Своя правда — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Своя правда

1660
Впереди? Или уже в прошлом? На вопрос о пике мирового кризиса МВФ и Евроцентробанк дают разные ответы. Но причина не в разных статистических данных, а в личных целях глав двух организаций
Пессимист и оптимист спорят: "Хуже уже не будет, хуже уже просто некуда!", - тяжко вздыхает пессимист. "Да ладно, не переживай, будет! Точно будет!" - говорит оптимист... Если поводом для этого анекдота стал один из финансовых кризисов - удивляться нечему. Последние месяцы на повестке дня у всего мира стоит буквально один вопрос - дно мирового кризиса еще впереди или уже пройдено? Причем на него есть два противоположных ответа.
Первый, не очень приятный для мира ответ, отстаивает глава МВФ Доминик Стросс-Кан. Руководитель Фонда говорит, что пик кризиса еще впереди и до конца нынешнего года оживления экономики ждать не стоит. А в следующем году рост хотя и начнется, но темпы его будут чрезвычайно умеренными. Второй, куда более желанный ответ, на прошлой неделе озвучил глава Евроцентробанка Жан-Клод Трише. По результатам регулярного заседания глав центробанков мира в Базеле он неожиданно заявил, что свой пик мировой финансовый кризис переживает сейчас, а несколько государств этот этап уже прошли и "оказались на той стороне горы". При этом Трише заявил это не только от лица ЕЦБ, но и от лица всей группы глав центробанков крупнейших стран мира. А значит - во всеуслышание дал понять, что уже в ближайшем будущем мировая экономика может пойти на поправку.
При этом и Доминик Стросс-Кан и Жан-Клод Трише опираются на "сухие" статистические данные. Почему же их прогнозы по развитию мировой экономики так разнятся?
Война цифр
За пессимизмом Стросс-Кана стоят фундаментальные исследования МВФ и тот простой факт, что каждое последующее исследование Фонда оказывается негативнее пре-дыдущего. Так, в апрельском докладе "Прогнозов развития мировой экономики" ожидания развития экономики в нынешнем году в очередной раз были снижены. При этом по сравнению с январскими снижены сразу на 0,8%. Теперь, говорит Стросс-Кан, даже в случае принятия решительных мер в сфере политики глобальная активность снизится в нынешнем году по меньшей мере на 1,3%. Удручающие перспективы и в сопутствующих вопросах. Объем производства на человека сократится в странах, составляющих три четверти мировой экономики, а на рынках не только в текущем, но и большую часть следующего года будет наблюдаться сильная финансовая напряженность. Другими словами, невесело констатирует Доминик Стросс-Кан, динамика экономических показателей в глобальном масштабе будет продолжать ухудшаться, дно кризиса - еще впереди, текущий спад будет продолжительным, а подъем - слабее, чем в докризисные времена.
Глава Евроцентробанка Жан-Клод Трише в течение длительного периода был единогласен с главой МВФ в его пессимизме. "Экономическая активность стран еврозоны будет оставаться чрезвычайно слабой до конца текущего года", - еще недавно говорил глава ЕЦБ. Но понадобилась всего неделя, и ряд исследований, опубликованных в первых числах мая, дали много новых поводов для разговоров и для заявлений главы Евроцентробанка. Так, если в начале года и крупнейшие, и развивающиеся экономики синхронно и с невероятной скоростью летели вниз, сегодня ситуация кардинально иная: в мире появились побеги экономического выздоровления.
Данные, позволяющие делать такие выводы, накануне выступления главы ЕЦБ были опубликованы Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Сотрудники этой организации с парижской пропиской обнаружили: по результатам первого квартала сразу в четырех странах-членах организации - Франции, Италии, Великобритании и Китае - снижение объемов ВВП "замерло". Экономика других стран-членов ОЭСР хоть и продолжает с грохотом катиться вниз, но темпы этого падения серьезно замедлились. И хотя сигналы эти еще очень слабы, зато присутствуют практически во всех сферах экономической деятельности, о чем свидетельствуют ведущие индикаторы развития экономик (Composite Leading Indicators, (CLIs)). Эти индикаторы призваны на ранних этапах отметить изменения в экономической ситуации до того, как они будут отражены на кривой динамики ВВП. В свою очередь, исходя из опыта предыдущих рецессий, замедление темпов падения экономики знаменует достижение дна кризиса. Ведь как только инвесторы, бизнес и покупатели перестают наконец ожидать экономического Армагеддона и начинают приобретать активы, нанимать сотрудников и ходить по магазинам, в экономике начинается выздоровление.
При этом исследование ОЭСР - вовсе не единственный источник для оптимизма Жан-Клода Трише. К примеру, парижские данные полностью дублируют и исследования национальных агентств, вышедшие примерно в то же время. Таких, как британский Национальный институт экономических и социальных исследований (NIESR). Ученые из этого института выяснили, что в случае с Британией в апреле падение ВВП и вовсе остановилось - впервые за последние 12 месяцев. И хотя однозначный вывод о начале восстановления британской экономики делать еще рано, некоторые более очевидные выводы уже сделаны. Прежде всего, отмечают в NIESR, предыдущие апокалиптичные прогнозы относительно глубины кризиса, похоже, оказались неверными, и нынешняя рецессия по своему размаху не станет такой же глубокой, как депрессия 1929 года. Не случайно в ЕЦБ прекратили предаваться мрачно-траурным настроениям не только в отношении Британии, Франции и Италии, но и в целом в вопросе будущего еврозоны. Как заявил член совета правления Евроцентробанка Мигель Ангел Фернандез Ордонез, худший период для экономики еврозоны остался уже позади - им стал первый квартал нынешнего года.
Кроме того, в пользу теории о том, что "хуже уже не будет", у Трише есть еще несколько аргументов. Таких, как данные о динамике безработицы. Хотя количество безработных в странах ЕС до сих пор увеличивается, темпы роста безработицы здесь все же оказались ниже, чем предсказывали еще пару недель назад. Или таких, как долгожданное изменение настроений и ожиданий компаний, работающих в сфере услуг на рынках различных стран. Согласно совместному исследованию Markit и KPMG, 39,5% компаний-поставщиков услуг ожидают, что в течение нынешнего года объем их бизнеса увеличится, доходы возрастут, а компании получат новые заказы. В целом, по результатам последнего опроса, число оптимистов на 18% превысило число пессимистов, в то время как полгода назад, в октябре 2008-го, оптимисты были в меньшинстве (баланс составлял -2,9%). Результаты опросов компаний стран БРИК еще радужнее. Здесь доля компаний, уверенных в "светлом будущем", достигла 42%. "Мы не собираемся делать вид, что результат нашего исследования позитивен", - говорит, к примеру, Майк Стивенс, глава департамента бизнес-услуг KPMG. Но при этом спешит добавить: "То, что этот результат намного лучше предыдущего исследования, уже само по себе хороший сигнал в эти сложные времена".
Правда, без темных пятен на этом оптимистичном фоне также не обошлось. Так, исследователям пока не удалось заметить особых улучшений в других крупных экономиках - Германии, Японии и США. Между тем пока дно экономического кризиса не нащупают в этих странах, вздыхать с облегчением рано. И именно этот довод в качестве одного из главных приводят в свою пользу подчиненные главы МВФ. Но Трише за словом в карман не лезет и приводит контраргумент: первые признаки будущей стабилизации наметились и в США. Прежде всего, преодолен пик кризиса в сфере продажи домов и темпах жилищного строительства.
Субъективная правда
Главное, что движет обоими финансистами, - не сухие цифры. Главе ЕЦБ просто выгодно быть оптимистом, а главе МВФ - сгущать краски.
Жан-Клод Трише "заведует" ситуацией в экономике еврозоны. Для изменения тренда и начала восстановления экономики ему необходимы инвесторы. А тем нужны спокойствие и уверенность в завтрашнем дне. Не случайно главное, на что в Базеле пожаловался глава ЕЦБ, - это недооцененность экономической ситуации со стороны инвесторов. "У нас есть ощущение, что в данный момент на уровне всей мировой экономики, особенно в сфере финансовых рынков, недооценен стимулирующий эффект (от снижения. - Ред.) цен на нефть и сырье, - заявил Трише. - Возникает ощущение, что пока недостаточно оценен эффект фискального стимулирования. Наконец, как представители центробанков, мы также верим, что и наблюдатели, и участники рынка не в полной мере оценили меры по либерализации кредитно-денежной политики". Другими словами, если участники рынков не хотят оценить по достоинству меры, принимаемые руководством правительств и центробанков, те пойдут другим путем. Оптимизм глав центробанков в целом и Трише в частности не в последнюю очередь нацелен на улучшение ожиданий и настроений на рынке.
Свои особые мотивы есть и у главы МВФ. Не так давно главы стран "Большой двадцатки" возложили на Международный валютный фонд ответственность за оздоровление и восстановление стабильности мировой финансовой системы. И теперь его директор-распорядитель Стросс-Кан изо всех сил стремится выполнить возложенную на него миссию. Дело в том, что если сегодня страны мира поймут, что пик кризиса - позади, а их экономики пошли-таки (или вскоре пойдут) на поправку, они могут просто забросить решение неотложных и чрезвычайно важных для будущей стабильности вопросов.
Между тем, как объясняет директор департамента суверенных рисков Global Insight Ян Рэндольф, без дальнейшей докапитализации банки не смогут обеспечить стабильное и быстрое выздоровление экономики, ведь в таком случае они просто будут не в состоянии предоставлять новые кредиты всем, кто захочет купить дом или начать бизнес. Но именно это чрезвычайно важно для быстрого восстановления экономики. Ведь, как отмечается в последнем, апрельском отчете доклада МВФ "Перспективы развития мировой экономики", прошлые эпизоды финансовых кризисов продемонстрировали, что задержки решения коренных проблем приводят к еще более затяжному экономическому спаду и еще большим издержкам как для налогоплательщиков, так и для экономической активности. "Таким образом, негативом всех своих прогнозов МВФ до сих пор пытается обратить внимание на то, что банковская система все еще недостаточно "отремонтирована" (как в США, так и в Европе), и надавить на эти правительства с тем, чтобы они не прекращали работу в этом направлении", - объясняет Ян Рэндольф. Цель - заставить их довести до конца "ремонтные работы" в своих финансовых и банковских системах.
В свою очередь, успешное выполнение этой миссии позволит Стросс-Кану закрепить за своим Фондом титул главного игрока на международном финансовом рынке. А значит, добиться того, что роль МВФ будет безоговорочно важна и влиятельна не только во время кризиса, но и после его окончания.
Дария Рябкова
По материалам:
Інвестгазета
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас