Досрочные парламентские: Спасение утопающих… — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Досрочные парламентские: Спасение утопающих…

Казна и Политика
587
Президентская идея о проведении выборов преждевременно и оптом нашла понимание далеко не у всех. С наименьшим энтузиазмом ее восприняли народные избранники, надеющиеся на грядущий "мораторий на роспуск". Заветная дата позади, но варианты остаются.
Конституционные чтецы
Предложение Виктора Ющенко - "если уж переизбирать, то всех сразу" - прогнозировано вызвало пристальный интерес политтусовки. Поначалу сенсационный оттенок идее обеспечивала полуофициально задекларированная готовность президента отказаться от неустановленного "отрезка" своих полномочий. Но когда со временем стало ясно, что на Банковой рассматривают все больше вариации на тему 17 января 2010-го, заинтересованность парламентариев в решении (и без того не слишком острая) начала стремительно гаснуть. Вопрос о том, стоит ли игра свеч, а перезагрузка парламента - ускорения президентской кампании - становился все менее актуальным изо дня в день. И в помощь нардепам была Конституция.
По большому счету, складывается впечатление, что подавляющее большинство крупных политигроков решили просто спустить проблему на тормозах. Перманентно высказываемая главная надежда полагалась на Основной закон. Как известно, КУ устанавливает запрет на проведение досрочных парламентских выборов в последние полгода президентского срока. Вероятно, именно этот факт можно посчитать одной из основных причин не слишком обоснованной юридически "протестной акции" парламентариев, назначивших выборы на 25 октября. И хотя опровержение президентской стороны уже отправилось в Конституционный суд, некоторое время депутаты могли почивать на лаврах. Тем более что нехитрые расчеты устанавливали: по нынешним рамкам, долгожданный мораторий должен начаться 25 апреля, а до него на момент "судьбоносного" голосования было рукой подать.
Как бы красиво ни выглядела схема, провернутая в стенах Верховной рады, ожидать со стороны Банковой "приступов" стоического терпения не стоило бы. Сначала еще в начале апреля заместитель главы Центризбиркома Андрей Магера публично усомнился в том, что вообще будет применена "не совсем уместно" выписанная (она же "мертвая") норма Конституции - это трудно организовать. Но главный удар по спокойствию народных избранников в почти что праздничный день 25 апреля нанес министр юстиции Николай Онищук.
Глава Минюста поделился уверенностью в том, что депутаты ошиблись в расчетах. "Конституция связывает шестимесячный срок, когда парламент не может быть распущен, не с датой, когда определена дата выборов, а с датой потери полномочий, то есть легко посчитать - хотя я не хочу, чтобы это рассматривалось как некая проекция - что это будет где-то 23 августа", - произвел приблизительные подсчеты министр.
Стоит ожидать того, что очередная порция разночтений в толковании норм Основного закона снова вернет нотки "экстрима" в существование народных избранников. С одной стороны, на днях в Секретариате президента хотя бы по одному пункту парламентариев "утешили". Предупреждая новую порцию слухов, Марина Ставнийчук заверила, что роспуск Верховной рады методом возобновления действия октябрьского указа президента не произойдет. "Указ №911 исчерпал свою юридическую силу, поскольку давно прошло 7 декабря 2008 года как день, на который этим указом были назначены внеочередные парламентские выборы. То есть о возобновлении именно этого указа речь идти уже не может", - считает заместитель главы СП. С другой стороны, на подходе решение Конституционного суда, которое может признать неправомочной затянувшуюся, несмотря на коалиционные перестановки, работу нынешнего Кабмина. С учетом мнения министра юстиции, официальные "чтецы Конституции" могут и не торопиться - пространство для президентского маневра освобождено. А значит, депутатам все-таки не стоит забывать о принципе "спасение утопающих - дело рук самих утопающих", если он для них актуален.
Спасайся, кто как может!..
Если идея о досрочных президентских выборах привлекает всех, кроме самого президента, то сказать то же самое о досрочных парламентских нельзя. По большому счету, главным поклонником идеи является ее же инициатор - глава украинского государства. Сказать наверняка, чем именно руководствуется Виктор Ющенко, трудно. Не исключено, что он действительно согласен только на "паритетную" преждевременность - не так обидно получается.
Но с большей степенью вероятности можно говорить, что надежды возлагаются все-таки на перезагрузку "президентской" фракции. Как известно, парламентская поддержка инициатив гаранта на глазах стремится к нулю, НУ-НС из-за "карьеристов" совсем отбился от рук, а ведь еще есть не охваченные мандатами верные сторонники главы государства - например, из "Единого центра". Посему почетный глава "Нашей Украины" на словах декларирует готовность к бою от имени своих товарищей, считая, что гипотетически сопутствующая реформа избирательного законодательства поможет ему избавиться от подавляющего большинства знакомых парламентских лиц.
Поскольку остальные политические игроки лучатся куда меньшим оптимизмом (об этом "Подробности" уже упоминали), стоит ожидать, в что первую десятку важных вопросов бытия войдет перечень помех для досрочной парламентской кампании. Уже сейчас о перспективах ее проведения со всей определенностью, помимо президента, практически никто не рискует заявлять. Исключение составляет едва ли один Владимир Литвин, который считает парламентские выборы в ближайшее время "реалиями". Впрочем, у Владимира Михайловича есть причины склоняться к такому сценарию, о чем речь пойдет ниже.
Далеко не все карты в игре "за и против перезагрузки Верховной рады" находятся на руках у парламентариев. Очень многое зависит от внимания конституционных судей и Министерства юстиции к точке зрения главы государства. В то же время, вряд ли народные избранники станут опускать руки, тем более заранее. Всегда можно что-то сделать, только не факт, что это "что-то" легко реализуемо или всем понравится.
Пути спасения VI состава ВРУ можно поделить на простые или сложные, "деятельные" или "созерцательные". Если не учитывать дополнительные условия, то, на первый взгляд, простейший способ сохранить парламент - это полное бездействие. Напомним, президент, делясь своей инициативой, отдельно и неоднократно оговаривал: досрочные выборы в парламент имеют смысл только в том случае, если будут пересмотрены правила игры. То есть если откроются предвыборные списки и "самоустранится" депутатская неприкосновенность.
Стало быть, можно предположить вариант развития событий, при котором ситуация просто спускается на тормозах: депутаты не принимают нужные изменения законов, президент "забывает" напомнить, "поезд уходит", а пиар остается... Зная специфику взаимодействия украинских политиков, абсолютно исключить вероятности подобного варианта нельзя. Но и рассчитывать на него тоже не стоит.
Следующий вариант противодействия "коварным планам" президента тоже лежит на поверхности. Это совершенно малореальный, но, тем не менее, вписывающийся в законодательные рамки путь возобновления нормальной работы нынешней коалиции. Плюсы налицо - главный повод для роспуска парламента отпадет сам собой. Минусы - еще более налицо: рассчитывать на то, что "большевики" смогут работать в пику президенту, когда чуть ли не главная проблема "союза фракций" - это президентские симпатики в парламенте, мягко говоря, странно. И хотя, скорее всего, основная доля "антивыборной" риторики придется как раз на концепцию "у нас все хорошо", реальное возрождение коалиции маловероятно, хотя и не исключено ввиду приближающихся президентских выборов и желания крупных политигроков "сохранить лицо".
Еще один сугубо теоретический вариант развития событий прямо отсылает нас к бурной осени 2008 года. Тогда, в межкоалиционное безвластие, Юлия Тимошенко предлагала своеобразный антикризисный "нуль-вариант" - большинство, включающее в себя все пять фракций. Правдоподобность предложения была оценена с размахом - поговорили и забыли. Но сейчас эта идея исподволь возвращается. "У четырех фракций (кроме коммунистов) нет слишком больших разногласий в экономических взглядах, поэтому для преодоления экономического кризиса коалиция четырех фракций была бы интересной", - рассматривает варианты нардеп-"бютовец" Остап Семерак.
Перспективу в "антикризисном" сценарии видит и вице-спикер. "Объединяться нужно вокруг программы выхода из кризиса, вокруг решений, в том числе и непопулярных, для обеспечения системы ответственной профессиональной власти и реформы местного самоуправления. Такое объединение для Украины крайне необходимо", - считает Николай Томенко. И действительно, если бы все 450 избранников украинского народа (ладно, без 27 коммунистов) слились в едином порыве, причины для роспуска парламента отпали бы сами собой. Но и вероятность реализации подобного сценария находится за гранью фантастики. А вот другой формат объединения во имя родины выглядит более вероятным.
На фоне других вариантов сохранения нынешнего формата Верховной рады весьма вероятно выглядит перезагрузка не всего парламента, но парламентского большинства. Последние недели в перечне самых обсуждаемых тем уверенно держится коалиция формата "ПР+БЮТ, а там посмотрим". Как уже анализировали "Подробности", при всем своем "предвыборном неудобстве" подобная "широкая" коалиция может быть воплощена в жизнь, если вдруг отыщется консенсус - в первую очередь, конституционный. Судя по отсутствию видимых результатов, процесс поиска подобного консенсуса идет не без проблем. Одна из причин этому (помимо традиционных сложностей переговорного процесса как такового) - "прихрамывающая" мотивация. С одной стороны, президентские рейтинги Виктора Януковича достаточно высоки, чтобы позволить себе отложить реформирование Основного закона до лучших времен. С другой - "антикризисное" снижение популярности Юлии Тимошенко с трудом переживет такой удар по электоральным симпатиям, как сотрудничество с заклятыми противниками. Вопрос в том, решатся ли оба лидера идти на выборы на общих основаниях, или настолько существенно перелицуют Конституцию, что необходимость в этом отпадет сама собой.
Правда, сложностью переговоров проблемы этого пути не ограничиваются - для "бескровного" процесса реформаторам нужен свой спикер. Владимир Литвин на эту роль вряд ли годится, да и сам отрицает вероятность подобной кадровой расстановки. Вероятно, именно поэтому, чем громче слухи о "ширке", тем последовательнее Владимир Михайлович выступает в пользу досрочных парламентских выборов...
Даже если отвлечься от "конституционного момента", стоит отметить, что любая другая коалиция, включающая в себя 226 голосов, может выполнять роль "предохранителя" для нынешнего парламента - лишь бы не дать президенту повод для роспуска в ближайшие месяцы. Но даже в худшем случае, как показывает практика прошлой осени и активность БЮТ в судах, указу о перезагрузке Верховной рады можно сопротивляться до последнего. Главное, чтобы нашлись желание и готовность к общим усилиям. Тем более что чем ближе президентские выборы, тем меньше внимания уделяется парламентским. Возможно, на это и возлагается основная надежда народных избранников. Потому что искать понимание в чужих рядах им сложно. Президент в случае с Верховной радой - "всегда готов". Народ, обращая внимание на "титаническую" антикризисную деятельность, - похоже, тоже (согласно социсследованию, проведенному компанией Research & Branding Group, 53% украинцев не прочь сменить парламент пораньше). Так что захватывающая деятельность по спасению "утопающих" переходит в их собственные руки.
Ксения Сокульская
По материалам:
Подробности
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас