S&P: Европейские страны с развивающейся экономикой "затягивают пояса" — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

S&P: Европейские страны с развивающейся экономикой "затягивают пояса"

Казна и Политика
1730
К началу мирового финансового кризиса большинство европейских стран с развивающейся экономикой находились в довольно уязвимом положении из-за своей зависимости от притока капитала, который им требовался для устранения возросшего в 2005-2008 годах разрыва между совокупным спросом и предложением.
Сейчас, наблюдая развитие глобальной рецессии, аналитики Standard & Poor's склонны считать, что в Европе процесс восстановления развивающихся экономик будет, скорее всего, более длительным, чем в Азии и Латинской Америке.
"Основания для такого вывода дает, прежде всего, высокий, как мы считаем, объем задолженности частного сектора европейских переходных экономик. Но это не единственная проблема: мы также учитываем чрезмерный уровень инвестиций в ряд отраслей, в частности, в строительство, финансовый сектор и розничную торговлю", - отмечается в сообщении международного рейтингового агентства.
"Обострению бюджетных проблем развивающихся рынков Европы способствовали ухудшение состояния платежных балансов и трудности в банковском секторе, а во многих случаях и рост долговой нагрузки государственного сектора. Многие из рассматриваемых стран накануне кризиса проводили проциклическую фискальную политику (стимулировали экономику на этапе подъема за счет роста бюджетных расходов) и потому вступили в кризис, не имея в бюджете необходимых буферных запасов", - говорится в сообщении.
"Рейтинговые действия, произведенные нами за последние восемь месяцев, отражают риски, обусловленные негативными изменениями в платежных балансах и финансовых системах рассматриваемых стран, а также связанное с этим давление на их государственные финансы и денежную политику. Мы понизили рейтинги европейских суверенных эмитентов с развивающейся экономикой (после присвоения суверенного рейтинга Боснии и Герцеговине их число возросло с 19 до 20) в общей сложности на 14 ступеней рейтинговой шкалы относительно уровня восьмимесячной давности. На сегодняшний день прогноз по 14 суверенным эмитентам определяется как "негативный", а по остальным - как "стабильный". За время, прошедшее с сентября 2008 года, мы повысили рейтинги лишь одной из рассматриваемых стран - Словакии", - сообщается в отчете.
"По нашим расчетам, в среднесрочной перспективе темпы роста европейских развивающихся рынков останутся намного ниже средних темпов, отмечавшихся во время бума 2005-2007 годов и поддерживавшихся за счет заемных средств. Мы ожидаем, что в ближайшие два года лишь в трех из 20 европейских развивающихся экономик, имеющих рейтинги Standard & Poor's, - Чехии, Польше и Словакии (назовем их тремя странами Центральной и Восточной Европы, или ЦВЕ-3) произойдет кумулятивный прирост ВВП. Что касается уровня инвестиций (в процентах от ВВП), то, по нашим оценкам, за период с настоящего времени по начало 2011 года он вырастет лишь в ЦВЕ-3 и Казахстане", - говорится в сообщении агентства.
"Сейчас, когда экономика региона сокращается, а приток капитала уменьшается, разрыв между совокупным спросом и предложением быстро сходит на нет. Мы считаем, что во всех странах, кроме ЦВЕ-3, имеющих более диверсифицированную и менее зависимую от заемных средств экономику, процесс восстановления равновесия затянется, что предполагает значительный рост национальных сбережений (или существенное сокращение процесса "проедания" капитала) за счет уменьшения потребления", - полагают аналитики S&P.
"Бум и крах" переходных экономик Европы в 2005-2009 годах во многом похож на то, что происходило в более богатых странах Западной Европы, но в отличие от своих западноевропейских "коллег" развивающиеся страны региона в большинстве своем не имеют свободного доступа к емким рынкам капитала, позволяющим привлекать ресурсы в национальной валюте. Поэтому, на наш взгляд, им труднее скомпенсировать эффект роста частных накоплений увеличением государственных расходов. Из 20 переходных экономик Европы, имеющих наши рейтинги, разместить долгосрочные обязательства, номинированные в национальной валюте, способны лишь Чехия, Российская Федерация, Польша, Венгрия и Турция, причем три последние страны продают значительную часть своих обязательств нерезидентам.
Поэтому в разгар глобальной рецессии правительства развивающихся стран Европы (не все, но большинство) в одних случаях пошли на ужесточение фискальной политики, в других занялись поиском источников финансирования среди других стран или международных организаций, в частности МВФ. Следует, однако, отметить, что страны, имеющие доступ на рынок долговых обязательств и пользующиеся этой возможностью для финансирования своих программ фискального стимулирования экономики (например, Турция), вынуждены смириться с сокращением средних сроков обращения своих долговых инструментов", - сообщается в отчете.
"Мы считаем, что максимальное снижение дефицитов счета текущих операций произойдет в 2009 году ввиду прежде всего сокращения внешнего финансирования и сопутствующего этому падения объемов внутреннего кредитования. Наиболее существенного сокращения экономики можно ожидать в тех странах, где внутреннее кредитование в 2005-2008 годах росло чрезмерно высокими темпами и финансировалось за счет внешних заимствований (страны Балтии, Румыния, Болгария и Украина). Предполагается, что в 2009 году в наибольшей степени (практически вдвое) сократятся дефициты счета текущих операций Болгарии и Черногории: в первом случае дефицит достигнет 11% ВВП, во втором - 13% ВВП. Кроме того, мы ожидаем, что в этом году и, возможно, в 2010 году дефициты счета текущих операций Латвии, Литвы и Эстонии будут продолжать уменьшаться ввиду весьма заметного сокращения внутреннего спроса в этих странах. Если импорт будет продолжать падать нынешними темпами, можно допустить, что в 2009 году Эстония, Украина и Латвия получат положительное сальдо счета текущих операций", - говорится в сообщении агентства.
"Кроме всего прочего, глобальный экономический кризис дает реформаторам возможность убедить политиков в необходимости укрепления систем государственных финансов. В ряде случаев серьезные экономические проблемы уже создали необходимые условия для проведения структурных бюджетных реформ. Например, Украина, выполняя условия программы МВФ, впервые взялась за корректировку пенсионных расходов и отмену давно предоставляемых субсидий потребителям природного газа. Этот процесс еще только начался и, возможно, натолкнется на политическую оппозицию, но мы верим, что выполнение намеченных планов позволит вывести бюджетную систему Украины на более устойчивую траекторию движения, что особенно важно ввиду сложной демографической ситуации в этой стране", - считают в S&P.
"Именно политические факторы стали основной причиной понижения кредитных рейтингов ряда стран, - например, Украины, политическим институтам которой было трудно эффективно работать в период обострения экономических проблем. Окажутся переходные экономики Европы в ситуации "низкий рост, высокий долг" (как Португалия) или не окажутся, будет, как нам думается, в значительной мере зависеть от их способности переориентироваться в период будущего подъема мировой экономики на удовлетворение внешнего спроса, а также от готовности их правительств делать трудные выборы. Ключевыми активами рассматриваемых стран остаются "человеческий капитал" и относительно гибкие в большинстве случаев рынки труда. Однако резкое и одновременное изменение глобального цикла деловой активности создает серьезные стрессы, которые сужают возможности выбора для руководителей этих стран, так как принимаемые ими решения могут обернуться нежелательными политическими последствиями", - говорится в обзоре агентства.
По материалам:
Інтерфакс-Україна
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас