Спасает ли временная администрация? — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Спасает ли временная администрация?

1955
История отечественной банковской системы знала немало случаев введения временных администраций (ВА) в коммерческих банках. И так уж повелось в Украине, что "временная администрация" и "грядущая ликвидация" являлись практически синонимами. Масла в огонь подливает тот факт, что сегодня ВА введена не только в мелких, но и в нескольких системных банках. Спасут ли временные администрации конкретные банки в частности и украинскую банковскую систему в целом?
История вопроса и "история успеха"
Как и всякий порядочный кризис, нынешний не только обвалил рынки и поставил на колени некогда могущественные компании, но и подверг сомнению многие "привычные истины". В Украине как раз одной из такой "истин" является всеобщая убежденность, что введение Нацбанком ВА фактически является приговором объекту временного администрирования. Почему так? Потому что за всю историю Украины после введения ВА выжил только один небольшой региональный банк.
И это не удивительно, ведь, как отмечают многие банковские эксперты, до осени 2008 года почти все временные администрации вводились в банк лишь тогда, когда единственно возможным выходом из критической ситуации являлось банкротство финучреждения.
"Действительно, в прежние годы опыт назначения временных администраций в банках был, как правило, неудачным… Замечу, речь шла в основном о небольших банках, которые их руководство или владельцы зачастую сознательно доводили до банкротства. Поэтому закономерным результатом работы временной администрации становилось закрытие банка", - отметил в одном из своих недавних интервью член Совета НБУ и фактический владелец "Укргазбанка" Василий Горбаль.
Теоретически же временная администрация как раз должна вводиться не для "констатации факта смерти", а для спасения банка. Так, согласно закону "О банках и банковской деятельности", процедура временной администрации применяется Нацбанком с целью обеспечения сохранности капитала и активов банка, оценки его финансового состояния и принятия соответствующих мер для возобновления его платежеспособности, стабилизации деятельности банка, устранения причин, которые привели к ухудшению финансового состояния и т.д. и т.п. При этом временным администратором, назначаемым Нацбанком, может быть как физическое (работник НБУ или независимый эксперт), так и юридическое лицо, имеющее соответствующий сертификат.
Первым банком, на котором, по сути, "переломилась" вышеописанная тенденция, стал "Проминвестбанк". Именно проблемы этого финучреждения послужили катализатором кризисных процессов на финансовом рынке Украины. 7 октября 2008 года Нацбанк принял решение о введении временной администрации в ПИБе; а уже 17 марта 2009 года ВА из банка вывели.
На тот момент ВА действовали уже в 8 банках, среди вкладчиков царила паника, и пример ПИБа преподносили обывателю как историю успешной деятельности временной администрации: мол, смотрите, "вылечили" ПИБ - "вылечим" и другие банки. Правда, при этом "забывали" упомянуть, что проблемы ПИБа начались не из-за кризиса, а из-за рейдерской атаки, предпринятой в начале осени 2008 года. И поскольку с тех пор новых "историй успеха" больше не было, эффективность временных администраций как инструмента оздоровления банков остается под вопросом.
"Временные шаги"
Тем не менее, пример "Проминвестбанка" интересен методикой работы временной администрации, которая вряд ли кардинально меняется в разных банках.
ВА в "Проминвесте" под руководством зампреда Национального банка Украины Владимира Кротюка проработала более 4 месяцев. Практически в первые же дни работы Кротюк заявил, что готовится продажа контрольного пакета акций банка стратегическому инвестору. Как известно, в конце концов, банк был продан российскому "Внешэкономбанку".
Источник в "Проминвестбанке" сообщил для "Подробностей", что основными шагами ВА стало категорическое сокращение всех возможных затрат. Так, экономия на сотрудниках банка достигалась как за счет урезания ставок заработной платы, так и за счет банального массового "предложения" отдохнуть за свой счет несколько недель. Кроме того, были сведены к минимуму все административные затраты. Также ВА следила за тем, как осваиваются банком "спасательные" кредиты НБУ. Источник в ПИБе особо отметил введение нацбанковскими временными администраторами специальной программы "Ліквідні кошти", основной задачей которой являлось в кратчайшие сроки вернуть платежеспособность банку и возобновить кассовое обслуживание клиентов. "Согласно этой программе, банк заключал с клиентами дополнительные договора, суть которых сводилась к тому, что если клиент начнет привлекать на счет дополнительные суммы, то они будут доставляться с вероятностью 100%", - сообщил источник.
"Нацбанк немного опоздал с введением моратория на досрочное снятие вкладов и, вместе с тем, сильно задержался с выведением своей временной администрации из ПИБа", - считает источник в "Проминвестбанке", отмечая, однако, что в целом он достаточно позитивно оценивает работу временной администрации НБУ.
Всего по состоянию на 22 апреля временные администрации Национального банка Украины действуют в 13 банковских учреждениях: ООО "Укрпромбанк", АКБ "Национальный кредит", ОАО "КБ "Причерноморье", АКБ "Киев", ОАО "КБ "Надра", ООО "Захидинкомбанк", АКБ "Одесса-банк", АКБ "Трансбанк", ОАО "Родовид-Банк", ОАО "Банк "БИГ Энергия", АБ "Банк регионального развития", ОАО "Селянский коммерческий банк "Днестр" и ООО "КБ "Арма". Во всех этих банках наблюдается стремительное падение платежеспособности, и введение временной администрации НБУ является для них фактически единственным шансом остаться на банковском рынке Украины.
Более того, ожидается, что в скором времени количество банков с временными администрациями вырастет - в первую очередь за счет тех учреждений, которые претендуют на рекапитализацию за счет государства. В их числе банк "Финансы и кредит", "Укргазбанк", "Имэксбанк".
Для клиентов наиболее ощутимым следствием назначения временной администрации в комбанк является пресловутое введение моратория на удовлетворение требований кредиторов. Согласно все тому же закону "О банках и банковской деятельности", этот мораторий распространяется на обязательства, срок исполнения которых наступил до назначения временной администрации. В то же время, он НЕ распространяется а) на обслуживание операций, производимых временным администратором, б) на требования по выплате заработной платы, в) на удовлетворение требований кредиторов, которые возникли в связи с обязательствами банка во время действия временной администрации. Однако стоит отметить, что украинские вкладчики и без всяких там временных администраций де-факто лишены возможности досрочно забрать свои депозиты из банка.
Согласно данным самого регулятора, в банках, где на данный момент работают временные администрации НБУ, проводятся меры, направленные в основном на организацию работы по выплатам средств физическим лицам (проценты по депозитам, пенсии, соцпомощь, зарплаты и т.п.). Также в банках создаются специальные комитеты, которые рассматривают заявления о возвращении депозитов физлицам в случае болезни, требующей срочного медицинского вмешательства. Кроме этого, во всех банках сокращаются административные затраты - сотрудников увольняют, оставшимся заметно урезают зарплаты, сокращают затраты на аренду помещений и т.д. Так, например, ВА банка "Национальный кредит" уволила около 200 сотрудников финучреждения, т.е. практически каждого четвертого работника, а в печальноизвестном банке "Надра" было уволено около 30% всех сотрудников, оставшимся в два раза сократили зарплату.
Это общие меры, применяемые временной администрацией любого банка, так сказать, "по умолчанию". Вместе с тем, какие-либо шаги ВА, касающиеся конкретных финансовых операций и критериев их одобрения временным администратором (например, возврата средств определенным кредиторам, выдачи сомнительных кредитов) остаются "банковской тайной за семью печатями".
Концепция поменялась
Тем не менее, официальные лица НБУ, как и независимые эксперты, в основном, подтверждают, что сегодня временная администрация вводится в банк не для того, что его "похоронить" по всем правилам и с соблюдением всех церемоний, а чтобы вытянуть финучреждение из ямы неплатежеспособности и попытаться уберечь его от ликвидации.
Так руководитель экономических программ Центра Разумкова Василий Юрчишин в комментарии для "Подробностей" отметил, что после событий последних месяцев банковский рынок стал спокойнее реагировать на введение нацбанковских администраций в коммерческих банках. "Я считаю, что сегодня работа временных администраторов НБУ совсем не обязательно является свидетельством приближающейся ликвидации финучреждения. Особенно если это крупный, системный банк", - подчеркнул Юрчишин. С другой стороны, эксперт высказал сомнение в фактической способности государства эффективно управлять большим количеством комбанков, находящихся в критической ситуации. В связи с этим возникает вопрос: действительно ли стоит государству любыми средствами спасать все проблемные банки? Но это уже тема для отдельной статьи.
Говоря же о проблеме администраций НБУ, можно констатировать, что благодаря наконец-то выстраданному решению о рекапитализации первых семи банков в стране происходит смена фактической концепции нацбанковской временной администрации и, соответственно, восприятия ее окружающими: украинская банковская система отходит от схемы "временная администрация" = "скорая ликвидация".
Алексей Петюх, экономист
По материалам:
Подробности
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас