Готовь газ летом — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Готовь газ летом

Энергетика
755
Памятуя о поговорке "готовь сани летом", Россия не перестает беспокоиться о судьбах подземных хранилищ, оплаты транзита, и даже - кредитов, которые Украина просит у ЕС. Да и Европа, похоже, стоять совсем уж в стороне не будет.
Газа много не бывает?
Хотя формально "высокий сезон" энергетических конфликтов позади, накал страстей в трехсторонних газовых отношениях Украины, России и Европы по-прежнему впечатляет своим "градусом". Основным поводом для поддержания такого специфического "тонуса" остается повсеместно высказываемая Москвой обеспокоенность "лишь бы не было, как в прошлый раз", адресованная большей частью Старому свету. Поэтому все затруднения Киева, связанные с "голубым топливом", моментально становятся достоянием международной общественности с ремаркой "признак неплатежеспособности". Справедливости ради нужно уточнить - таких "газовых" затруднений у Украины сейчас более чем достаточно.
Ситуация, которая сложилась с поставками энергоресурсов на начало лета, мягко говоря, не радует. Краеугольным камнем проблем и по факту, и исходя из многочисленных заявлений российской стороны, остается финансовое положение НАК "Нафтогаз України". При этом реальные и потенциальные долги монополии руководство государства считает по-разному: президент уверен, что с учетом вероятных штрафных санкций со стороны "Газпрома" объем "трудностей" составляет уже порядка 80 миллиардов гривен, премьер же убеждает не нагнетать панику. Тем более что Кабмин взялся за экстренную реанимацию "подопечного", правда, достаточно неоднозначным путем. Правительство приняло решение увеличить уставной капитал "Нафтогаза" на 18,6 миллиарда гривен - до 24,1 миллиарда, предположительно за счет выпуска облигаций государственного займа, которые должен выкупить НБУ. Оценивать последствия такого своеобразного решения для государственного бюджета пока не спешат, на повестке дня - попытка повысить привлекательность корпорации для возможных инвесторов и кредиторов "уже сегодня". Потому что деньги нужны прямо сейчас.
Финансовые проблемы подобрались к государственному монополисту со всех флангов. Большинство из них - старые знакомые, но некоторые в январе 2009 года обеспечили новые контракты. Помимо необходимости возвращать долги по давним кредитам (по информации Счетной палаты в этом году "Нафтогаз" должен выплатить 17,5 миллиарда гривен), актуальными "вечными трудностями" остаются проблемы с оплатой поставок энергоносителей, которые перманентно обеспечивает НАК теплокоммунэнерго. В июне очередная порция терпения руководства корпорации лопнула на почве около 3,5 миллиарда гривен долгов, и перед рядом предприятий во главе с "Киевэнерго" замаячил призрак отключения. Поскольку в целом по Украине уровень проплат населения достаточно высок, правительство в проблемах "Нафтогаза" видит злокозненность местных властей, не спешащих покрывать разницу между тарифами. "Я хочу, чтобы вы знали: пока я премьер-министр, "Нафтогаз" будет день в день рассчитываться за газ, несмотря на то, что мэры Партии регионов создали блокаду и не платят ни копейки за газ", - пояснила Юлия Тимошенко, опираясь, очевидно, на тот факт, что большинство предприятий-неплательщиков "обитает" на юго-востоке страны. А вот очевидный путь улучшения благосостояния "Нафтогаза" - повышение тарифов для населения - премьер даже не рассматривает, несмотря на активность, которую в этом направлении планируют развить государственный монополист и Нацкомиссия регулирования электроэнергетики. Главу Кабмина можно понять: с одной стороны - кризис, с другой - приближение выборов. В такой ситуации принимать решение, бьющее по интересам всех избирателей, крайне сложно. Намного проще внести поправку в бюджет, которая увеличит объем компенсаций разницы в стоимости между импортируемым газом и его продажей теплокоммунэнерго. Но проще - еще не значит эффективнее…
Пока на внутренних фронтах кипит борьба с должниками, на внешних должником рискует стать сам "Нафтогаз". Приход лета "Газпром" встретил с уверенностью, что в июне Украине будет крайне сложно рассчитаться за майские поставки. В этот раз Киев пронесло - благодаря кредиту в 3,8 миллиарда гривен, который госмонополии предоставил другой бюджетник - "Ощадбанк". Но "оптимизм" российской стороны продолжает держать градус. После того, как энергопоставщик заверил, что штрафы за недобор законтрактованного "голубого топлива" пока неактуальны, основной темой для обсуждения в последнее время стала потенциальная неспособность Киева оплатить газ, который планируется закачать в ПГХ в преддверие зимы. Предполагается, что Украина должна увеличить объемы запасов до 28 миллиардов кубометров, потратив на "докачку" около 5 миллиардов долларов. Где отыскать необходимые средства, похоже, украинское правительство пока не догадывается. В то же время некоторые специалисты недоумевают над другими вопросами. Первый: а точно ли украинские хранилища нуждаются именно в таком объеме запасов - по словам экспертов, несколько лет назад удавалось благополучно зимовать и при меньшей "страховке", а "благодаря" кризису потребление энергоресурсов промышленностью уменьшилось. Но здесь, вероятно, вступает в силу принцип "газа много не бывает". Второй вопрос: адекватность масштабов проблемы, которую рекламирует Россия, реальности. Недавнее заявление "Газпрома" о том, что закачка в украинские ГКХ прекратилась, претендовало на локальную сенсацию, рассчитанную на реакцию Европы как возможного кредитора Украины. Подобная степень обеспокоенности может быть связана, как и с трогательной заботой о благополучии стран ЕС, так и с тем фактом, что согласно формуле ценообразования в начале года предполагалось, что в третьем квартале по сравнению со вторым стоимость газа заметно уменьшиться. Впрочем, в России уже успели с оптимизмом встретить подорожание нефти и пообещать, что во втором полугодии "голубое топливо" подтянется и подорожает. Что показательно, ранее в "Газпроме" придерживались иной точки зрения: в конце 2008 года, когда нефть стремительно дешевела, глава правления корпорации Алексей Миллер пояснял, что газовое ценообразование "отстает" от нефтяного месяцев, эдак, на девять, так что 400 долларов за тысячу "кубов" для Украины - это и не потолок вовсе. Что ж, логика российской стороны проста и понятна: газа должно быть много, газ должен быть дорогим. И жить по законам этой логики должна Украина.
Кто в помощь?
Столкнувшись с лавиной "газовых" проблем Киев, похоже, не уверен в том, что сможет справиться собственными силами. На словах руководство государства делится необходимым оптимизмом (правда, это больше касается Юлии Тимошенко) или определенной дозой скепсиса (например, Виктор Ющенко продолжает напоминать, насколько невыгодны для Украины транзитные ставки). На деле же правительство не устает намекать: помогите, кто чем может (не тарифы же поднимать), но в разумных пределах - так кредит МВФ пока не планируется пускать на оплату энергодолгов. Основные адресаты намеков, как следовало ожидать, Россия и Европейский союз. И каждая сторона реагирует по-своему.
Степень активности участия в обсуждении украинских газовых проблем российской стороны не подлежит сомнениям. Москва с впечатляющим упорством продолжает напоминать: "Нафтогаз" в одном шаге от пропасти. И, несмотря на то, что основная часть критики идет "на экспорт" - рассчитана на Европу - подобное моральное давление на Украину тоже может принести свои плоды. Успешные сеансы "психологического воздействия" на долговую тематику кроме эмоционального удовлетворения могут принести и вполне ощутимые дивиденды. Одним из вариантов может быть предоставление кредита: ситуация, когда одна страна спонсирует другую с целью погашения задолженности себе же, выглядит достаточно интересно, но не слишком оптимистично для должника. Впрочем, пока в Кремле от этой идеи отказались (и о 5 миллиардах долларов речь уже не заходит). Зато другая идея (по словам Владимира Путина, предложенная украинской рабочей группой) вызывает больший энтузиазм. Речь идет о предложении оплатить будущее содержимое ПГХ авансовыми платежами за транзит за, ориентировочно, пять лет. С одной стороны, мысль вполне предсказуема: Украина уже использовала при оплате газа "транзитные" до конца 2010 года, почему бы и не повторить удачный опыт. С другой - к такой инициативе мгновенно возникает масса вопросов, большая часть из которых касается справедливости тарифа, который планируется учитывать. Маловероятно, что он порадует транзитера-должника, который так и не подошел к рыночным расценкам на свои услуги. В довершение всему, в ближайшее время Украина может выступить в не слишком удобной роли просителя. Как известно, подписанные в январе контракты предполагают, что с 2010 года наша страна будет покупать порядка 52 миллиардов кубометров газа. С учетом сокращения объемов потребления и подорожания "голубого топлива" такие объемы выглядят чересчур оптимистичными для отечественной экономики. Пересмотреть этот пункт договоренностей можно, но сделать это нужно до конца первого полугодия предыдущего "объекту пересмотра" года - то есть, до 1 июля. Хорошо бы еще, уверены в Секретариате президента, разобраться и с транзитом. И определить степень потенциальной лояльности "Газпрома" пока несколько затруднительно.
Давление на "Нафтогаз" - одна сторона медали. Большая часть информационных усилий российской стороны все равно направлена на Запад. Главное, на что упирают в Москве, поясняя "политику партии" европейским партнерам: если Украина сейчас не наполнит ПГХ (под завязку и дорогим газом, как показывает практика), то следующая зима в Европе будет веселее предыдущей. Одной из главных причин подобного упорства, вероятно, остается "газотранспортная декларация" Украина-ЕС. В последнее время Россия сосредотачивает усилия в направлении диверсификации путей поставок энергоносителей (главными надеждами на светлое будущее продолжают оставаться "Северный" и "Южный потоки"). Дискредитация Украины как транзитера в глазах европейцев поможет отыскать необходимую этим проектам поддержку. С другой стороны, отрицательный имидж Украины непременно скажется на мечте Киева о новых правилах игры: страны ЕС закупают газ на границе Украины и России, и платят за транзит по истинно европейскому тарифу… Но, не взирая на все усилия, пока Европа не спешит комментировать очередной сеанс "дружеского общения", но, похоже, в Брюсселе уже начали задумываться над возможностью нового газового кризиса.
Увлеченность России темой газового апокалипсиса хронологически полностью совпала с кампанией, которую пытается развернуть в Европе украинское правительство. Во время недавнего визита в Люксембург Юлия Тимошенко в лучших традициях Владимира Путина и Дмитрия Медведева объясняла, почему представители Евросоюза должны помочь решать Киеву его проблемы. "Этот газ в равной степени нужен как ЕС - для использования зимой, так и для России, которой нужны хранилища, чтобы закачать лишний объем газа в летний период. Общее счастье Украины, России и ЕС должен кто-то профинансировать", - рассказывала Юлия Тимошенко потенциальным партнерам. Необходимые средства, по мнению премьера, могли бы предоставить европейские банки - например, ЕБРР. В Европе на просьбу отреагировали сдержанно, но обещали подумать. Размышляли недолго - в ходе заседания Координационной группы в Брюсселе прозувачали два варианта: либо финансовые структуры предоставляют Киеву кредит, либо европейские компании закупают газ и хранят его в украинских ПГХ, оплачивая аренду. Но при желании - методы можно и совместить.
Инициатива, поддержанная Брюсселем, может сдвинуть ситуацию с мертвой точки. Во всяком случае, уже то, что ЕС готов согласиться с логикой украинской стороны - достижение. Тем не менее, от декларации намерений до их воплощения - путь очень длинный. И неизвестно, насколько удачно его получится пройти (особенно с учетом того, что вариант с хранением чужого газа предстоит еще прорабатывать). В то же время, рассчитывать на то, что "добрые европейцы" решат все проблемы Украины не стоит. Технологически необходимый уровень заполненности украинских хранилищ - только одно из затруднений. С остальными: сколько покупать газа, на каких условиях, где брать деньги на его оплату, как отдавать и взимать долги - Украине предстоит бороться самостоятельно. Причем делать это как можно быстрее - сочетание холодного времени года с предвыборной кампанией может иметь слабопредсказуемые последствия. Воистину, к "газу" нужно готовиться с лета.
Ксения Сокульская
По материалам:
Подробности
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас