Чиновнику - на пропитание — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Чиновнику - на пропитание

Казна и Политика
1745
Инструмент для популизма
Кабинет министров Украины решил сократить финансирование областных, Киевской и Севастопольской городских, а также районных госадминистраций. 8 апреля 2009 г. было принято постановление №329, согласно которому расходы на содержание местных чиновников уменьшатся на 21%. В частности, министры решили урезать фонд заработной платы и издержки на содержание аппарата госадминистраций. Предложенная инициатива не нова. 22 октября 2008 г. правительство приняло постановление №943, согласно которому все госучреждения должны были сократить расходы на 10%.
В марте 2009 г. эстафетную палочку “образцово-показательной” экономии средств налогоплательщиков подхватили депутаты парламента. 374 голосами они поддержали постановление №1047 от 03.03.09 г., которым было поручено Кабмину до 1 января 2010 г. вдвое снизить зарплаты Президента Украины, депутатов ВР, членов правительства, руководителей Совета национальной безопасности и обороны, работников Аппарата ВР и Секретариата Кабмина, Секретариата Президента, Государственного управления делами и других центральных органов исполнительной власти. Выполняя поручение ВР, правительство приняло постановление №240 от 18.03.09 г., которым снизило зарплаты членам Кабмина в два раза.
Подобная экономия бюджетных средств - яркое подтверждение того, что правительство испытывает серьезные трудности с наполнением госбюджета, поэтому вынуждено урезать расходы бюрократической машины государства. При этом Кабмину удастся одним выстрелом убить двух зайцев: сэкономить толику бюджетных денег и уменьшить финансирование “представительств” Президента Украины в регионах.
Андрей Быченко, директор социологической службы Центра им.Разумкова, говорит, что урезание финансирования местным чиновникам - это скорее дань европейской моде, чем действенные меры по оптимизации издержек госслужбы: “Многие европейские страны сокращают расходы на органы власти. В Украине решили не отставать от Европы”.
Сомнительная экономия
Согласно тексту правительственного документа, в 2009 г. бюджетное финансирование областных госадминистраций, КГГА и СГГА составит 591,8 млн грн., что на 158,8 млн грн. меньше, чем в 2008 г.
Фонд оплаты труда чиновников госадминистраций сократится на 31 млн грн. В общей сложности эти госадминистрации недосчитаются 190,4 млн грн.
Издержки райгосадминистраций снизятся на 212,1 млн грн. (до 1,328 млрд грн.), при этом фонд зарплаты сократится на 78,3 млн грн. (до 955,1 млн грн.). Таким образом, райгосадминистрации будут испытывать дефицит бюджетных средств в размере 290,4 млн грн. В целом Кабмин сможет сэкономить на чиновниках госадминистраций по всей стране 480,8 млн грн.
Также члены правительства решили сократить издержки за счет уменьшения количества работников КГГА и райгосадминистраций в г.Киеве. В соответствии с постановлением Кабмина до 01.12.09 г. количество сотрудников КГГА должно уменьшиться на 310 человек (до 2325 работников), а руководителям 10 райгосадминистраций в г.Киеве предписано сократить в общей сложности 1111 работников.
Виктор Мусияка, бывший вице-спикер Верховной Рады, раскритиковал действия Кабмина по уменьшению финансирования госучреждений, поскольку сэкономленная таким образом сумма в масштабах государства является несущественной. По мнению Мусияки, в первую очередь постановление Кабмина №329 скажется на добросовестных рядовых госслужащих, для которых зарплата - основной источник дохода. Поэтому подобная оптимизация расходов может принести больше вреда, нежели пользы. “Такие вещи делать нельзя, по крайней мере, без проведения анализа возможных последствий”, - сказал Мусияка.
Выполнение постановления правительства может привести к увольнению рядовых специалистов, а численность руководящих работников останется прежней. В результате количество непосредственных исполнителей бюрократической работы может сократиться до минимума, что отрицательно скажется на деятельности госадминистраций.
Принуждение к благотворительности
В целом идея уменьшения финансирования органов исполнительной власти заслуживает внимания, но высшие государственные мужи превратили эту тему в один из элементов PR-кампании, учитывая приближение президентских выборов. Таким образом, украинцам не стоит ожидать положительных результатов от принятия и реализации постановления №329, ведь уменьшение финансирования госорганов может привести к тому, что местные чиновники полностью переложат заботу о своих доходах на плечи предпринимателей и рядовых граждан.
Предположения эти не безосновательны. 14 апреля 2009 г. Кабмин принял постановление №368, которое позволяло выплачивать зарплату работникам бюджетных организаций за счет благотворительных взносов физических и юридических лиц. Вследствие этого чиновники получили бы возможность “настоятельно” рекомендовать украинцам жертвовать энную сумму на нужды госадминистрации, перед тем как попасть на прием. Фактически Кабмин собирался переложить часть забот по содержанию госучреждений на плечи рядовых граждан. Проще говоря - узаконить коррупцию на государственном уровне. Но Президент Украины Виктор Ющенко своим Указом №287 от 30.04.09 г. отменил действие постановления №368.
Выход - реформа
БИЗНЕС уже писал, что количество украинских чиновников и размер их заработных плат растут из года в год, а эффективность работы во многих случаях равна нулю. Нередко госучреждения имеют чрезмерный штат сотрудников, несколько отделов, полномочия которых дублируются. К примеру, Сергей Терехин, председатель Комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики, занимая пост министра экономики, докладывал Президенту и премьер-министру о том, что не понимает, чем занимается половина работников Министерства экономики. Но вместо того чтобы упорядочить работу госслужб, высшее руководство страны в течение нескольких лет повышало зарплаты чиновникам, надеясь таким образом победить коррупцию и повысить эффективность работы госучреждений.
Тем не менее ежегодно Счетная палата и Контрольно-ревизионное управление сообщают о многочисленных фактах неэффективного использования миллиардов бюджетных средств. Практически никого за это не наказывают - все списывают на частую смену руководства госучреждений, удорожание товаров, услуг и т.п.
Не менее важная проблема - несовершенство антикоррупционного законодательства. Не секрет, что большинство чиновников тратят намного больше, чем официально зарабатывают. При этом в распоряжении госслужащих есть масса механизмов, позволяющих собирать дань с граждан, и практика последних лет это красноречиво подтверждает. Согласно Закону “О борьбе с коррупцией”, на госслужащих налагается штраф, который не превышает и 2 тыс. грн.
Андрей Быченко считает, что разрубить этот гордиев узел можно, лишь проведя административную реформу. И суть ее должна сводиться не к изменению количества районов или областей, а к обеспечению прозрачного контроля расходования бюджетных денег. При этом следует минимизировать субъективный фактор - чиновники не должны участвовать в распределении средств бюджета. “Система распределения и использования бюджетных денег напоминает старый дырявый водопровод, где на выходе получаем в несколько раз меньше воды, нежели закачали в трубы. Большая часть чиновников живет за счет вышеупомянутого непрозрачного распределения бюджетных средств”, - отметил Быченко.
Но надеяться, что власть имущие в скором времени примутся реформировать механизмы распределения и использования бюджетных средств, не приходится. Как показывает опыт, большинство реформ в Украине проводятся лишь по требованию международных организаций. Самостоятельно же чиновники не решаются реализовывать подобные идеи.
Александр Голуб, народный депутат (КПУ), считает, что чиновников должно контролировать общество, а не только начальство. “На практике любая жалоба на действия госслужащего, направленная в вышестоящую инстанцию, в конечном итоге изучается в том же учреждении, где работает нарушитель. Наказание чиновников-правонарушителей - скорее исключение, чем правило, поскольку действует принцип круговой поруки”, - добавляет Голуб.
Александр Аузан, президент Ассоциации независимых центров экономического анализа, также полагает, что во время кризиса нужно проводить мониторинг государственной власти. Это обусловлено тем, что в переходные периоды существенно возрастает сфера ответственности системы государственного управления. А ее эффективность на всем постсоветском пространстве по-прежнему остается достаточно низкой.
Игорь Лянной
По материалам:
Бізнес
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас