Розничная распродажа — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Розничная распродажа

5175
Нынешний кризис оставит глубокий след в истории отечественных розничных сетей. Одни из них могут навсегда кануть в Лету, другие же, наоборот, выйти из него лидером. Кого из ритейлеров кризис заденет больше всего?
В условиях кризиса розничный товарооборот в Украине снизился в марте на 16,9% (или на 14% за январь-март к аналогичному периоду 2008 года), а темпы роста рынка в 2008 году уменьшились почти вдвое - до 17,9%. Большинство ритейлеров, которые раньше анонсировали увеличение количества точек продаж, объявили об отказе от своих планов. Поставщики, столкнувшись с задержкой платежей по отгружаемым товарам и повышением цен на вхождение в сеть, вынуждены искать другие пути реализации продукции. Сегодня отношения между поставщиками и торговцами накаляются. К примеру, львовская компания "Интермаркет" (сеть "Арсен"), перешедшая в собственность "Евротека", отказалась погашать задолженность перед поставщиками. Можно предположить, что в ближайшем будущем подобные "технические дефолты" ожидают еще ряд ритейлеров.
Стоит отметить и изменения в предпочтениях потребителей в отношении форматов сетей. С уменьшением доходов все больше украинцев совершают покупки не в статусных супермаркетах, а в небольших магазинах. Учитывая все аспекты кризисного периода, в 2009-2010 годах можно прогнозировать перераспределение долей рынка по форматам. Форматы "дискаунтер", "магазин у дома", гипермаркеты и Cash & Carry вследствие того, что имеют возможность снизить стоимость продукции на полке, смогут "отнять" около 10-15% рынка у супермаркетов.
Напомним, что на украинском рынке продуктовой розницы традиционно представлены несколько торговых форматов: рынки, линейная розница (единичные магазины, киоски) и продуктовые сети. Если в начале 90-х на долю неорганизованной розницы приходилось около 70%, то уже к концу 2008 года она сократилась до 45%.
На начало 2009 года доля сетей магазинов в общем объеме розницы составляла 65% (объем рынка - около 55 млрд. грн.). Львиная часть продаж в организованной сетевой рознице принадлежит супермаркетам - 45% (25 млрд. грн.), дискаунтерам - 32% (18 млрд. грн.), магазинам у дома - 17% (9 млрд. грн.) и по 3% - гипермаркетам и магазинам формата Cash & Carry.
Ежегодная динамика роста объема рынка до 2008 года составляла около 30%. Бурное развитие сетевой розницы обеспечивалось за счет повышения благосостояния населения и увеличения количества отечественных производителей. Отсутствие концентрации на рынке пищевого ритейла позволяло компаниям проводить агрессивную политику по захвату рыночной доли. Многие ритейлеры стали выпускать продукцию под собственной торговой маркой (например, ТМ "Премия" и "Повна чаша" у Fozzy Group или ТМ "Фуршет" у сети "Фуршет"), что позволило этим торговым предприятиям снизить цену на продукцию на полке.
Основные игроки
На украинском рынке сетевого food-retail представлены иностранные игроки - Billa, Auchan, Metro, национальные сети - "Фуршет", "Фоззи Групп" и "Велика Кишеня". Значительно укрепили свои позиции и региональные сети - "АТБ-Маркет", "Амстор", "Большая Ложка", "Пакко-холдинг" и пр. Доля национальных сетей в общем объеме продаж по итогам 2008 года составляла около 39%. Национальные сети пошли по пути открытия сразу нескольких форматов: дискаунтеров, магазинов у дома и супер- и гипермаркетов. Иностранные игроки предпочли занять нишу супермаркетов (Billa, Auchan) и гипермаркетов Cash & Carry (Metro). Региональные сети, как правило, ограничиваются форматами супермаркетов, дискаунтеров и магазинов у дома.
Кризис коснулся практически всех сетевых ритейлеров из-за спада потребительской активности. В данных условиях наиболее устойчивыми оказались иностранные игроки, в особенности Auchan, представляющая собой сеть розничных гипермаркетов с огромным выбором и низкими ценами. Больше всего пострадали сети, работающие в формате супермаркетов - им достаточно сложно быстро менять ценовую политику, что способствует оттоку покупателей.
К числу сетей, которых кризис заденет ощутимее всего, относятся те компании, которые выпускали облигации и официально заявляли о поиске стратегических инвесторов. Увлекшись идеей "чем больше магазинов, тем эффективнее продажи", большинство отечественных ритейлеров привлекали заемный капитал из различных источников финансирования. Когда взять банковский кредит уже не представлялось возможным, деньги привлекались под выпуск облигаций (на данный момент непогашенными остаются облигации на сумму 2,5 млрд. грн.).
"Нужно признать, что украинские сети явно не готовы к досрочному погашению - оферте. Ритейлеры планировали погасить бумаги за счет открытия новых магазинов и развития бизнеса, но кризис помешал осуществить эти планы. В прессе сейчас появляется информация о том, что сети привлекают инвесторов с целью стратегического развития, хотя на самом деле деньги им нужны для рефинансирования кредитов и выплаты долгов", - отмечает директор компании "ТЕКТ-Эксперт" Павел Кадацкий.
Сегодня потенциальные проблемы с выплатами по облигационным займам могут испытывать "Велика Кишеня", "ПАККО", "Амстор", "Таврия В", "Эко-маркет", "Караван", "Львовхолод", "Союз", "Край". Несмотря на кризис, многие компании не теряют времени и покупают своих менее удачливых конкурентов. Рынком интересуются отечественные ФПГ, правда, с переменным успехом. Сеть "Амстор", принадлежащая бизнесмену Эдуарду Шифрину, в 2008 году продала сеть дискаунтера "МД-ритейл", сосредоточившись на формате торгово-развлекательных центров "Амстор". В компании СКМ Рината Ахметова, которая год назад открыла первые магазины сети "Брусниця", утверждают, что считают этот бизнес перспективным.
Перспективы
Рынок украинской сетевой розницы остается ненасыщенным, но одним из самых главных факторов успеха данного бизнеса можно назвать его гармоничное развитие (с разумной долей заемного капитала) и правильный выбор формата сети. Для инвестиций наиболее оптимальными будут форматы гипермаркетов, а также дискаунтеры и магазины у дома.
В целом на рынке ритейла можно определить несколько сценариев развития событий, причем вполне вероятно, что все они будут реализовываться одновременно, отмечает эксперт. В первом случае вероятен выход иностранного стратегического инвестора. Розничные сети Kaufland и Lidl, Tesco, Wal-Mart, Carrefour и Castorama (Франция) интересуются украинским рынком. Такого инвестора не интересует бренд покупаемой сети, оборудование, логистика и договоры с поставщиками. Значение будет иметь местоположение торговых площадей, находятся они в собственности или арендуются. "Под прицелом" зарубежного покупателя могут оказаться как национальные сети, так и региональные игроки.
Второй вариант - выход на рынок портфельных инвесторов. Для портфельного инвестора большое значение имеют стабильность развития, доля компании на рынке, а также профессионализм менеджмента. Наиболее интересными для инвесторов могут быть национальные сети, которые располагают широкой линейкой торговых форматов, что уменьшает финансовые риски. "Шанс заинтересовать портфельного инвестора есть и у региональных сетей, не имеющих критичной кредитной нагрузки и не связанных с ФПГ", - отмечает Павел Кадацкий.
В качестве еще одного сценария вероятны поглощения или реструктуризация займов. Некоторые крупные операторы уже используют возможность расширения своего присутствия на рынке. "Сезон продаж" открыли ритейлеры второго эшелона: сделку по покупке одной из сетей завершает ООО "Эко", компания "Евротек" (супермаркеты "Фреш") в начале 2009 года пополнила активы магазинами "Союз".
Тем компаниям, которые могут не найти инвестора, но планируют остаться на рынке, следует серьезно отнестись к необходимости пролонгирования и реструктуризации своих задолженностей. "Процедура реструктуризации проводится как с держателями облигаций, так и с банками, и, как показывает наш опыт, найти компромисс вполне возможно", - заключает г-н Кадацкий.
По материалам:
Інвестгазета
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас