чтобы выполнить данную задачу надлежащим образом, Нацкомиссия решила заложить материальную и даже научную основу механизма регулирования качества телекомуслуг. Этому посвящен еще один пункт из решения конференции: “Для реализации в полной мере потенциала специалистов и ученых большое значение приобретает создание научно-аналитической лаборатории по регулированию телекоммуникаций. Целесообразно было бы обратить внимание телекомоператоров на необходимость финансовой поддержки такой лаборатории”.
Итак, в сфере регулирования отрасли связи, по словам члена НКРС Владимира Зверева, начинается переходный период: “Наша цель - прийти к саморегулированию рынка”. Подобная лаборатория, полагают операторы, как нельзя лучше должна отражать смысл и философию этого саморегулирования: сам финансируешь создание лаборатории, оплачиваешь ее функционирование, а затем еще платишь штрафы, если эта лаборатория выявит некие нарушения с твоей стороны. С таким саморегулированием, считают телекоммуникаторы, и государственного регулирования не надо.
Проще простого
Впрочем, в НКРС полагают, что переходить на полное саморегулирование на рынке пока рано. Для начала, по словам г-на Зверева, следует упростить доступ на рынок телекоммуникаций и ввести регистрационную систему. То есть оператору, желающему выйти на рынок, не нужно будет, как сейчас, получать две лицензии (на радиочастотный ресурс и на виды услуг) и подавать заявку на пользование номерным ресурсом, если таковой ему необходим. По словам директора департамента лицензирования и радиочастот НКРС Владимира Смоляра, будут пересмотрены лицензионные условия на виды деятельности, и хотя лицензия на использование радиочастотного ресурса останется, это будет лишь технический разрешительный документ.
В результате после введения регистрационной формы “входа” на рынок потенциальному оператору нужно будет подавать куда меньше заявительных документов, да и рассматриваться они будут куда быстрее. В процессе регистрации нужно будет лишь получить лицензию на радиочастотный ресурс и разрешение на пользование номерным ресурсами, после чего соискатель будет включен в единый реестр операторов и провайдеров, Как отметил г-н Смоляр, уже разработан проект детализированного кадастра телекоммуникационных услуг. И когда оператор будет регистрироваться, ему нужно будет зайти в этот кадастр и отметить, какие виды услуг он намерен предоставлять. Примечательно, что если вдруг зарегистрированный оператор нарушит условия использования частот, то их у него заберут, а вот регистрация останется, и он сможет опять получить частоты.
И хотя в целом идея упростить доступ на телекомрынок, несомненно, порадовала операторов, перспектива замены лицензирования на регистрацию все же несколько обеспокоила присутствовавших на обсуждении вопроса игроков телекомрынка. Звучали реплики: “А как быть уже работающим операторам? Заново придется платить за регистрацию?”. Но Владимир Зверев поспешил успокоить разволновавшихся, заверив, что уже работающим операторам перерегистрироваться не нужно, они будут это делать только после окончания срока действия имеющихся у них лицензий, если захотят их переоформить. К тому же “телекомщики” начали интересоваться, как быть, если их маркетологи придумают какую-то новую услугу, не прописанную при регистрации. Для этого, ответил Зверев, будет предусмотрена возможность предоставления новых услуг без их регистрации на протяжении полугода, в течение которого оператору нужно будет подать заявление о начале их предоставления в НКРС и, соответственно, оплатить это право.
Еще одним ноу-хау, над которым пока раздумывает НКРС, может стать появление такого понятия как гарант оператора. То есть при регистрации новоявленный оператор сможет указать гаранта, который в случае ликвидации регистранта заберет в свою сеть его абонентов.
Главное - качество
Как и обещала НКРС, она всерьез озаботилась тем, чтобы заставить участников рынка отвечать за качество своих услуг, а не просто разглагольствовать на эту тему. И дабы воплотить этот замысел в жизнь, по словам члена НКРС Сергея Мирного, комиссия решила создать систему контроля качества телекомуслуг. “Задача НКРС - создать условия стимулирования операторов к повышению качества услуг. При этом должно быть обеспечено всестороннее информирование пользователей относительно уровня качества услуг, чтобы они могли делать осмысленный выбор”, - пояснил Мирный. Для этого, по его мнению, следует обеспечить эффективный контроль качества услуг со стороны государства. И чтобы это осуществить, НКРС должна разработать два нормативных документа: Положение о контроле качества телекоммуникационных услуг и Методику проведения исследований и оценок показателей качества телекомуслуг. Необходимость появления этих актов представители НКРС объясняют просто: сейчас нет нормативной и методической баз, которые позволили бы осуществлять контроль такого рода.
Как сообщил Мирный, первая версия Положения будет вывешена для публичного обсуждения на официальном сайте Нацкомиссии уже к 20 июля. Документ определит основные задания контроля качества телекомуслуг, собственно, параметры их услуг, которые должны подлежать контролю. Также будут прописаны общие требования к технической стороне контроля качества: порядок организации испытаний телекомпараметров, общие требования к методике этих испытаний и органам, уполномоченным проводить их. Ну и чтобы операторы не чувствовали себя подопытными, им тоже предоставят определенные полномочия: Положение обяжет их регулярно обнародовать информацию о качестве предоставляемых телекомуслуг.
При этом для участников рынка есть и хорошая новость: как рассказывал ранее БИЗНЕСу председатель НКРС Сергей Колобов, осуществлять анализ и подтверждение качества своих услуг операторы смогут самостоятельно. Для этого им будет достаточно аккредитовать в Госинспекции связи (ГИС) подразделение, занимающееся наблюдением за качеством предоставляемых услуг, и внести его в реестр НКРС. Как полагают в Нацкомиссии, участники рынка, решившие все делать самостоятельно, только выиграют от этого, поскольку смогут на платной основе предоставлять услуги исследования качества другим операторам. Правда, у желающих схалтурить таким образом это вряд ли получится, потому что ГИС будет осуществлять плановые проверки работы по предоставлению телекомуслуг, а также анализировать данные операторских лабораторий и сопоставлять их с собственными. “Плановые проверки, согласно действующему законодательству, не могут проводиться чаще, чем раз в три года. Но если на того или иного оператора будет много жалоб со стороны пользователей, НКРС сможет принять решение провести внеплановую проверку работы оператора”, - предупреждает Мирный.
Есть приятная новость и для абонентов: в Нацкомиссии считают, что необходимо привязать уровень качества услуг к тарифам на эти же услуги. “Без дифференциации уровня качества услуг и градации в зависимости от этого цен на них существующих проблем не решить”, - уверен Сергей Мирный. Эта реплика вызвала тихий ропот в зале, но публично заявить о своем недовольстве никто из представителей операторов, присутствовавших на конференции, не решился. Как пояснил один из участников мероприятия, пожелавший сохранить анонимность, пока никто не возмущается, потому что все операторы очень любят налево и направо заявлять о высоком качестве услуг, а возмутиться - означает подвергнуть эти утверждения сомнению и привлечь к себе лишнее внимание госорганов: “Операторы начнут возмущаться, но не сейчас, а после первых проверок. Уверен, многие даже обратятся в суды, если их попытаются заставить изменить цены на услуги в связи с несоответствующими нормам параметрами качества их услуг”.
И ждать этой волны проверок и возмущений осталось недолго. По словам Мирного, контроль качества телекомуслуг будет осуществляться с начала следующего года: “Уже сейчас на базе ОАО “Укртелеком” был апробирован новый стандарт качества фиксированных услуг связи. Стоит отметить, что по этому поводу ведутся горячие дискуссии… ЗАО “Київстар” проявило интерес к апробации требований к качеству мобильных услуг в своей сети. Мы хотим завершить разработку всех методик и процедур до конца текущего года, и с начала 2010 г. ввести их в действие”. К тому же, по его словам, стандарты качества фиксированной связи и методика испытаний конкретных услуг на соответствие этим стандартам уже находятся на рассмотрении Государственной администрации связи Министерства транспорта и связи Украины. Но, к сожалению, узнать позицию Госсвязи по этому вопросу, как и по многим другим, участникам конференции не удалось, поскольку представители этого ведомства на мероприятие почему-то не явились, хотя и анонсировали свое присутствие.
Ангелина Бакалинская
По материалам:
Бізнес
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас