Валерий Хорошковский: Половину проблем в банках с временными администрациями создали сами акционеры — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Валерий Хорошковский: Половину проблем в банках с временными администрациями создали сами акционеры

3841
"ВД" решила продолжить тему о том, как избежать повторения скандальных банкротств финучреждений. В этом номере видением того, как нужно бороться с нечистыми на руку банкирами и страховщиками, с читателями "ВД" поделился первый замглавы СБУ - Валерий Хорошковский.
Во всех западных державах, переживающих кризис, работают правительственные следственные комиссии по мониторингу деятельности управляющих лопнувших финансовых гигантов. Пока что результаты исследований не обнародуются, но факты говорят сами за себя. 22 апреля в штате Вирджиния покончил с собой Дэвид Келлерман, главный финансовый директор крупнейшей ипотечной корпорации США Freddie Mac. Убытки структуры за 2008 г. превысили $50 млрд.
В Украине до трагедий пока не дошло, а вот итоги работы некоторых финансистов потихоньку "всплывают". Еще в конце 2008 г. Генпрокуратура возбудила уголовное дело по фактам злоупотреблений сотрудников Европейского банка развития и сбережений. Сами злоупотребления оценены в 75 млн грн. займов, выданных по фиктивным договорам. В конце марта ГПУ возбудила уголовное дело против менеджера ивано-франковского банка - предприимчивый банкир списал на себя 700 тыс. грн. фиктивного кредита. "Бизнесмену" инкриминировали обвинение по ст. 222 Уголовного кодекса - мошенничество с финансовыми ресурсами. 14 апреля задержан глава набсовета Західінкомбанку (временная администрация введена в банк 12 февраля с. г.). Главное следственное управление МВД возбудило уголовное дело против него по ст. 190 Уголовного кодекса - мошенничество в особо крупных размерах. По сообщению пресс-службы ГУБОП МВД, еще в мае 2008 г. банкир оформил на связанных лиц кредиты на сумму в $3 млн.
После публикации в прошлом номере нашего журнала статьи "Призрак 90-х" редакция получила много отзывов. Выяснилось, что многие из наших читателей, обжегшихся на финансовых лохотронах в те смутные времена, ухитрились попасть впросак и в нынешние. В СБУ признают: параллели между банкротствами1990-х и нынешними неприятностями в финансовом секторе провести можно.
В марте СБУ начала расследование в 30 крупнейших банках. Что показали результаты следствия?
- Мы действовали по поручению президента, определяли нарушения, связанные с рефинансированием коммерческих банков. Кроме того, проверяли рефинансируемые банки на возможную причастность к махинациям на рынке валютных операций. В результате СБУ возбудила уголовные дела по факту нарушений в ряде банков, где введены временные администрации. В части случаев речь идет о валютных спекуляциях. В других - причиной стали иные нарушения законодательства: конвертация, вывод валютных ресурсов на счета офшорных компаний. СБУ инициировала отзыв лицензий у банков, которые занимались конвертационными операциями. Кроме того, многие выявленные нами нарушения связаны со злоупотреблениями конкретных должностных лиц, управляющих. Остальные подробности пока засекречены.
Причина бед проблемных банков заключается не в экономическом кризисе, а в чьих-то умышленных действиях?
- Как минимум половину проблем в банках с временными администрациями преднамеренно создали сами акционеры. Путем кредитования родственных структур, участия в инвестпроектах, вывода денег через инвестиционные сертификаты. Причем, судя по данным наших расследований, процесс по выводу денег начался задолго до кризиса - во время кредитного бума, с конца 2006 года. Случившееся - недоработка Дирекции по банковскому регулированию и надзору НБУ, которая должна контролировать внутреннюю информацию банков. Но этого сделано не было, время упущено. Я не склонен обвинять конкретных людей. В самой организации системы есть проблема, которую надо четко сформулировать и помочь, в том числе, НБУ. Чтобы в дальнейшем не было даже возможности для повторения подобных историй.
Каким образом СБУ удалось "подкопаться" к банкам, если вывод капитала в большинстве случаев происходил в рамках банковского законодательства?
- Да, многие схемы законны. И в данном случае, когда в законе не прописан запрет на такие действия, на страже интересов вкладчиков должен стоять в первую очередь регулятор - НБУ. Он должен заботиться о том, что происходит в банках на самом деле, а не только о соблюдении формальной законности. Как только появляются первые симптомы болезни, регулятор обязан вмешаться в процесс и установить дополнительные ограничения на вроде бы легальные, но де-факто - преступные операции. (Данное ограничение следовало бы прописать в Законе "О банках и банковской деятельности", но парламентарии вряд ли согласятся на внесение подобных правок)
СБУ сейчас поступает именно так. По факту каждой жалобы мы проводим расследование. Получаем разрешения в судах, к примеру, на раскрытие банковской тайны. И выясняется, что государство остается один на один с вкладчиками, чей ресурс - депозиты - выводился благодаря абсолютно законным схемам.
Сотрудничают ли с СБУ в расследовании банковских дел временные администраторы, акционеры банков и НБУ?
- Все временные администраторы оказывают нам содействие, никаких проблем с НБУ. Что касается собственников проблемных банков, то сотрудничество с ними на данном этапе бессмысленно.
По моему мнению, можно облегчить работу силовикам и решить множество потенциальных проблем, уже сейчас определившись с будущими управленцами национализируемых банков. Важно понять, кто будет этими банками управлять и почему. Самая хорошая идея у нас может быть искажена, что приводит к ужасным последствиям.
Настоящих банковских топ-менеджеров, толковых и сильных, единицы. А что говорить тогда о государственных менеджерах! Я считаю и всегда считал, что государственный управленец - наихудший управленец. Важно, чтобы государственные деньги, которые будут направлены в банковскую систему при рекапитализации, не ушли по заранее спланированным схемам.
По моему мнению, рекапитализация должна проводиться на определенный срок, до пяти лет, и только при условии найма менеджеров. Чиновник в банке - это проблема! Как только какой-либо чиновник попадает в наблюдательный совет банка, он сразу начинает лоббировать чьи-то интересы. Государство должно улучшать работу регулятора, уменьшать коррумпированность в НБУ. Не давать возможности подменять задачи банкнотами, которые может получить конкретный чиновник за решение проблемы.
Против каких еще участников финансового сектора ведется следственная работа?
- Скоро начнется масштабная работа на страховом рынке. Мы тщательно изучаем состояние этого сектора. Нужно признать, что ничего нового там с позиции правонарушений не появилось - те же схемы перестрахования, фиктивного страхования, конвертации. Просто когда рынок динамично растет, постоянный приток новых премий легко нейтрализует всю проблематику, созданную менеджментом. А на спаде все "язвы" сами всплывают на поверхность.
Наша задача - понять, насколько в сфере страхования велик риск повторения ситуации, подобной банковскому сектору, с массовыми неплатежами населению. На страховом рынке мы попытаемся избежать ситуации, которая сложилась с банками, когда нам пришлось практически "догонять уходящий поезд".
Скольких топ-менеджеров или акционеров финучреждений "посадят" по итогам текущего кризиса?
- Думаю, что не многих. Самые наглые будут вынуждены ответить. Но надо понимать, что доказать вину топ-менеджера проблематично. Задача СБУ - выявлять нарушения, пресекать преступления и привлекать виновных к ответственности. Наши полномочия заканчиваются на стадии передачи дела в суд. А уже в суде дела могут рассматриваться годами, и, к сожалению, все знают, каким образом.
Какие санкции должны применяться к виновникам?
- Санкции к менеджерам проблему не решат. Речь должна идти о структурной реформе экономики. Посмотрите на опыт публичных компаний в США и Европе. Инвестор, покупая акции публичной компании, руководствуется открытой информацией, и он уверен, что эти материалы правдивы. Преимущество публичной системы в том, что она помогает государству освободиться от целого ряда несвойственных функций. Публичная компания сама заботится об уплате налогов, ее не надо проверять.
Потому что любая негативная информация может моментально обрушить стоимость акций. В публичной компании нет никаких зарплат "в конвертах". И так далее. Можно назвать десяток задач, которые мы пытаемся решить за счет силового ресурса, СБУ, милиции, прокуратуры. Но они должны решаться просто - стимулированием наших предприятий к выходу на фондовые рынки, к привлечению частных инвесторов, публичности.
Посмотрите, как, к примеру, в России заботятся о создании публичности, строят свой фондовый рынок. Мы к этому, кажется, вообще не готовы! У нас есть единицы публичных компаний, которые вышли на Лондонскую, Нью-Йоркскую, Франкфуртскую и другие площадки. В итоге мы пожинаем плоды той системы, в которой работали.
Эксперты называют наш фондовый рынок одним из тех инструментов, через которые банки и страховщики выводят капитал в офшоры. В том числе через "технические сделки"…
- Бизнес всегда будет искать механизмы для упрощения своей деятельности. Сегодня ему надо искать пути ввоза валюты в Украину. Завтра - попытаться занизить цены на ввоз продукции. Занижение цены и ввоз контрабандной продукции создает целую цепочку правонарушений: уход от внутренних налогов, использование конвертационных центров, "черных" банков и т. п.
К сожалению, схемы с техническими ЦБ законны, и у СБУ нет компетенции для возбуждения уголовных дел по таким операциям. У нас есть статья №191 УК, по которой мы можем расследовать сделки с признаками явного воровства. Но при покупке технических акций самого факта хищения нет. Значит, борьба с ними должна проходить не через санк­ции СБУ, а через действия правительства по ликвидации законодательных дыр.
Маргарита Ормоцадзе
По материалам:
Власть денег
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас