Условный рефлекс — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Условный рефлекс

Казна и Политика
671
Одной из верных примет бытия украинского политикума в последнее время стали конституционные изменения. Например, как только возобновляются слухи о редакции "имени" ПР и БЮТ, как у президента срабатывает условный рефлекс. Он начинает угрожать референдумом.
Тайны конституционного двора
Чем ближе "плановые" президентские выборы, тем громче в кулуарах звучат слухи о возможном воссоединении двух крупнейших парламентских фракций во имя "правильной" редакции Основного закона. Такой своеобразный "условный рефлекс" является реакцией политических гигантов на невозможность решить актуальные проблемы в одиночку.
Причем до сих пор, все обходилось "легким испугом" - ситуация в очередной раз менялась, и необходимость в подобной "рефлексии" отпадала сама собой. Но согласно новым слухам, свежая Конституция от ПР+БЮТ (если забыть о предыдущих всплесках активности весной и осенью 2008 года) должна была быть презентована в апреле - почти сразу после президентской версии. Или, в крайнем случае, - после майских праздников, на которые (по все тем же слухам) должна была прийтись активнейшая стадия переговоров. Только май закончился, а перспектива реформы все так же туманна.
Теоретически, запас времени у возможных союзников есть. Чтобы не сорвать "предвыборный график", потенциальные изменения стоило бы рассмотреть до конца текущего парламентского "сезона" (а он завершится 17 июля). Но "в случае чего" также можно держать в уме вариант созыва внеочередной сессии. Главное - уложиться по срокам до официального старта президентской кампании. А еще - нейтрализовать возможное противодействие со стороны крайне незаинтересованных особ, список которых возглавляет нынешний гарант. И, наконец, - договориться между собой, как же именно должна выглядеть пресловутая реформа.
К чему конкретно приходят стороны в переговорах, которые (если брать во внимание некоторые недавние заявления Виктора Януковича) с разрывом меньше, чем в неделю, то "никогда не прекращались", то приостановлены "давно, год назад", в полном объеме известно лишь их участникам. Опять же, по слухам, предметом конституционного торга между политическими тяжеловесами оказались многие вопросы: реформа судебной системы, изменения избирательного законодательства (причем не только в отношении открытия/закрытия списков, но и возможного повышения проходного барьера и даже внедрения практики парламентских выборов в два тура - чтобы победитель второго автоматически получал в свое распоряжение заветные 226 "штыков"), перераспределение полномочий между президентом и премьером, сроки ближайших выборов в Верховную раду, наконец.
Но широкие круги заинтересованной общественности больше всего волнует один пункт - гипотетические выборы главы государства в парламенте с заданным распределением ролей: в президенты - Виктор Янукович, а в премьеры - Юлия Тимошенко. Острая актуальность окончательного выяснения обстоятельств по этому вопросу несомненна: в случае принятия такой редакции Основного закона главное событие пятилетки, к которому готовятся всем политикумом, категорически снимается с повестки сезона.
Плюсы и минусы подобной реформы не для государства, а для отдельно взятых политических сил очевидны. Главное достоинство - возможность успешно "сообразить" власть на двоих, не слишком озадачиваясь мнением окружающей среды. Кроме того, такой расклад полностью снимает эффект неожиданности от президентской кампании, что для людей, которые заинтересованы в разделе полномочий, а не в уважительных по отношению к народу играх в демократию, весьма и весьма существенно. Помимо предсказуемого и окончательного (во всяком случае - на несколько лет) распределения сфер влияния, "правильно" составленная редакция Конституции может помочь и в решении других актуальных вопросов, вплоть до "подгонки" даты следующих парламентских выборов под нужды "союзников". А если вспомнить о гипотетических поползновениях против избирательной системы, то при определенной ловкости технологий страна может оказаться гордой обладательницей, возможно, не фактически, но уж точно на деле, двухпартийного парламента. Чего, к слову, менее удачливые конкуренты и опасаются, проявляя редкое красноречие, - например, Вячеслав Кириленко успел назвать гипотетический результат "приостановленных" переговоров "Пактом Риббентропа-Молотова".
Помимо очевидных преимуществ, процесс переговоров тормозится и осознанием ряда существенных недостатков. Обе стороны понимают, что подобный альянс значительно ударит по лояльности их "прикрепленных" избирателей: но если Виктор Янукович еще может оправдаться целью, которая оправдывает средства, и необходимостью срочно спасать страну пусть даже таким путем, то Юлии Тимошенко сделать подобное будет очень сложно. Хватает и других причин. Среди них и взаимное недоверие как лидеров, так и политических сил, и центробежные тенденции в обоих лагерях (которые одновременно и затрудняют переговоры, и осложняют перспективы легкого раздела власти на двоих), и негасимая мечта об успешном сольном выступлении, которую надежнее реализовывать традиционным всенародным путем…
Не стоит, к тому же, забывать о и возможном противодействии блестящим планам. Арсений Яценюк, комментируя "активный ход" переговоров между парламентскими гигантами, выказал уверенность в том, что "никто не даст забрать у украинского народа право прямых президентских выборов". Действительно, бывают "моменты в жизни", когда и триста парламентских голосов могут не выручить. Особенно когда в главных противниках "ПРиБЮТ"-конституционной реформы ходит президент, готовый в любой момент пригрозить референдумом. Как ни странно, но, судя по мгновенной смене риторики Виктором Януковичем, это оружие действует.
Несекретное оружие
То, что Виктор Ющенко - не очень-то большой поклонник совместных конституционных инициатив БЮТ и ПР, известно было давно, как и то, какой "условный рефлекс" срабатывает в таких случаях: чуть что - так сразу референдум. И последний сеанс "ударим плебисцитом по парламентским планам" получился весьма захватывающим.
Фрагмент одного из интервью президента, где он говорит: "Я сразу назначу референдум, как только эти договоренности состоятся, если будет переписываться Конституция, если будут манипуляции с Основным законом, формирующим порядок в государстве", - моментально вызвал цепную реакцию. Для начала политики начали делиться по принципу "за" и "против": пропрезидентский лагерь, естественно, всеми силами поддерживает инициативы главы государства, антипрезидентская в этом вопросе группа (возглавляемая Виктором Януковичем) уверена, что подобные ошибки совершать никак нельзя, остальные пока воздержались. Правда, что интересно, в ряды горячих противников плебисцита по конституционному вопросу неожиданно затесался Владимир Литвин, пугающий дальнейшим расколом страны. Лояльнее Владимир Михайлович стал и к ПР-оттенку коалиции: на "двойную" инициативу он все еще не согласен, а вот на расширение существующего большинства - вполне.
Как бы то ни было, заявление гаранта, "в нагрузку" к которому пошла просьба СП озвучить все редакционные предложения заблаговременно, привело к тому, что в Партии регионов о переговорах с БЮТ публично вспоминают уже менее охотно. Вариант, который первым приходит в голову, - с целью конспирации. Но, с другой стороны, потенциальные союзники, какими бы дерзкими не были их планы, вынуждены все-таки учитывать "президентский фактор". Причины тому могут быть различные, но все они связаны с тем, что Виктор Ющенко по-прежнему остается президентом. Возможности испортить "недокоалиционерам" игру могут быть разнообразны: от поиска способа в ближайшее время распустить парламент до того, как конституционные изменения будут зарегистрированы (крайне маловероятно, но в Украине всякое случается) до действительно успешного использования "референдумной подножки" на пути к светлому конституционному будущему (не зря же экс-заместитель главы СП Игорь Пукшин в свое время утверждал, что для переписывания Основного закона и парламент без надобности - одного народа может быть достаточно). Такие мероприятия могут быть неэффективны в прямом смысле, но главное, что удастся благодаря ним - потянуть время. А после официального старта всенародной кампании высокий смысл экстренного избрания президента в парламенте заметно теряет свой лоск, дополнительно стимулируя потенциальных участников забега попробовать победить по старинке (особенно это актуально может быть для Виктора Януковича).
Повод, который подвигает Виктора Ющенко на использование такого "несекретного" оружия как угроза всенародного волеизъявления по конституционным вопросам, очевиден. С причинами - сложнее. Казалось бы, какой смысл участвовать в войне, если насладиться результатами победы все равно не получится… Тем не менее, борьба продолжается.
Простейшее пояснение подобной активности Виктора Андреевича лежит на поверхности - президент рассчитывает на второй заход, а посему - возмущен попыткой лишить его права на участие в этом празднике жизни. Правда, все настойчивее становятся слухи о том, что глава государства поумерил амбиции в связи с рейтинговыми реалиями и готов сосредоточиться на парламентских перспективах. В таком случае, стоит учитывать сразу два направления. Первое - конспирологические упражнения на тему операции "Преемник" - выборы президента в парламенте автоматически лишают всех шансов любого возможного наследника. Второе - туманное будущее следующих парламентских выборов. Практически все политологи уверены, после всенародных выборов президента в ближайшее время последуют всенародные досрочные выборы парламента. Это логично - новый глава государства, кем бы он ни оказался, должен испытывать закономерную тягу к "уборке территории". А вероятные "бюто-региональные" изменения Основного закона могут либо перенести парламентскую кампанию на неизвестный срок (когда в запасе больше 300 голосов - можно лишний раз не волноваться), либо обеспечат ей такие условия, что "миноритарные" участники гонки будут поставлены в заведомо проигрышное положение. Что естественно ударит по мечтам Виктора Андреевича о главенствовании в уютной фракции. Кроме этого, очевидно, что принятие одного проекта конституционных перемен на неизвестное время отправляет в нокдаун другой. А значит, "Конституция Ющенко" может надолго перекочевать под сукно. И тогда можно смело ставить крест не на мечте о фракции, а на планах на пожизненное сенаторство в верхней палате "двойного" законодательного органа - напомним, именно такую будущность для экс-президентов готовит презентованная 31 марта Виктором Ющенко редакция Основного закона.
Помимо причин, корректируемых политической целесообразностью, можно вспомнить и другие поводы для размахиванием флагом с надписью "Референдум". Как "низкие" вроде банального желания Виктора Андреевича усложнить жизнь конкурентам и оставить последнее слово за собой. Так и высокие, например, искренняя забота (и в это легко можно поверить) Виктора Ющенко о конституционной будущности нашего государства. Ведь какими бы в итоге ни оказались (если, конечно, вообще окажутся) ПР+БЮТ правки, маловероятно, что их главной целью будет улучшение правовой жизни населения "уже сегодня".
Ксения Сокульская
По материалам:
Подробности
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас