Тимошенко п(р)опала — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Тимошенко п(р)опала

Казна и Политика
3506
Контрагенты не дождались даже провала совместного голосования. Конституционное взаимопонимание разбилось о резкие заявления двух лидеров. Первым шаг назад сделал Виктор Янукович, но и Юлия Тимошенко не осталась в долгу.
По здравом демократическом размышлении…
Конкретные предпосылки воскресной сенсации авторства главы ПР пока неизвестны: то ли проект Основного закона недосогласовали, то ли поддержку в политмассах не нашли, то ли о народе вспомнили… Памятуя общую засекреченность переговорного процесса, который вяло продолжается уже около полутора лет, не факт, что широкие круги общественности когда-нибудь будут поставлены в известность об истинных причинах срыва переговоров. Впрочем, в случае с главным фактором, настойчивые поиски истины и не нужны. "Градус" взаимного недоверия обеих сторон общеизвестен. В такой ситуации можно было ожидать, что один из партнеров, скорее рано, чем поздно, может прийти к выводу, что игра свеч не стоит (что, по всей видимости, ранее уже случалось). В этот раз предусмотрительно сомневающимся оказался Виктор Янукович.
Что бы ни подвигло главу Партии регионов к заявлению на камеру, нельзя не отметить своевременность этого решения. Оно помогло дважды экс-премьеру, если и не перенестись одним махом в "дамки", то хотя бы минимизировать неминуемые рейтинговые потери. Тем более что, хотя ряд тезисов Виктора Федоровича вызывает прогнозированные сомнения, главная тема была выбрана правильно. Ключевой момент ПР-демарша: неготовность главного "регионала" пойти на отмену всенародных президентских выборов.
Как и следовало ожидать, начал Виктор Янукович издалека: с декларирования понимания факта необходимости спасать страну и отказываться от амбиций во имя светлого будущего. Приблизительно теми же формулировками "заговорщики" насыщали информационное пространство с того момента, как ведение переговоров превратилось в "секрет полишинеля". Но "объединительная" риторика лидера ПР вскоре приняла нестандартное, как по последним веяниям, направление. Небольшим открытием стало признание по поводу того, что при любых коалиционных устремлениях формирование нового правительства до президентских выборов не имеет смысла.
Подобное заявление, звучащее из уст Виктора Федоровича, которому до последнего было тяжело отказываться от мечты стартовать в президенты из премьерского кресла, само по себе заслуживает внимания. Дальше - больше. Признавая необходимость экстренных конституционных изменений (верховный "регионал" не стал скрывать, что речь шла и о выборах президента в парламенте, и о "задержке" полномочий нынешнего состава ВРУ), глава самой большой фракции поделился открытием: "Эти изменения в Конституцию нужно было вносить очень быстро. Это означало, что нужно было отказаться от их широкого обсуждения в обстановке открытости и прозрачности. А такой путь - это шаг назад от демократии".
Как быстро выяснилось, главный "антидемократический" посыл коалиционно-конституционных устремлений коснулся преимущественно отказа от всенародных выборов главы государства. "Волю граждан нужно уважать", - пояснял Виктор Янукович и его искренней убежденности можно поверить. Судя по слухам, настойчиво "расхаживающим" по кулуарам, Виктор Федорович "до упора" сомневался в целесообразности переноса выборов гаранта в парламентские стены. С одной стороны, этому способствовала перспектива столкнуться с глубоким непониманием избирателей, демонстративное внимание к интересам которых ПР не устает рекламировать. С другой стороны, лишило бы грядущую победу приятного оттенка реванша. С третьей - позиция самого рейтингового кандидата в президенты позволяла не просто мечтать о "всенародном" успехе, но даже на него рассчитывать. Сочетание сомнений с амбициями, помноженное на ожидание подвоха со стороны "партнеров" сыграло свою роль - лидер ПР вышел из игры.
Тональность заключительной части заявления Виктора Януковича подсказывает, что торжественный "выход", вероятнее всего, несколько преждевременно считать окончательным. По большому счету, "регионалы" через своего лидера взяли тайм-аут до президентских выборов - полученные в переговорном процессе "наработки" предполагается использовать в дальнейшем. Но вернуться к процессу в ПР, похоже, хотят на несколько других условиях - уже после вероятной победы Виктора Федоровича, которая должна существенно сместить акценты существующих раскладов. В таком случае, правда, нужно еще проследить за тем, чтобы конституционное братание со вчерашними врагами не ударило по приятным показателям электоральной поддержки. Не зря же основным аргументом сенсационной речи стала забота о народном мнении - предсказуемая попытка запрыгнуть на уходящий поезд благорасположенности избирателей. Предусмотрительная игра на опережение открыла "регионалам" более широкое пространство для маневра, но основные соперники с реакцией медлить не стали.
Враги сожгли родные планы…
Экстренное телеобращение, в котором Юлия Тимошенко решила объяснить нации свое поведение в последние недели, стало куда меньшей сенсацией. В принципе, поспешность бывшего премьера изначально поставила премьера нынешнего в невыгодную позицию. Заранее можно было предположить, что от конституционного сотрудничества с недавними непримиримыми врагами в первую очередь пострадает рейтинг лидера БЮТ. Следовательно, перед Юлией Владимировной была поставлена задача и разъяснительную работу провести, и недавних партнеров утопить, и потерянные позиции отыграть. И трудно сказать, с каким именно аспектом главе правительства удалось успешно справиться - интонации "Пропало все" звучали в каждом предложении, а не только в замечании режиссерам эфира касательно "поведения" телесуфлера.
Основные отличия программных речей Виктора Януковича и Юлии Тимошенко заключаются, пожалуй, в слове "больше". Больше экспромта (жизнь заставила), больше нерва в голосе (снова-таки - жизнь заставила), больше слов, больше обвинений - заявление несостоявшейся родительницы "широкой" коалиции выглядело более ярким и по объему, и по степени накала страстей. А вот с большей убедительностью не слишком сложилось даже с учетом куда более впечатляющих по сравнению с "собеседником" ораторских талантов. Возможно, удар и ожидался, но подготовиться к нему в полной мере не удалось.
О том, какая именно часть выступления Юлии Владимировны была встречена избирателями с наибольшим пониманием, расскажут рейтинги. Основная мысль всей речи укладывается в рамки "мы хотели, как лучше, а нам коварно помешали", именно из этого "угла" премьер и начала оборону.
"Хотели, как лучше, а получилось, как всегда" - бессмертная фраза Виктора Черномырдина в полной мере характеризует ту условную часть послания Юлии Тимошенко, в которой предполагалось пояснить причины сорвавшегося объединения конституционно-коалиционных порывов с ПР. Премьер не забыла напомнить и о том, как ее сила была изначально против того дисбаланса власти, который внесла реформа 2004 года (о том, как БЮТ воевал за "удобный" закон о Кабмине, премьер, вероятно, слегка запамятовала), и о том, как в октябре 2008 года она уже предлагала "всеобщее большинство" во имя антикризисной борьбы.
И пусть определенная "генеральная линия" в аргументации премьера действительно прослеживается, но полноценной убедительности мешают глубокие внутренние разночтения: например, те, которые касаются кризиса - мнение премьера по этому вопросу особой последовательностью не отличается. Зато пояснение безуспешности борьбы с экономическими проблемами (это в тех случаях, когда кризис в стране "цветет и пахнет") оригинальным не стало: во всем виновата борьба за власть. Правда, не всех против всех, а исключительно двух Викторов.
С подобного стандартного напоминания о положении дел стартовала попытка Юлии Тимошенко возложить степень вины за провальные переговоры на партнеров. Причем глава правительства пошла куда дальше констатации очевидного факта "Виктор Янукович поставил точку". Согласно версии лидера БЮТ, остро необходимые конституционные изменения должны были "подарить стране европейское государственное устройство", но неприятель помешал. Что интересно, рассказывая о "европейском государственном устройстве", Юлия Тимошенко решила отрицать ряд наиболее одиозных инициатив попавшего в прессу проекта изменений Основного закона, включая и выборы президента в парламенте, - несмотря на то, что Виктор Янукович подтвердил факт их существования.
Теоретически, можно предположить, что самые спорные моменты стали бы предметом торга между "заядлыми" и "умеренными" сторонниками коалиционной "ширины", и заметная их часть в итоговую версию Конституции не вошла бы. Но, поскольку переговоры прервались на высокой ноте, касательно многих пунктов стоило бы сделать вид, что они даже не существовали - с целью спасения собственного имиджа. Для ущерба имиджу чужому используются другие методы - например, сообщение премьер-министра о том, как ее возмутила попытка Виктора Януковича сместить президентское "совершеннолетие" до 50 лет. Подобная инициатива Виктора Федоровича может выглядеть логично только в одной случае - если бы он собирался на выборы на старых основаниях (тогда из списка противников исчез бы не только "молодой да ранний" Арсений Яценюк, но и сама Юлия Тимошенко). Но, судя по содержанию заявления главного парламентского оппозиционера, он-то морально готовился к безальтернативному избранию в стенах парламента - в таком случае "неспортивное" избавление от соперников выглядит нелогично. Зато подтверждает слова главы правительства об отсутствии в потенциальной Конституции "страшных планов"… Впрочем, обсуждение того, кто в стране главный враг демократии, похоже, еще только предстоит - надо же на чем-то строить предвыборную агитацию.
Если попытки "притопить" соперников отличались некоторой новизной, то тезисы по спасению собственного политического имиджа звучали максимально предсказуемо. "Чтобы довести до логического завершения эти переговоры, чтобы объединить страну, нужно было навеки закопать глубоко в землю все частные обиды, все амбиции и личные властные аппетиты. Наша политическая сила была готова на такие жертвы", - рассказала Юлия Тимошенко, перечисляя список "наступивших на собственное горло", часть из которых до последнего демонстрировали неготовность совершать торжественный акт "горлонаступания". Но подобные детали на фоне "генеральной линии" теряются. Если основной мэссидж Виктора Януковича предусмотрительно обладает общедемократическим характером "нельзя лишать народ права голоса", то главная идея выступления Юлии Тимошенко - более личностно ориентирована. Как и в других случаях, оставшаяся наедине с кризисом глава правительства готова забыть о своей женской сущности и бороться за благо страны, "если мужчинам не хватает мужества, ответственности, не хватает достоинства и чести…". А путь к спасению, надо полагать, один и неминуемый - победа Юлии Владимировны на президентских выборах…
Заявление Юлии Тимошенко показательно не только тем, что она настойчиво пыталась обелить переговоры с "регионалами" в глазах будущих избирателей, признавая факт их проведения ("ядерный" электорат в любом случае вряд ли слишком пострадал, а на "сомневающихся" душеспасительные аргументы мало подействуют). Оно в то же время продемонстрировало готовность лидера БЮТ к предвыборной войне по принципу "выжженной земли" - недаром даже в "объяснительной" Юлия Владимировна не преминула связать воедино всех своих соперников. Наконец, третий момент, который заставляет обратить на себя внимание - ремарка, касающаяся того, что с рядом участников переговоров было достигнуто полное взаимопонимания. То есть, вспоминая программную речь Виктора Януковича, - возможные точки пересечения для потенциальных партнеров не исчезли, их просто затенила нынешняя борьба за кресло. Получается, что с "широкой" коалицией все не настолько "пропало", как могло показаться сразу. Но итог президентских выборов внесет настолько существенные коррективы, что о "вчерашнем" формате сотрудничества действительно можно забыть. Двум заявлениям удалось не только вернуть градус предвыборной интриги, но существенно его повысить.
Ксения Сокульская
По материалам:
Подробности
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас