США начинают крупнейшую с 30-х годов реформу системы регулирования финрынков — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

США начинают крупнейшую с 30-х годов реформу системы регулирования финрынков

Казна и Политика
1069
Президент США Барак Обама изложил самый масштабный с 30-х годов план реформ системы финансового регулирования, который затронет практически все стороны деятельности банков и все сегменты финансового рынка.
Американские власти хотели бы получить рычаги, позволяющие им регулировать спады и взлеты экономической активности, предотвращая образование "пузырей", надзирать за крупнейшими финансовыми фирмами, крах которых может навредить всей экономике, а также мониторить системные риски.
"Культура безответственности укоренилась от Уолл-стрит до одноэтажной Америки, - сказал в своем выступлении в среду президент. - Режим регулирования финансовых рынков, сконструированный на волне экономического кризиса 20-го века - Великой депрессии, не устоял перед глобальной экономикой 21-ого века с ее скоростью, масштабом и изощренностью".
Белый дом вместе с Конгрессом, который должен теперь принять новые законы, планируют завершить создание обновленной системы регулирования, которая, в отличие от тенденций последних десятилетий, приведет к усилению влияния государства на финансовые рынки, уже до конца года.
В то же время многие положения плана наверняка встретят сопротивление и уже были в среду подвергнуты критике, говорят наблюдатели.
Банки, пишет The Wall Street Journal, в частности, опасаются, что создание агентства по регулированию рынка потребительских финансовых услуг будет мешать внедрению новых продуктов и, повысив издержки банков, сделает кредиты более дорогими.
Новый объединенный банковский регулятор может усложнить, например, выпуск "экзотических" ипотечных облигаций, которые были широко распространены во времена недавнего бума на рынке жилья несколько лет назад и, как оказалось, подвергали потребителей слишком большому риску.
Обама считает, что регуляторы должны сделать так, чтобы потребители понимали, какие финансовые продукты они получают. В этой связи новое агентство, возможно, сможет диктовать правила для выпуска некоторых банковских продуктов, расширит требования по предоставлению информации.
Администрация также хотела бы повысить требования к капиталу банков и ограничить их возможности по принятию на себя рисков. Это, естественно, сократит прибыльность некоторых банков.
Надзор будет больше фокусироваться на контроле за банковскими холдингами в целом, а не на отдельных банках с лицензиями.
Идея наделения Федерального резерва функцией регулирования финансовых институтов, играющих системообразующую роль в экономике, означает, что ЦБ сможет надзирать даже за компаниями типа General Electric (в которой, наряду с промышленными активами, есть и финансовые подразделения). Как пишет Financial Times, это может повлиять на стратегию корпораций типа оператора розничной сети Wal-Mart, который рассматривал возможность работы на рынке финуслуг.
Идея расширения полномочий ЦБ также небесспорна. Глава сенатского банковского комитета Кристофер Додд считает, что Федеральный резерв в последние десять лет не продемонстрировал способности быть жестким регулятором и поэтому у законодателей нет к нему особого доверия.
В частности, ЦБ не остановил волну выдачи субстандартных кредитов, которые стали впоследствии детонатором финансового кризиса. Кроме того, наделение ЦБ функциями "системного регулятора" может создать конфликт с его основными задачами - поддержанием ценовой стабильности и занятости, считает он.
В сферу внимания Федерального резерва попадут также хедж-фонды и фонды частных инвестиций. Они должны будут проходить регистрацию в Комиссии по ценным бумагам и биржам.
Ассоциация хедж-фондов заявила в среду, сообщает агентство Bloomberg, что введение регистрации будет слишком обременительным для компаний, под управлением которых находится менее $250 млн, и негативно повлияет на развитие индустрии хедж-фондов.
Предполагается сделать более прозрачными и регулируемыми рынки сложных финансовых продуктов (типа кредитных деривативов). В плане президента также отмечается, что "одной из наиболее существенных проблем на рынках секьюритизации является отсутствие достаточных стимулов для кредиторов и секьюритизаторов для изучения изменения характеристик базовых кредитов после выпуска ценных бумаг, обеспеченных активами".
Правительству предлагается предоставить полномочия брать под свой контроль и оздоравливать системообразующие финансовые компании (именно таких полномочий американским властям не хватало в ходе нынешнего кризиса, в частности, перед крахом Lehman Brothers).
Ни одна финансовая фирма, которая представляет существенные риски для финансовой системы, не должна быть нерегулируемой или слабо регулируемой, считают авторы реформы.
Администрация не стала замахиваться на коренную реформу деятельности рейтинговых агентств, предложив здесь лишь небольшие изменения. Но при этом не подвергается сомнению главный принцип деятельности агентств, когда рейтинги оплачиваются эмитентами. В то же время, согласно плану, государственные органы должны минимизировать использование оценок агентств в своей деятельности.
По материалам:
Інтерфакс-Україна
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас