Падшие ангелы — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Падшие ангелы

633
В условиях общего падения продаж коньяка на внутреннем рынке у лидеров отрасли есть шанс разделить между собой долю продаж, приходившуюся ранее на небольшие предприятия и поставщиков импортного "напитка ангелов".
Динамика рынка
Начало 2009 г. не обещает ничего хорошего отечественным операторам коньячной отрасли — по итогам первого квартала производство уменьшилось почти на 30% (по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом). Впрочем, еще в самом начале года специалисты отмечали значительное замедление темпов развития отрасли — вместо "обычных" на протяжении последних лет 25-30% роста объемы производства по итогам 2008 г., по сравнению с 2007 г., увеличились всего на 8% (до 3,86 млн дал).
Тогда операторы были склонны связывать падение темпов в отрасли с постепенным насыщением рынка и охватом всех доступных групп потребителей. Однако Кирилл Прихно, руководитель аналитического отдела Первого национального винодельческого холдинга (ПНВХ; г.Днепропетровск; управленческое объединение предприятий первичного и вторичного виноделия, производство коньяка в 2008 г. — 665,9 тыс.дал, входит в состав корпорации "Логос"), считает: "С начала 2009 г. на рынке продолжает сохраняться отрицательная динамика производства коньяка. В январе, по сравнению с январем 2008 г., падение объемов производства составило 54%, а в феврале-марте, по сравнению с соответствующими месяцами 2008 г., — 15%. В результате, по итогам первого квартала общее падение производства по Украине достигло 29,2% — было разлито лишь 586 тыс.дал коньяка, тогда как за первый квартал 2008 г. — 828 тыс.дал".
Основная причина провального квартала в отрасли — снижение доходов граждан и, как следствие, упавший спрос (падение спроса отмечают операторы рынка вина и водки — ред.).
При этом обращает на себя внимание то, что объемы производства сократились неравномерно у всех операторов. Например, по данным директора по маркетингу ЗАО "Завод марочных вин и коньяков "Коктебель" (ЗМВК "Коктебель"; АР Крым; производство коньяка в 2008 г. — 405,1 тыс. дал) Наталии Ворожейкиной, в январе-феврале 2009 г. производством коньяка занимались только 11 заводов, в то время как на протяжении 2007-2008 гг. напиток разливали 19-20 предприятий. И если к марту лидеры рынка понемногу нормализовали продажи и даже стали "рапортовать" о восстановлении прошлогодних объемов производства, то предприятия "второго эшелона" переживают трудные времена. Как отмечают эксперты, уже становится понятно, что картину коньячного рынка Украины в 2009 г. определит "самочувствие" его ведущих операторов.
Цены
По словам операторов, в 2009 г. в структуре продаж коньяка по ценовым сегментам произошли, в целом, ожидаемые изменения. Так, по подсчетам ПНВХ, продолжает стремительно сокращаться сегмент продукции ценовой категории "до 30 грн." за 0,5 л, что вызвано введением минимальных розничных цен на коньяк (25 грн. за 0,5 л) — по данным розничного аудита, в начале года на него приходилось всего 3% продаж в натуральном выражении (в 2008 г. — до 35%). Наиболее крупным стал сегмент "30-40 грн." за 0,5 л — 37% продаж в натуральном выражении.
Специалисты считают, что ценовые подвижки на этом не завершились, и уже в ближайшее время наиболее продаваемым на внутреннем рынке станет коньяк, предлагаемый в рознице по 40-50 грн. за 0,5 л. Сейчас его доля в натуральных продажах составляет 31%, в то время как в прошлом году она была чуть более 20%.
Вместе с тем при общем снижении продаж продукции на коньячном рынке операторы отметили и одну положительную тенденцию. Девальвация гривни привела к росту продаж отечественного коньяка высокого ценового сегмента (более 50 грн. за 0,5 л, в зависимости от производителя). Дело в том, что стремление импортеров максимально застраховаться от валютных рисков привело к резкому (в 2 раза и более) повышению цен на импортные коньяки из Армении и Франции, ранее предлагаемые в диапазоне 120-150 грн. за 0,5 л. Продажи таких коньяков остановились, а ввоз практически прекратился (см. "Импорт…" на стр.64). В результате потребители дорогой коньячной продукции переключились на марочные отечественные коньяки. Впрочем, нужно оговориться, что коньяки премиум-сегмента (как отечественные, так и импортные) обеспечивают не более 5% всех продаж и вряд ли спасут отрасль. И дело тут не только в платежеспособности покупателей.
"Продажи премиальных коньяков (больше 10 лет выдержки) не играют решающей роли в финансовом состоянии предприятия. Это в первую очередь связано с тем, что данный продукт очень ограничен в своем производстве — такие коньяки производятся из спиртов, которые были заложены десятилетия назад. Поэтому резко увеличить их производство мы не можем", — объясняет г-жа Ворожейкина.
В то же время нужно учитывать, что Законом №797 от 25.12.09 г. "О внесении изменений в некоторые законы Украины по вопросам налогообложения" были внесены изменения в ставки акцизного сбора на коньячные спирты — предусмотрено поэтапное повышение размеров налогообложения вплоть до 2011 г. Уже с 1 июля 2009 г. ставка сбора на коньяк будет увеличена с нынешних 10 грн. до 14 грн. за 1 л 100%-ного спирта. По оценкам некоторых производителей, это приведет к увеличению минимальной розничной цены на 2-3 грн. за 0,5 л и существенно на спросе не скажется. Например, как посчитали в ПНВХ, чтобы сохранить рентабельность после повышения акциза на коньячные спирты на 40%, предприятиям достаточно будет увеличить цены в среднем на 5%.
"Это вынужденная мера, которая позволит сохранить прежние объемы прибыли, а следовательно, и темпы инвестирования в отрасль, особенно в виноградарство и первичное виноделие", — рассказывает Кирилл Прихно.
Правда, некоторые производители утверждают, что во второй половине 2009 г. цены на коньяк вырастут минимум на 5-7 грн. за бутылку 0,5 л, что превысит так называемый порог ценовой чувствительности потребителя. Впрочем, могло быть и хуже. Напомним, что в предварительном варианте Закона №797 (на стадии законопроекта) вообще предлагалось приравнять ставку акциза на коньяк к ставке на этиловый спирт и таким образом с начала года повысить ее до 21,55 грн. за 1 л 100%-ного спирта. Поэтому производители, в конечном итоге, спешат заверить общественность, что они вполне удовлетворены поэтапным принципом повышения ставок акцизного сбора.
Сырьевая дискуссия
Как говорят аналитики, помимо введения минимальных розничных цен и повышения ставок акцизного сбора на рыночную динамику, естественно, оказала влияние и девальвация гривни, которая отразилась на стоимости сырья и комплектующих. Например, как рассказывает Юлия Комарова, директор по маркетингу ЗАО "Одесский коньячный завод" (ОКЗ; г.Одесса; производство коньяка в 2008 г. — 708,2 тыс.дал), в результате нестабильности на валютном рынке резко возросли цены на импортные коньячные спирты. Кроме того, отмена государственных дотаций на спиртокурение во Франции (что связано, в том числе, с неурожаем винограда в Европе в 2008 г.) стала дополнительным фактором роста цены на зарубежное сырье высокого качества (сейчас, по словам г-жи Комаровой, 1 л французского спирта стоит около EUR6).
Конечно, как подчеркивает г-жа Комарова, "отечественный спирт, перекуренный в условиях полного цикла производства, обходится украинским предприятиям всего в 2,3 грн. за 1 л". Беда в том, что полный цикл производства, по данным ОКЗ, сейчас обеспечивают всего четыре коньячных завода (ЗАО "ОКЗ", ОАО АПФ "Таврия", ЗАО "ЗМВК "Коктебель" и АП "Ужгородский коньячный завод").
Остальные предприятия отрасли г-жа Комарова достаточно категорично назвала "боттлерами" — производителями коньячных напитков из импортного, часто некачественного сырья. Нужно сказать, что другие специалисты относят к коньячным предприятиям полного цикла и заводы, принадлежащие ЗАО "Зелений гай" и ЗАО "Алеф-Виналь". При всем при этом следует учитывать, что представители отрасли особо и не скрывают, что из отечественных выдержанных спиртов производятся только марочные коньяки и частично коньяки 4- и 5-летней выдержки (всего 20-25% коньячной продукции).
Очередной виток дискуссии о боттлерстве разгорелся неслучайно. Напомним, что Законом №797 с 1 января 2010 г. в Украине вводится норма об обязательном использовании не менее 25% отечественного спирта при производстве коньяка. По словам председателя Комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики Сергея Терехина, логика Закона направлена на "стимулирование производства отечественного коньяка по схеме замкнутого цикла — свои виноградники, выкурка и выдержка". Впрочем, как замечает Важа Иукуридзе, генеральный директор ООО "Промышленно-торговая компания "Шабо" (Одесская обл.; производство коньяка в 2008 г. — 193 тыс.дал), соблюдение этой нормы в рамках всей отрасли пока выглядит сомнительным. "Только нехватка виноматериалов для производства вина и шампанского составляет 32 млн л, а нам предлагают еще и перекуривать 25% отечественного сырья. Возникает вопрос — где взять сырье соответствующего качества здесь и сейчас?" — резонно спрашивает он. Более того, как опасается Кирилл Прихно, в результате принятия Закона "дефицит отечественных виноматериалов в 2009 г. может значительно возрасти, предприятия коньячной отрасли, не имеющие собственной сырьевой базы, в новых условиях способны "подогреть" спрос на украинское сырье".
Очевидно, на эти нестыковки обратили внимание и чиновники — в результате переговоров между представителями власти и ряда коньячных предприятий была достигнута договоренность о переносе срока введения нормы "о 25%" на 5 лет и об отказе от распространения этой нормы на бренди. Но для реализации достигнутого компромисса потребуется внесение изменений в Закон №797. Насколько известно, на прошлой неделе соответствующий законопроект в парламенте зарегистрирован еще не был.
Прогноз
Нестабильность на коньячном рынке порождает самые разные, порой диаметрально противоположные прогнозы операторов. Например, принимая во внимание падение производства напитка в первом квартале, Наталия Ворожейкина считает, что отрасль так и не сможет до конца года нарастить объемы.
"Уже понятно, что положительной динамики на рынке коньяка не будет. Наши эксперты склоняются к тому, что отрасль даже не выйдет на показатели прошлого года, и объемы производства будут на 10-20% меньше, чем в 2008 г.", — утверждает она.
Более оптимистично настроен Кирилл Прихно, полагающий, что лидеры рынка все-таки сумеют воспользоваться ситуацией и разделят между собой долю продаж, приходившуюся ранее на небольшие предприятия и импорт (очевидно, подразумевается, что потребление продукта существенно не снизится).
"На наш взгляд, по итогам года производство и продажи, как минимум, не опустятся ниже показателей 2008 г.", — полагает г-н Прихно. В то же время, по мнению Юлии Комаровой, отечественный рынок коньяка в 2008 г. был еще далек от насыщения и в результате экономического кризиса произойдет лишь замедление темпов развития отрасли. Поэтому, по ее прогнозам, продажи вырастут "не более чем на 5% либо (как наихудший вариант) останутся на уровне прошлогодних показателей".
Впрочем, как заметил Владимир Демчак, президент Украинской торгово-промышленной конфедерации (УТПК; г.Киев; входят 10 ассоциаций и профессиональных объединений в сфере промышленности и торговли; с 2008 г.), в условиях экономического спада производителям коньяка важно не "потерять из виду" перспективу развития отрасли. Ведь, по его словам, за последние годы ведущие коньячные предприя¬тия накопили большое количество выдержанных спиртов украинского происхождения и в ближайшем будущем могут серьезно заявить о себе на внешних рынках. По оценке г-на Демчака, отрасль только начинает реализовывать свой экспортный потенциал, и "украинский коньяк" в состоянии будет даже посоревноваться с категорией "украинская горилка".
Рынок в цифрах
Товар, реализуемый на рынке: коньяк.
Количество операторов: в 2008 г. было выдано 28 лицензий на производство коньяка (реально работали 20 производителей); около 20 импортеров.
Производство в 2008 г. : 3860 тыс. дал.
Экспорт в 2008 г. : около 238 тыс. дал.
Импорт в 2008 г. : 440 тыс. дал.
Структура продаж: около 49% розничных продаж обеспечила продукция в ценовом сегменте 30-40 грн. за 0,5 л.
Михаил Дикаленко, Элина Московчук
По материалам:
Бізнес
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас