Предвестник неизбежных реформ — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Предвестник неизбежных реформ

Фондовый рынок
1693
В апреле украинское правительство, договорившись с МВФ о продолжении сотрудничества по программе stand buy, активизировало свою реформаторскую работу, для начала решив рекапитализировать несколько проблемных банков, а также ввело целый ряд платных услуг в бюджетной сфере, что заставит "потуже затянуть пояса", прежде всего население страны.
В свою очередь, экономика нашей страны практически уже достигла граничных значений своего падения, и по-прежнему испытывая острый дефицит ликвидности и катастрофическую нехватку инвестиций, постепенно входит в стадию депрессии, а украинский биржевой рынок на волне полуторамесячного мирового спекулятивного подъема рос как на дрожжах, поднявшись за апрель почти на 50%.
Апрель для экономики нашей страны стал если не реформаторским месяцем, то уж во всяком случае, предвестником таких реформ и трансформаций.
Весь первый квартал украинское правительство занимались решением сугубо тактических задач (сбором налогов, финансированием защищенных статей бюджета, периодически оказывало административное воздействие на экспортеров и импортеров, чтобы добиться позитивного сальдо во внешнеторговой деятельности), но, фактически не имело четкой и последовательной концепции по стабилизации ситуации в экономике и последующему выводу страны из кризиса.
В апреле после непростых переговоров с представителями международных финансовых организаций (МВФ и Мировым банком) и последующих за ними взаимных уступок по ранее принятой программе stand buy, украинские власти решили последовать международному опыту борьбы с финансово-экономическим кризисом и для начала приступили к спасению семи украинских банков, утвердив программу их рекапитализации.
Насколько эффективной окажется данная программа в украинских условиях, покажет время, но уже сам факт начала практических шагов по оздоровлению финансовой системы страны, а не только многомесячные дискуссии о возможных вариантах реализации антикризисных мероприятий в Украине, является позитивным моментом.
Более того, если опыт первых семи украинских банков попавших под рекапитализацию окажется удачным и вернет доверие клиентов к данным финансовым организациям, тогда полученные практические наработки могут успешно использоваться правительством для восстановления платежеспособности десятков других украинских банков, что потенциально может полностью оздоровить финансовую систему страны в течение ближайших двух лет.
Договорившись с международными финансовыми организациями о менее жесткой бюджетной политике, правительство Украины, чтобы не идти на серьезную коррекцию государственного бюджета, решило, по всей видимости, окончательно заканчивать с остатками "социалистических достижений" и уже частично переложило финансирование бюджетного дефицита на чуть живой украинский бизнес и дееспособное население.
Первые шаги в данном направлении в середине апреля Кабинет Министров определил своими постановлениями, разрешив предоставление платных услуг государственными учебными заведениями, учреждениями науки, здравоохранения, физической культуры и спорта, а также учреждениями и организациями, которые входят в сферу управления МЧС, МВД и Департамента по вопросам исполнения наказаний.
Только в украинской медицине в частности станут платными лабораторные анализы и диагностика инфекционных заболеваний, что в условиях кризиса значительно повысит финансовую нагрузку на семейный бюджет, прежде всего малообеспеченного населения.
Более правильным и менее затратным для государственного бюджета стало бы решение о переходе на обязательную страховую медицину в Украине, вместо существующих в настоящее время отчислений на соцстрах.
Это помогло бы решить вопрос с нормальным финансированием отрасли здравоохранения у нас в стране, существенно снизило взяточничество на уровне медицинских учреждений и коррупцию среди чиновников, а также в целом значительно улучшило качество медицинского обслуживания людей в Украине.
Однако украинские власти на данном этапе на более масштабные и в перспективе более эффективные реформы в социально-бюджетной сфере скорей всего не пойдут, а ограничатся административными мероприятиями, регулирующими ведение максимально возможного перечня платных услуг в бюджетных организациях, снимут ранее установленный мораторий на рост тарифов в ЖКХ и увеличат количество косвенных налогов.
Оценка текущей экономической ситуации и прогноз на май
К началу апреля национальная экономика уже практически прекратила свое полугодичное активное падение и к окончанию второго квартала может войти в стадию депрессии, если в самое ближайшее время в стране не произойдут системные и качественные реформы, способные стимулировать потребление украинской продукции и активизировать работу отечественных товаропроизводителей.
В настоящее время на мировых товарно-сырьевых рынках по-прежнему присутствует недостаточный спрос на продукцию украинских экспортеров, банки не в состоянии кредитовать реальный сектор экономики, что не дает украинским производствам необходимых ресурсных возможностей для модернизации и провоцирует дальнейшую макроэкономическую нестабильность в стране.
Ситуация в украинской экономике усугубляется отчасти и из-за того, что по объективным и субъективным причинам профильные государственные институции предпочитают не решать накопившиеся проблемы системного характера, откладывая проведение серьезных реформ либо до окончания проведения очередных президентских выборов, либо вообще на после кризисный период.
Правительства большинства ведущих стран мира напротив нынешний кризис рассматривают не столько как тест устойчивости и сбалансированности внутренней финансово-экономической системы, а достаточно активно направляют максимальные организационные и финансовые усилия на реализацию, прежде всего структурных изменений, которые в будущем позволят вывести национальные экономики на более качественный и конкурентный уровень развития.
К сожалению, украинская власть, не только значительно задержалась во времени со своими антикризисными мероприятиями, но будет пытаться реализовывать государственные функции и задачи в столь тяжелое для экономики и население страны время, прежде всего за счет дополнительного налогового давления на бизнес и подорожания государственных услуг необходимых для жизнеобеспечения людей.
Возможно, данный механизм финансирования позволит в первое время частично решить проблему с недофинансированием бюджетной сферы, но вряд ли станет панацей для восстановления производственной активности и в целом оживления экономики.
Более того, ужесточение фискального и административного давления по отношению к отечественному бизнесу, заставит украинских предпринимателей все активней уходить в тень, а уровень официально признаваемой государством теневой экономики к концу текущего года может составить 35-40% от объема ВВП, что станет новым антирекордом Украины за последние десять лет.
По оценкам Министерства экономики уровень теневой экономики Украины еще в 2008 году, рассчитанный с использованием нескольких методик, вырос на 2,3 процентных пункта и достиг 31,1% от объема годового ВВП, что стало наихудшим результатом с 2001 года, когда неофициальная экономика составляла немногим меньше 31%.
Причем резкое увеличение теневого сектора началось именно во второй половине года с момента нарастания банковского кризиса в стране, в то время как еще в первом полугодии уровень "тени" по оценке Минэкономики в Украине составлял менее 28%.
Наибольшее увеличение тенизации в 2008 году - на 12 п.п., до 38% - министерство зафиксировало с помощью монетарного метода подсчета. В Минэкономики такой рост объяснили последствиями финансового кризиса, который вызвал отток денег из банковской системы.
Увеличение доли теневой экономики было также зафиксировано и по двум другим методикам: соотношения расходов населения к объему розничного товарооборота (+2 п.п., до 38%) и подсчета убыточности предприятий (+2 п.п., до 29%).
Позитивная динамика в снижение теневой доли была зафиксировано лишь с помощью подсчета соотношения потребления электроэнергии к объему производства (-2 п.п., до 30%), однако в Минэкономики вполне справедливо допускают, что снижение уровня потребления электроэнергии может быть результатом внедрения энергосберегающих технологий.
Экономический кризис, начавшийся в Украине во второй половине 2008 года, привел к смене традиционных отраслей-лидеров тенизации.
Если еще в 2007 году наиболее тенизированным был сектор услуг, то уже в прошлом году им стала украинская промышленность.
Снижение теневых операций в секторе недвижимости (с 39,1% до 28,5%) министерство объяснило уменьшением количества сделок, а в финансовом секторе (с 31,3% до 20,1%) - потерей банками доверия граждан, что повлияло на сокращении количества теневых операций, основанных исключительно на доверии.
В то же время, начиная со второй половины прошлого года, в условиях значительного ухудшения мировой конъюнктуры для украинской продукции, по версии Минэкономики отечественные предприятия начали создавать резервы для своего существования в кризисных условиях 2009 года путем сокрытия части полученной прибыли.
В производственном сегменте экономики, существенное увеличение теневых операций прошло в добывающей (+10 п.п., до 42%) и обрабатывающей промышленности (+7,9 п.п., до 35,3%).
При этом наибольший уровень тенизации наблюдался в производстве кокса и продуктов нефтепереработки (45,1%), легкой (42,9%) и пищевой (40,8%) промышленностях. Немногим меньше уровень теневых операций был в металлургии (39,3%) и машиностроении (36,2%).
Если украинские власти не смогут создать нормальные макроэкономические условия для ведения бизнеса в стране еще в текущем квартале, тогда до конца нынешнего года ситуация с тенизацией украинского реального сектора будет только ухудшаться, а поступления в бюджет иметь устойчивую ежеквартальную тенденцию к снижению.
Причем, чем сильнее будет осуществляться налоговое и административное давление на бизнес, тем меньше средств в итоге будет поступать в украинский бюджет.
Мировые финансовые организации ожидают, что самым трудным периодом для Украины также окажется именно текущий год, а уже со следующего года украинская экономика имеет хорошие шансы на выздоровление.
В частности Международный валютный фонд, в очередной раз, ухудшив свой макроэкономический прогноз по Украине, видит определенную перспективу для роста украинской экономики уже в следующем году.
По мнению МВФ падение реального ВВП Украины в 2009 г. усилится с 3% до 8%, однако уже в 2010 году представители МВФ ожидают восстановление роста украинского ВВП на 1%. Согласно новому прогнозу, среднегодовая инфляция в Украине замедлится с 25,23% в 2008 г. до 16,8% в текущем году, а в следующем понизится до 10%.
При этом сальдо текущего счета платежного баланса впервые за последние годы станет позитивным и составит в нынешнем году 0,6% ВВП, в следующем - 1,4% по сравнению с негативным сальдо 3,7% ВВП в 2007 г. и 7,2% ВВП - в 2008 г.
Перспективный макроэкономический прогноз от МВФ для Украины на следующий год действительно вполне реализуем, тем более, что после столь стремительного падения которое украинская экономика пережила с начала 2009 года и слабых перспектив для роста в ближайшие месяцы, даже незначительное ежемесячное улучшение статистических показателей по основным отраслям в будущем году будет давать в целом позитивную динамику по приросту ВВП в годовом исчислении.
Однако очень важно, чтобы из-за потерянного времени или недостаточно эффективных антикризисных действий украинских властей, экономика страны не остановилась в своем качественном развитии и росла в ближайшую пятилетку исключительно "черепашьими" темпами, а украинский товаропроизводитель окончательно не проиграл конкурентную борьбу на внутренних и внешних рынках.
Чтобы пессимистические прогнозы, о которых в последнее время так много говорят экономические эксперты, не оправдались необходимо, как минимум обеспечить производственный сектор экономики относительно недорогими и длинными кредитными ресурсами, цивилизованным способом стимулировать производственный и потребительский спрос на украинскую продукцию и обязательно добиться в Украине хотя бы среднесрочной макроэкономической стабильности.
В противном случае украинская экономика, находясь большую часть нынешнего года в депрессивном состоянии, в 2010 году сможет показать совсем незначительные позитивные сдвиги, и в ближайшие три-четыре года будет иметь очень слабый потенциал, чтобы выйти на уровень докризисных темпов своего развития.
Руководство Госкомстата в апреле сообщило, что обнародуют предварительные агрегированные результаты квартальной деятельности украинской экономики (квартальное ВВП) по истечении 45 дней (в середине мая), а окончательный данные будут обнародованы по истечении 90 дней со дня окончания квартала, т.е. уже к окончанию первого полугодия или в начале июля.
Очень слабые показатели в экономическом развитии страны и негативная ежемесячная статистика привели к тому, что информационно-экономическая составляющая деятельности нашего государства становится закрытой темой и предоставляется ограниченному кругу лиц и организаций. Данное решение для правового и демократического государства является не совсем корректным и не найдет понимание как со стороны экспертного сообщества, так и потенциальных инвесторов, в которых и в настоящее время и в будущем будет остро нуждаться энергоемкая и технологически отсталая украинская экономика.
В последнее время украинские политики все чаще говорят о том, что для спасения финансовой системы, необходимо срочно вернуть доверие населения и инвесторов, чтобы много миллиардные частные ресурсы вновь вернулись в украинские банки.
Тем не менее, государственные институции, закрывая информацию о результатах деятельности банковской системы, расходовании бюджетных средств или текущем состоянии экономики в целом, продолжают подрывать инвестиционное доверие к государству и вряд ли могут рассчитывать на приток в ближайшее время значительных финансовых ресурсов в банковские структуры или в государственные ценные бумаги.
Реализуемая на государственном уровне статистическая или финансово-экономическая диагностика состояния развития экономики, с временным лагом обнародования в полтора-три месяца после окончания отчетного периода, не только во многом утрачивает свою актуальность, но и не может своевременно привлечь внимание независимых экспертов и общественности к тем проблемам, на которые необходимо срочно реагировать.
Кроме того, закрытость или ограниченность информации о реальном состоянии дел в экономике со стороны государственных институций является некорректным действием по отношению к налогоплательщикам за чей счет государственные структуры содержаться и потенциально может привести к информационному манипулированию полученными данными, к нецелевому и неэффективному использованию бюджетных средств и должностным злоупотреблениям.
Может быть именно от того, что со стороны профильных государственных органов, отвечающих за макроэкономическую стабильность в стране не уделяется должного внимания обсуждению существующих проблем на общественном уровне, а независимая экспертная оценка состояния экономики не очень интересует украинские власти, окончательный диагноз экономической ситуации в лучшем случае будет определяться по истечению квартала. В свою очередь начало практической работы по разрешению чрезвычайно важных проблем может начинаться даже с полугодичной задержкой, как это происходит в настоящее время с той же рекапитализацией проблемных украинских банков.
По договоренности с МВФ в мае правительство Украины пойдет на определенные практические шаги, чтобы пересмотреть макроэкономические показатели развития украинской экономики на текущий год и возможно провести секвестр государственного бюджета в мае-июне на более реальной финансово-экономической основе.
В частности заместитель министра экономики Украины Валерий Мунтиян считает, что утвержденные Кабинетом Министров Украины макроэкономические показатели при подготовке госбюджета-2009, по итогам первого квартала уже вышли за пороговое значение на текущий год и их необходимо пересмотреть в сторону уменьшения.
По оценкам замминистра, ВВП по итогам года может снизиться до 8%, а индекс потребительских цен составит около 17%, при этом официальные правительственные макроэкономические показатели должны быть реальными, сигналы - четкими и ясными, как для бизнеса, для граждан, так и для международных финансовых организаций, партнеров, инвесторов.
По мнению Мунтяна самый большой вред развитию украинской экономики был причинен реализацией рекомендаций международных финансовых организаций по ужесточению финансовой политики и внедрению монетарно-либеральной модели, которая привела к сжатию спроса, а также к тому, что гривна вводится в обращение по мере поступления в Украину иностранной валюты, в основном, долларов. Такая модель представляет очень серьезную опасность, как для финансовой системы, так и экономической безопасности государства в целом
Необходимо отметить, что во многих развитых экономиках государственные финансовые институции (Центробанки, национальные стабилизационные и резервные фонды) обладают значительными внутренними ресурсами и резервами, которые могут поддержать как социально-бюджетную сферу страны, так и внутренних товаропроизводителей в условиях кризиса и долгосрочной рецессии.
Только на финансирования текущего дефицита бюджета из специальных и резервных фондов в развитых экономиках уже потрачено ресурсов в объемах от 2 до 4% их годовых объемов ВВП.
В отличие от большинства развитых государств в Украине национальный стабилизационный ресурс практически отсутствует, государственная приватизация продвигается очень слабо, а получение необходимого внешнего и внутреннего кредитования для финансирования дефицита государственного бюджета весьма проблематично.
Объективно оценивая экономическую ситуацию до конца года, правительству при пересмотре госбюджета придется исходить из существующих на сегодняшний день производственных и потребительских возможностей в стране, доступных для Украины кредитных средств, скорректированных планов от приватизации, при этом, не перегружая реальный сектор экономики чрезмерными налогами, которые украинские товаропроизводители все равно не смогут заплатить.
Только сверстав реальный и сбалансированный государственный бюджет, и правильно расставив социальные и инвестиционные приоритеты, можно будет с большей эффективностью реализовать антикризисную государственную программу по реанимации украинской экономики и с наименьшими финансовыми и временными потерями выйти из нынешнего кризиса.
При отсутствии в государственной казне достаточных ресурсов для реализации необходимых антикризисных мероприятий и значительного недофинансирования государственного бюджета, в частности можно было более рационально распорядиться теми же 44 млрд. гривень, которые предполагается израсходовать на рекапитализацию отдельных украинских банков.
Как вариант данные ресурсы можно было потратить из госбюджета, используя более справедливый и комплексный подход, действительно предусмотрев их расходование, прежде всего, на возврат депозитов физическим и юридическим лицам в проблемных банках, собственники которых готовы совместно с правительством заниматься их рекапитализацией и реанимацией.
В апреле правительство уже объявило, что собирается для финансирования текущего бюджетного дефицита, а также для изучения потребностей внутреннего инвестиционного рынка и апробации возможной схемы размещения госбумаг, прежде всего среди физлиц, выпустить на первом этапе государственные казначейские облигации на сумму в 500 млн. грн. с купонной ставкой в 8% годовых.
Однако на сегодняшний день недоверие населения практически ко всем государственным институциям является настолько высоким, что вряд ли сумеет привлечь массового украинского инвестора и под значительно более рыночные проценты.
Вместе с тем в Украине десятки тысяч людей уже несколько месяцев не могут своевременно получить свои деньги с депозитов проблемных банков, а сами украинские банки главной причиной своих текущих операционно-финансовых неудач также считают необходимость погашения задолженности по срочным депозитным вкладам.
По оценкам независимых финансовых экспертов в ближайшие месяцы около 50 украинских банков окажутся в очень сложном финансовом положении и обратятся в Национальный банк с просьбой о введении временной администрации НБУ.
Потенциально это приведет к тому, что как минимум полгода будет существовать мораторий по погашению их текущих обязательств перед клиентами, в том числе по возврату депозитов.
Если же Национальный банк Украины не сможет реанимировать большую часть умирающих украинских банков, тогда десятки тысяч вкладчиков окончательно утратят шанс хоть когда-нибудь вернуть свои "замороженные" сбережения, а их общие финансовые потери будут измеряться миллиардами гривень, что окончательно подорвет доверие и к украинским банкам и к государственной финансовой системе в целом.
При проведении непосредственной рекапитализации за счет ресурсов госбюджета, реальный возврат депозитов из банков также скорей всего растянется во времени до года, а возможно и больше.
Таким образом, априори можно считать, что подавляющее большинство украинских вкладчиков проблемных банков на протяжении до 12 месяцев не только не вернут свои депозиты, но и не смогут получать проценты по "зависшим" вкладам.
Отсутствие адекватной политики правительства и Национального банка Украины по защите интересов вкладчиков проблемных банков будет провоцировать рост социальной напряженности в стране, усугублять ситуацию с ликвидностью в банковской системе, одновременно нивелирую и любые возможности привлечь необходимый инвестиционный ресурс со стороны населения для финансирования текущего дефицита госбюджета.
Напротив, комплексные и корректные действия со стороны государственных институтов по отношению к согражданам и поиск в условиях кризиса путей решения их финансовых проблем, гораздо быстрее вернет доверие населения к действиям правительства, и в целом будет способствовать решению проблем в финансово-экономической, инвестиционной и социальной плоскости.
В скорректированном на текущий год госбюджете необходимо также предусмотреть обеспечение государственных банков ресурсами необходимыми для кредитования по доступным кредитным ставкам приоритетных государственных программ в реальном секторе экономики, которые в перспективе смогут дать значительную инвестиционную отдачу и зарабатывать прибыль, достаточную для оперативного погашения имеющихся государственных кредитных долгов уже в ближайшие годы.
В апреле экономика страны практически прекратила свое полугодичное падение, а по отдельным секторам даже покажет рост, тем не менее, в целом апрельское ВВП Украины скорей всего снизиться к аналогичному показателю прошлого года больше чем на 15%.
В мае украинский ВВП при стабильной ситуации на валютном рынке может показать незначительное улучшение по отношению к апрельским результатам, однако в годовом исчислении его падение окажется не меньше чем 10%. Инфляция и в апреле и в мае останется выше 1%, при этом потребительская инфляция будет находиться в диапазоне 1,1-1,5%, а базовая чуть выше - в пределах 1,3-1,8%.
К концу апреля полуторамесячная оптимистическая эйфория на мировых биржевых рынках, в результате которой общемировая капитализация выросла в среднем на 30%, начала постепенно "сбоить", а фондовые спекулянты все больше задумываются о возможностях фиксации прибыли.
Основным поводом для торможения стремительного ценового роста на фондовых биржах к окончанию месяца стали очередные опасения от международных финансовых организаций и фондовых экспертов, что потенциал падения мировой экономики далеко не исчерпан и может продлиться еще несколько кварталов, а объем мировых "токсичных" активов вырастет как минимум вдвое до 4 трлн. долларов.
По их оценкам, текущая повышательная коррекция - временное явление, и пройдет еще не один месяц, прежде чем мировые фондовые рынки достигнут дна. Стоимость кредитов для компаний с низким рейтингом все еще находится в ведущих экономиках на рекордно высокой отметке - порядка 20% годовых. Рано или поздно сложившиеся финансовые условия спровоцируют очередной виток падения мировых рынков акций.
В качестве основного аргумента о вполне реальной перспективе очередного обвала, эксперты проводят параллель с предыдущими экономическими кризисами. Например, во время Великой депрессии конца 30х гг. XX века мировые фондовые рынки трижды вырастали на 20%, лишь для того, чтобы затем обновить новые исторические минимумы.
В итоге за весь период кризиса падение американского индекса S&P составило около 300%. Подобная ситуация наблюдалась и во время кризиса дот-комов в начале XXI века: трижды S&P прибавлял в среднем 15%, а в результате падение индекса составило порядка 40%.
Обычно в периоды прежних кризисов мировые биржевые рынки демонстрировали кратковременное ралли – в среднем на 10-20%. Но после этого, чаще всего, случался очередной еще более мощный обвал, и биржевые индексы обновляли свои рекордные минимумы.
По мнению целого ряда западных фондовых экспертов, те инвесторы, которые в настоящее время скупают акции, уже в ближайшее время могут понести огромные убытки, поскольку текущий рост рынков исключительно спекулятивен. В условиях общемировой рецессии, которая продлится как минимум еще два-три квартала, стремительный рост мировых рынков (в среднем около 20% в месяц) до конца текущего квартала выглядит противоестественным и скорей всего не сможет также бурно продолжиться в мае.
Напротив существует достаточно высокая вероятность, что биржевые рынки в большей степени предпочтут стабилизироваться на достигнутых к концу апреля ценовых и индексных уровнях, а возможно даже значительно упадут, чем до конца весны продолжат свой дальнейший активный рост.
Для реализации пессимистичного сценария в мае-июне дополнительным негативным фактором может стать угроза пандемии "свиного гриппа", которая еще больше усилит торговый протекционизм в международной торговле, ухудшит и без того непростую ситуацию в мировой экономики и может стать дополнительным драйвером для масштабного падения мировых фондовых рынков в ближайшие месяцы.
Тем не менее, если существенных негативных информационных и макроэкономических поводов до конца весны в ведущих экономиках не будет, а спекулянты продолжат активно играть на повышение рыночных цен на рисковые инструменты, дополнительный рост общемировой капитализации к лету может составить еще до 20%.
В мае на стоимостную динамику украинских рисковых инструментов будет по-прежнему влиять текущая ситуация в мировой и украинской экономике, торговая конъюнктура на международных биржах и активность и предпочтения местных игроков, пытающихся заработать свой доход на спекулятивных покупках или продажах ликвидных бумаг, при практически полном отсутствии интереса со стороны системных инвесторов.
В последний весенний месяц волатильность как мировых, так и украинского биржевого рынка останется высокой, при этом реальные торги украинскими акциями в ПФТС в мае, несмотря на многочисленные праздничные дни, могут вырасти в 1,5-2 раза по сравнению с апрельскими результатами.
С 28 апреля биржа ПФТС перешла на новую торговую платформу PFTS NEXT, которая является первым этапом реализации проекта "MICEX-NASDAQ OMX-PFTS Ukrainian project" и позволит запустить современный режим рынка заявок на данной бирже с использованием Интернет-трейдинга, что потенциально может привести к увеличению торгового оборота акциями за май до 300-500 млн. грн.
Следует отметить, что биржа ПФТС не стала пионером во внедрении рынка заявок, еще месяц назад 26 марта на Украинской бирже была запущена первая в Украине система, использующая одновременный биржевой расчет поставки против платежа, на которую и перевели часть своих инвестиционных портфелей крупные торговцы.
В последние месяцы активно борется за свой сегмент биржевого рынка и днепропетровская торговая система "Перспектива", которая по итогам первого квартала отвоевала уже почти 10% организованного рынка Украины.
По данным ГКЦБФР, с января по март, включительно, ПФТС сократила свою рыночную долю в Украине с 93% до 74%.
Тем не менее, по словам Президента ПФТС Ирины Зари, биржа планирует сохранить значимую часть рынка и считает, что ПФТС будет привлекать торговцев именно тем, что у нее будет все: рынок заявок, рынок котировок и система аукционов. Самые ликвидные бумаги будут обращаться на рынке заявок, менее ликвидные - на рынке котировок, и это, по ее словам, является международной практикой.
Одним из конкурентных преимуществ ПФТС может стать и то, что PFTS NEXT работает на ядре, используемом в 60 странах мира, а технология работы является понятной для нерезидентов.
Рассчитывая, на эффективность новой технологической платформы и либерализацию украинского законодательства в будущем, руководство ПФТС надеяться, что на рынок начнут выходить все больше отечественных и иностранных инвесторов, прежде всего физлиц, что значительно повысит емкость и ликвидность на данной бирже.
В условиях возрастающей конкуренции украинских бирж, у ликвидных акций в ПФТС существует определенная перспектива, вырасти на спекулятивных операциях в среднем за месяц еще на 10-30%, а индексной корзине ПФТС к окончанию мая превысить значение в 400 индексных пункта. Вместе с тем сложная политико-экономическая ситуация в стране, отсутствие какого-либо реального прогресса с инвестиционным спросом на украинские биржевые бумаги, и возможность значительной коррекции мировых фондовых рынков, делает вполне реализуемым сценарий, при котором украинский индикатор будет стремиться пробить психологический рубеж в 300 пунктов, потеряв за месяц 15-20%.
Олег Морква, Генеральный директор КУА "ИНЭКО-ИНВЕСТ"
По материалам:
Finance.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас