Три дороги к евро — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Три дороги к евро

1961
МВФ предлагает новым членам ЕС перейти на евро в обход формальных процедур. Это спасет Восточную Европу и позволит Украине уменьшить валютные риски. Но Евросоюзу мешает страх. Страны еврозоны боятся идти на уступки, а новые члены ЕС боятся "ослушаться" старших.
Государствам "развивающейся Европы", включая Турцию, уже в 2009 году необходимо погасить $413 млрд. внешнего долга. Еще $84 млрд. им понадобится на покрытие дефицита текущего счета.
Но не все деньги придут из МВФ. Единственный способ сократить эти расходы - перевести их в другую валюту. В апреле МВФ опубликовал доклад, в котором утверждается, что члены ЕС из ЦВЕ должны рассмотреть возможность отказа от своих валют в пользу евро.
Причем для вступления в валютный союз МВФ призывает страны, находящиеся в бедственном положении, решиться на обход формальных процедур. Это может избавить их от многих проблем, в том числе и от углубления кризиса. Но вот беда - не все на такое согласны. Члены еврозоны не готовы идти на уступки, а сами государства, нуждающиеся в переходе на евро, не решаются действовать вопреки мнению "старших товарищей" по ЕС. Есть ли смысл и возможность введения евро странами ЦВЕ?
Антикризисная валюта
Польза от перехода на евро очевидна. Во-первых, местные валюты переживают сегодня крах. С июня 2008 года по конец апреля 2009-го польский злотый обесценился по отношению к евро на 26%, венгерский форинт - на 17%, румынский лей - на 14%, чешская крона - на 6%. Единственная радость от такого падения - государства, у которых девальвация была более глубокой, чем у соседей, начали выравнивать свой внешний дисбаланс - их дефицит платежного баланса стал уменьшаться.
Во-вторых, кризис еще не закончился. Новые страны ЕС понимают, что "откат" в их реальных секторах экономики может быть гораздо больше, чем в самые плохие годы. Так, в Латвии в этом году он может достичь 12%. В остальных новых членах ЕС - от 5 до 10%. Банковские секторы этих государств, которые так усиленно подпитывались дешевыми кредитами старых членов ЕС, когда их экономики показывали хороший рост, находятся в глубочайшей депрессии. Бремя долгов для многих стало не просто непосильным, а разрушающим всякие надежды на выздоровление банковского и реального секторов. Введение же евро, по мнению исполнительного директора Фонда Блейзера Олега Устенко, - это золотой шанс вернуть доверие к местным банковским системам, а значит - и оживить реальный сектор экономики.
Наконец, переход на евро сократит долговое бремя не только в банковском секторе и на госуровне, но и поможет снять напряжение в регионе. "Для стран ЕС переход на евро был бы выгоден в смысле урегулирования проблемы накапливающегося валютного долга и восстановления доверия, - говорится в докладе Фонда. - Без перехода на евро решение проблемы валютного долга потребует мер, которые неизбежно встретят политическое сопротивление".
При этом "евроизация" - это панацея не только для стран ЦВЕ, но и для других членов ЕС, которые предпочли не вводить евро. Подобный шаг был бы спасительным для Британии, Дании, Исландии и Швеции. Для Великобритании это шанс облегчить долговое бремя, которое сегодня возросло из-за наращивания бюджетного дефицита (в 2010 году - до 11% ВВП страны) и вследствие потери фунтом за последние полтора года трети своей стоимости по отношению к евро. А в Швеции это не просто мера необходимости (с сентября шведская крона обесценилась на четверть по отношению к евро), но и пожелания жителей. По данным опроса, проведенного 6-8 апреля Sifo Institute, 47% из тысячи респондентов заявили, что они сторонники введения евро, тогда как 45% - противники этого шага.
Правда, использовать преимущества евро в Лондоне, Праге и Варшаве не спешат. Если британцы такой вариант просто игнорируют, то чехи и поляки считают, что их экономическое положение не хуже, а то и лучше, чем в некоторых странах зоны евро (особенно в Ирландии, Испании и Греции), поэтому спешить им некуда.
Дороги к евро
У стран ЦВЕ есть три пути, как воплотить в жизнь рекомендации Фонда. Первый - присоединиться к зоне евро, пройдя необходимые процедуры. Однако для вступления в еврозону всем желающим необходимо соответствовать маастрихтским критериям, ограничивающим уровень инфляции, бюджетного дефицита и государственного долга. А большинство из этих условий экономикам ЦВЕ были не по плечу и раньше, и тем более сейчас. Основным барьером на пути к евро для новых членов ЕС всегда была инфляция, сопровождавшая их быстрорастущие экономики. Лишь Словения и Словакия смогли сделать невероятное и ввели у себя евро еще до кризиса. Но сегодня, в период экономического спада, инфляция - не главная проблема и уж точно не основное препятствие на пути в еврозону. "Хорошая новость для стран-кандидатов на введение евро состоит в том, что на протяжении 2009 года инфляция резко снизится и, скорее всего, будет находиться в приемлемых границах 5%, - полагает Устенко. - Однако плохая новость в том, что бюджетный дефицит будет резко увеличиваться и намного превысит те 3% от ВВП, которые требуются от страны, чтобы принять ее в еврозону".
Этот новый барьер - расширяющийся фискальный дефицит - делает невозможным вступление стран ЦВЕ в зону евро. Если Латвия сможет снизить дефицит бюджета в 2011 году до 3% ВВП (как заявляет новый премьер Валдис Домбровскис), она сможет ввести евровалюту в 2013 году. Но при этом есть одно условие: инфляция не должна будет увеличиться. А это будет сложновато, так как после рецессии экономикам предстоит восстанавливать рост ВВП "бешеными" темпами. По словам Устенко, с учетом того, что ситуация в Литве и Эстонии немного лучше, чем в Латвии, можно ожидать введения в этих странах евро в 2012 году. А в Morgan Stanley считают, что Эстонии посчастливится ввести евро уже в 2011 году. Кабинет премьера страны Андруса Аснипа уже сократил фискальный дефицит на 10,6 млрд. крон (4,6% ВВП), задавшись целью быть в еврозоне уже к июлю 2010 года. Но Аснипу необходимо уменьшить его еще на 8,5 млрд. крон ($702 млн.), чтобы страна отвечала критерию вступления. При этом балтийские страны находятся в более выгодном положении, чем остальные государства ЦВЕ, ведь их деньги и так привязаны к евро, а две трети внутренних кредитов выданы в этой валюте. Для Румынии, Венгрии и Чехии переход на евровалюту будет более болезненным.
Второй вариант состоит в том, что еврозона, как полагают в МВФ, могла бы смягчить свои правила, чтобы страны ЦВЕ смогли присоединиться как неполноправные члены, которым не предоставляются места в совете директоров Евроцентробанка. Например, можно было бы, как предлагает Венгрия, сократить двухлетний период пребывания в механизме валютного обмена - один из этапов, предваряющий присоединение к еврозоне. Но даже сами страны-кандидаты боятся, что такое ослабление критериев с ограничением прав сделает их "второсортными" членами валютного союза.
Третья дорога лежит через введение евро в одностороннем порядке, как в Черногории, Андорре и Косово. В пользу такого решения выступает даже МВФ, призвавший страны ввести евро даже без вступления в еврозону. Однако претенденты на вступление не решаются действовать так радикально. "Предложение (МВФ. - Ред.) о частичном принятии евро - очень серьезное для Евросоюза, - заявил премьер Литвы Андриус Кубилиус. - Я поддержал бы его, если бы его обсудили на Европейском совете".
Позиция "еврозоновцев"
Предложение МВФ было встречено в еврозоне без энтузиазма. Члены валютного союза и ЕЦБ выступили против смягчения правил перехода на евро. Хотя изначально председатель ЕК Баррозу и канцлер Германии Меркель не отбрасывали возможность пересмотра отдельных процедур. Но 9 марта на встрече министров финансов ЕС было решено ничего не менять в процедурах приема новых участников. "Еще не настало время для новой дискуссии о критериях подключения к зоне евро, - заявил премьер Люксембурга Жан-Клод Юнкер. ЕЦБ же просто испугался за судьбу евро, который может обвалиться под влиянием ослабления критериев и присоединения к еврозоне экономик, находящихся в бедственном положении. В ответ на доклад МВФ член правления ЕЦБ Эвальд Новотни отреагировал так: "Это нереалистично. Членство в Европейском монетарном союзе имеет очень четкие правила, и этих правил нужно придерживаться. С экономической точки зрения это стало бы не очень хорошим сигналом для доверия (инвесторов. - Ред.) по отношению к евро".
Вдобавок внутри ЕС существует еще одно препятствие для расширеняи еврозоны. И причина при этом вполне материальна - члены еврозоны вряд ли согласятся на ослабление критериев введения евро потому, что это вызовет дополнительные издержки у самих старых членов ЕС, утверждает Олег Устенко. А экономическая ситуация у "стариков" тоже далека от радужно-оптимистичной. "Действительно, существует сильнейшее лобби интересов новых стран-членов ЕС и в группе "стариков" (Швеция и Австрия), - рассказывает экономист, - но оно недостаточно по сравнению с тем сопротивлением, которое оказывается другими государствами, в авангарде которых находится Германия".
Чем рассчитываемся?
Торговля со странами ЦВЕ, входящими в Евросоюз, занимает довольно существенную долю во внешней торговле Украины. Более того, именно туда уходит почти половина украинского экспорта, направляемого в ЕС. Поэтому переход этих государств на евровалюту не может не отразиться на торговых отношениях между нашими странами. В целом эта перемена будет украинцам на руку, поскольку позволит сократить валютные риски благодаря большей стабильности евро, чем местных валют. Выиграют и наши торговые европартнеры, так как у них появится возможность использовать в расчетах евро, вместо того чтобы переводить свою валюту в третью (в тот же евро или доллар США).
Для Украины это также будет означать более сильный приток евро в страну благодаря увеличению евровыручки экспортеров, что может привести к небольшой девальвации европейской валюты по отношению к гривне.
Правда, ощутить подобное влияние украинская экономика сможет лишь по окончании нынешнего кризиса, из-за которого экспортная выручка не только не растет, но и стремительно сокращается. Но в то же время Украине придется формировать более значительную часть резервов в евро для покрытия существующего негативного сальдо в торговом балансе со странами ЦВЕ, входящими в Евросоюз. Впрочем, все это - очень отдаленная перспектива. В лучшем случае - 2011-2012 годы. Поэтому, как отмечают эксперты, вряд ли можно надеяться на перемены в ближайшие пару лет.
Елена Снежко
По материалам:
Інвестгазета
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас