С полугодичной задержкой — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

С полугодичной задержкой

Фондовый рынок
1654
К началу итоговой декады апреля украинское правительство окончательно определилось с первыми банками, которые будут рекапитализированы за счет государственного бюджета, в Украине официально стали платными медицинская диагностика и целый ряд других государственных услуг, а отечественный фондовый рынок после 9% падения 21 апреля пытается искать точку опоры в районе 320 индексных пункта.
Почти двухмесячная организационно-переговорная работа украинских властей по возврату в Украину миссии МВФ, помимо критики со стороны оппонентов, скорей всего даст и определенные положительные результаты.
Практически весь первый квартал, украинское правительство занимались решением тактических задач (сбором налогов, финансированием защищенных статей бюджета, периодически оказывало административное воздействие на экспортеров и импортеров, чтобы добиться позитивного сальдо во внешнеторговой деятельности), но, фактически не имело четкой и последовательной концепции по стабилизации ситуации в экономике и последующему выводу страны из кризиса.
В апреле после жарких дискуссий с представителями международных финансовых организаций (МВФ и Мирового банка) и определенных взаимных уступок для продолжения работы по программе stand buy, украинские власти решили последовать международному опыту борьбы с финансово-экономическим кризисом и для начала приступили к спасению украинских банков.
Насколько целесообразной и эффективной окажется данная программа в украинских условиях, покажет время, но уже сам факт начала практических шагов по оздоровлению финансовой системы страны, а не только многомесячные обещания о скорой реализации антикризисных мероприятий, является позитивным моментом.
Более того, если опыт первых семи украинских банков попавших под рекапитализацию окажется удачным и вернет доверие клиентов к данным финансовым организациям, тогда полученные практические наработки могут успешно использоваться правительством для восстановления платежеспособности десятков других украинских банков, что потенциально может полностью оздоровить финансовую систему страны в течение 2009-2010 годов.
Тем не менее, одной рекапитализацией украинских банков экономику страны не поднимешь.
Для скорейшего восстановления производственного потенциала страны нужно очень много финансовых средств (банковских кредитов или инвестиционных ресурсов), которых в Украине в настоящее время просто нет.
Правительство Украины, чтобы окончательно не привести страну к внешней кредитной и инвестиционной изоляции продолжит сотрудничество с международными финансовыми организациями и ограничит необеспеченную денежную эмиссию, однако вряд ли пойдет на серьезную коррекцию государственного бюджета, по возможности переложив финансирование бюджетного дефицита на чуть живой украинский бизнес и дееспособное население.
Первые шаги в данном направлении уже делаются, в середине апреля Кабинет Министров своими постановлениями урегулировал предоставление платных услуг государственными учебными заведениями, учреждениями науки, здравоохранения, физической культуры и спорта, а также учреждениями и организациями, которые входят в сферу управления МЧС, МВД и Департамента по вопросам исполнения наказаний.
Только в украинской медицине в частности станут платными лабораторные анализы и диагностика инфекционных заболеваний, что в условиях кризиса значительно повысит финансовую нагрузку на семейный бюджет, прежде всего малообеспеченного населения.
Более правильным и менее затратным для государственного бюджета стало бы решение о переходе на обязательную страховую медицину в Украине, вместо существующих в настоящее время отчислений на соцстрах.
Это помогло бы решить вопрос с нормальным финансированием отрасли здравоохранения у нас в стране, существенно снизило взяточничество на уровне медицинских учреждений и коррупцию среди чиновников, и значительно улучшило качество медицинского обслуживания людей в Украине.
Правительства большинства ведущих стран мира уже как минимум полгода активно борются с финансово-экономическим кризисом, и ключевыми действиями в данной борьбе является достаточно узкий антикризисный набор: стабилизация финансовой системы, максимальное удешевление денежных ресурсов, снижение налогов, активное стимулирование банковского кредитования и потребления, правовая поддержка и защита внутренних товаропроизводителей.
К сожалению, украинская власть, не только значительно задержалась во времени со своими антикризисными мероприятиями, но будет пытаться реализовывать государственные функции и задачи в столь тяжелое для экономики и население страны время, прежде всего за счет дополнительного налогового давления на бизнес и подорожания государственных услуг необходимых для жизнеобеспечения людей.
Возможно, данный механизм финансирования позволит частично решить проблему с недофинансированием бюджетной сферы, но вряд ли станет панацей для восстановления производственной активности и в целом оживления экономики.
Мировые финансовые организации ожидают, что самым трудным периодом для Украины окажется именно текущий год, а уже в следующем году украинская экономика имеет хорошие шансы показать позитивный ВВП при умеренной инфляции на уровне 10%.
В частности Международный валютный фонд, в очередной раз, ухудшив свой макроэкономический прогноз по Украине, видит определенную перспективу для роста украинской экономики уже в следующем году.
По мнению МВФ падение реального ВВП Украины в 2009 г. усилится с 3% до 8%, однако уже в 2010 году представители МВФ ожидают восстановление роста украинского ВВП на 1%.
Согласно новому прогнозу, среднегодовая инфляция в Украине замедлится с 25,23% в 2008 г. до 16,8% в текущем году, а в следующем понизится до 10%.
При этом сальдо текущего счета платежного баланса впервые за последние годы станет позитивным и составит в нынешнем году 0,6% ВВП, в следующем — 1,4% по сравнению с негативным сальдо 3,7% ВВП в 2007 г. и 7,2% ВВП — в 2008 г.
Перспективный макроэкономический прогноз от МВФ для Украины на следующий год действительно вполне реализуем, тем более, что после столь стремительного падения которое украинская экономика пережила с начала 2009 года и слабых перспектив для роста в ближайшие месяцы, даже незначительное ежемесячное улучшение статистических показателей по основным отраслям в годовом исчислении в будущем году будет давать в целом позитивную динамику по приросту ВВП за 2010 год.
Однако очень важно, чтобы из-за потерянного времени или недостаточно эффективных антикризисных действий украинских властей, экономика страны не остановилась в своем качественном развитии и росла в ближайшую пятилетку исключительно "черепашьими" темпами, а украинский товаропроизводитель окончательно не проиграл конкурентную борьбу на внутренних и внешних рынка.
Чтобы пессимистические прогнозы, о которых в последнее время так много говорят экономические эксперты, не оправдались необходимо, как минимум обеспечить производственный сектор экономики относительно недорогими и длинными кредитными ресурсами, цивилизованным способом стимулировать производственный и потребительский спрос на украинскую продукцию и обязательно добиться в Украине хотя бы среднесрочной макроэкономической стабильности.
В противном случае украинская экономика, находясь большую часть нынешнего года в депрессивном состоянии, в 2010 году сможет показать совсем незначительные позитивные сдвиги, и в ближайшие три-четыре года будет иметь очень слабый потенциал, чтобы выйти на уровень докризисных темпов своего развития.
Руководство Госкомстата на текущей неделе подтвердило, что обнародуют предварительные агрегированные результаты квартальной деятельности украинской экономики (квартальное ВВП) по истечении 45 дней (в середине мая), а окончательный данные будут обнародованы по истечении 90 дней со дня окончания квартала, т.е. уже к окончанию первого полугодия или в начале июля.
Очень слабые показатели в экономическом развитии страны и негативная ежемесячная статистика привели к тому, что информационно-экономическая составляющая деятельности нашего государства становится закрытой темой и предоставляется ограниченному кругу лиц и организаций.
Данное решение для правового и демократического государства является не совсем корректным и не найдет понимание как со стороны экспертного сообщества, так и потенциальных инвесторов, в которых и в настоящее время и в будущем будет остро нуждаться энергоемкая и технологически отсталая украинская экономика.
В последнее время украинские политики все чаще говорят о том, что для спасения финансовой системы, необходимо срочно вернуть доверие населения, чтобы много миллиардные частные ресурсы вновь вернулись в украинские банки.
Тем не менее, государственные институции, закрывая информацию о результатах деятельности банковской системы, расходовании бюджетных средств или текущем состоянии экономики в целом, продолжают подрывать доверие людей к государству и вряд ли могут рассчитывать на приток в ближайшее время значительных финансовых ресурсов в банковские структуры или в государственные ценные бумаги.
Возвращаясь к постановлению правительства о платности диагностики в медицине и все большей информационной закрытости статистической отчетности, возникает определенный ассоциативный ряд с нормальной жизнедеятельностью организма.
Экономика – обладает определенными признаками, схожими с жизнедеятельностью живого организма, она может расти, развиваться, болеть, выздоравливать, умирать или возрождаться.
Экономический кризис – это болезнь, которая с определенной регулярностью, большими или меньшими потерями будет повторяться на всем протяжении жизнедеятельности человечества, и пытаться избежать его в очередной раз просто невозможно.
Вместе с тем протекать данная болезнь может по-разному, и от того насколько своевременной и правильной получиться диагностика состояния экономического организма, оперативно найдены эффективные меры для его оздоровления, во многом и будет зависеть временной и финансовый ресурс, потраченный на восстановление до прежнего экономического состояния, и заложен новый потенциал для будущего роста.
На бытовом уровне, приходя в медицинское учреждение для проведения платной диагностики или сдачи анализа, мы хотим получить достаточно быстрый и адекватный результат, после чего не менее важно, чтобы компетентный медицинский работник обязательно поставил нам правильный диагноз, а лечащий врач своевременно назначил необходимое и эффективное лечение.
Только при таких условиях мы можем рассчитывать на успешное и быстрое предупреждение назревающих проблем со здоровьем или излечиться от уже имеющихся болезней.
На государственном уровне статистическая или финансово-экономическая диагностика состояния экономики, реализуемая с временным лагом обнародования в полтора-три месяца после окончания отчетного периода, не только во многом утрачивает свою актуальность, но и не может своевременно привлечь внимание общественности к возможным болевым точкам, на которые необходимо срочно реагировать и оперативно лечить.
Закрытость или ограниченность информации о реальном состоянии дел в экономике со стороны государственных институций является также не корректным действием по отношению к тем самым налогоплательщикам за чей счет государственные структуры содержаться и потенциально может привести к информационному манипулированию полученными данными, к нецелевому и неэффективному использованию бюджетных средств и должностным злоупотреблениям.
Может быть именно от того, что текущему состоянию экономики со стороны государства не уделяется должного внимания на публичном уровне, а независимая оценка ее состояния не очень интересует украинские власти, окончательный диагноз экономической проблемы в лучшем случае и будет определяться по истечению квартала.
В свою очередь начало практической работы по разрешению чрезвычайно важных проблем может начинаться даже с полугодичной задержкой, как это в частности происходит в настоящее время с той же рекапитализацией проблемных украинских банков.
В итоговую декаду апреля цены на мировых биржевых рынках по большинству бумаг стабилизировались, предопределяя движение фондовых индексов преимущественно в боковом тренде.
Украинский биржевой рынок, также приостановил свой стремительный месячный рост, а 21 апреля даже обвалился сразу на 9%, опустившись к значению в 309,54 индексных пункта.
В последующие дни недели фондовые игроки активно пытались отыграть столь значительное падение, и продолжив покупки, подняли биржевые цены по ликвидным бумагам на 5-10%, в результате чего к окончанию недели индексная корзина ПФТС подросла почти на 4,5%, сумев частично отыграть свое прежнее 9% падение, а индекс ПФТС стал искать точку опоры на уровне 320 пунктов.
На текущей неделе интенсивность торгов на рынке акций в ПФТС снизилась по сравнению с предыдущей неделей.
Если на прошлой неделе торговля акциями составила 98 млн. грн., то за 4 дня отчетной недели акций наторговали меньше, чем на 65 млн. грн.
При этом торговый оборот ценными бумагами второго эшелона оказался снова гораздо меньше, чем торговля "голубыми фишками", а доля торгов акциями индексной корзины ПФТС достигла 71,81%, при их рыночной доле на предыдущей неделе в 79,27%.
С предыдущей пятницы индексная корзина ПФТС потеряла в весе 17,52 пункта (-5,15%), а фондовый индикатор понизился с 340,41 индексных пункта на 17 апреля, до значения в 322,89 индексных пункта, по состоянию на 23 апреля. Неделей раньше индекс ПФТС вырос на 15,19% или 44,90 индексных пункта.
С начала недели в ПФТС прошли торги ценными бумагами на 114,48 млн. грн., из которых 64,20 млн. грн. (56,08%) составила торговля акциями.
Неделей раньше объем торгов в ПФТС был немногим меньше, достигнув 112,04 млн. грн., из которых 98,11 млн. грн. или 87,57% от общей торговой массы биржи наторговали на рынке акций.
За неделю общий спрос на покупку акций в ПФТС повысился на 2 миллиона гривень, составив 48,35 млн. грн. (+4,54%), а предложение на продажу акций увеличилось до 64,03 млн. грн. (+0,69%).
Лидерами торгов на рынке акций стали ценные бумаги ОАО "Днепрэнерго".
С 21 по 23 апреля с акциями генерирующей компании в ПФТС было проведено 7 сделок на 18,32 млн. грн., а котировки в ПФТС имеют вид: на покупку акций – 650,0 грн. (+3,17%) за акцию, на продажу – 770,0 грн. (не изменилась за неделю) за акцию. Последняя сделка прошла по цене 705,0 грн. (-0,70%) за одну акцию. Спрэд между котировками акций эмитента находится в диапазоне 18,46%.
Второе место досталось ценным бумагам еще одной генерирующей компании - ОАО "Западэнерго" (объем торгов – 9,73 млн. грн.). С начала недели с акциями энергокомпании в ПФТС прошло 12 сделок, а котировки имеют вид: на покупку акций – 327,25 грн. (-2,31%), на продажу – 340,0 грн. (-1,59%). Последняя сделка была проведена по цене 335,0 грн. (-1,03%) за одну акцию. Спрэд между лучшими котировками достиг 3,90%.
Третьими стали ценные бумаги ОАО "Украинская автомобильная корпорация" (объем торгов – 6,19 млн. грн.). За неделю с акциями данного предприятия в торговой системе состоялось 8 сделок, а котировки в ПФТС имеют вид: на покупку акций – 60,0 грн. (-14,29%), на продажу – 100,0 грн. (+5,26%) за акцию. Последняя сделка заключена по цене 99,50 грн. (+57,94%) за одну акцию. Спрэд между котировками акций составляет 66,67%
На рынке корпоративных облигаций совокупный спрос на покупку корпоративных бондов за неделю увеличился на 0,55 млн. грн., составив 342,80 млн. грн. (+0,16%), а общее предложение на продажу повысилось до 108,13 млн. грн. (+5,98%).
Лидерами недели среди корпоративных долговых бумаг стали облигации компаний "ООО "Компания по торговле" (серия А) (объем торгов – 40,37 млн. грн.), "Строительная фирма" (серия А) (объем торгов – 4,10 млн. грн.) и "Бизнес-центр Приморье" (серия А) (объем торгов – 2,10 млн. грн.).
На рынке ОВГЗ в течение недели торги прошли на 0,61 млн. грн.
В ПФТС за неделю предложение на продажу госбумаг повысилось на 3,80% до 17,46 млн. грн., а спрос на покупку достиг 22,01 млн. грн. (+4,07%).
Среди госбумаг торговались ОВГЗ со сроком погашения 30.12.2009 г. (объем торгов – 0,35 млн. грн.) и ОВГЗ со сроком погашения 23.06.2010 г. (объем торгов – 0,26 млн. грн.).
На рынке облигаций муниципалитетов за неделю спрос на покупку повысился до 0,57 млн. грн. (+3,64%), а предложение на их продажу выросло на 5,32%, составив 1,98 млн. грн.
Торги в течение недели облигациями городских советов в ПФТС не проводились.
По видам торгуемых в ПФТС ценным бумагам недельное лидерство сохранил за собой рынок акций.
В течение недели акций эмитентов наторговали на 64,20 млн. грн. (56,08% - от всего недельного оборота биржи). На предыдущей неделе торговля акциями достигла 98,11 млн. грн. или 87,57% от совокупного торгового оборота ПФТС.
На втором месте остается рынок корпоративных облигаций.
За неделю торги бондами корпораций прошли на сумму 49,67 млн. грн., а их доля в общей структуре торгов ПФТС увеличилась до 43,39%. На прошлой неделе корпоративных облигаций в ПФТС наторговали на 11,59 млн. грн., а их доля в общих оборотах биржи была 10,34%.
Третья строчка недельного рейтинга торгов вновь досталась рынку государственных бумаг.
На рынке ОВГЗ торги составили 0,61 млн. грн., а их доля в общей структуре торгов ПФТС заняла 0,53%. Неделей ранее торговый оборот на рынке госбумаг прошел на 2,3 млрд. грн. или 2,06% от общего торгового оборота биржи.
Торгов на рынке муниципальных бондов на текущей неделе не было. На прошлой неделе торги муниципальными облигациями прошли на 35,76 тыс. грн. или 0,03% от недельного оборота ПФТС.
С начала года индекс ПФТС вырос на 21,47 пункта или 7,12%, поднявшись с отметки в 301,42 индексных пункта на 30 декабря 2008 года, до значения в 322,89 индексных пункта, по состоянию на 23 апреля 2009 года.
Таблица 1. Структура торгов ценными бумагами в ПФТС (21.04.09- 23.04.09)*
Таблица 2. Изменение котировок по "голубым фишкам" за период (17.04.09 – 23.04.09)
В лидеры недели по росту котировок цены на покупку акций среди представителей индексной корзины ПФТС с учетом проведенных сделок можно поставить акции ОАО "Крюковский вагоностроительный завод", ОАО "Укртелеком" и ОАО "Сумское машиностроительное НПО им. Фрунзе".
К окончанию недели цена на покупку акций ОАО "Крюковский вагоностроительный завод" повысилась на 21,21%, составив 10,0 грн. за акцию, на продажу выросла на 6,12%, составив 10,40 грн. за акцию, последняя сделка с акциями завода была проведена по цене 10,0 грн. (+20,48%) за одну акцию. С начала недели с акциями эмитента состоялось 6 сделок на 0,136 млн. грн. Спрэд между котировками составляет 4,0%.
На втором месте находятся ценные бумаги ОАО "Укртелеком". Лучшие биржевые котировки акций эмитента в ПФТС на 23 апреля имели вид: на покупку акций – 0,293 грн. (+4,64%), на продажу – 0,304 грн. (-7,74%) за акцию, последняя сделка была проведена по цене 0,295 грн. (-6,35%) за одну акцию. В течение недели с акциями телекоммуникационной компании прошло 5 сделок на 0,18 млн. грн. Спрэд между котировками акций достиг 3,75%.
Замыкают ТОП-3 недели среди "голубых фишек" ПФТС, ценные бумаги ОАО "Сумское машиностроительное НПО им. Фрунзе". Лучшие котировки акций данного предприятия в ПФТС к концу недели составили: на покупку акций – 22,0 грн. (+4,27%), на продажу – 22,75 грн. (-3,19%) за акцию. Последняя сделка была заключена по цене 22,70 грн. (+0,89%) за одну акцию. Спрэд между котировками акций находится в диапазоне 3,41%. С 21 по 23 апреля с акциями эмитента были проведены 5 сделок на 0,13 млн. грн.
Аутсайдерами недели среди ценных бумаг индексной корзины ПФТС стали акции ОАО "Нижнеднепровский трубопрокатный завод".
Лучшие котировки акций эмитента к окончанию недели имели вид: на покупку – 8,0 грн. (-15,79%) за акцию, на продажу – 11,15 грн. (-3,46%), последняя сделка прошла по цене 10,0 (-4,76%) за одну акцию. С начала недели с акциями трубопрокатного завода была проведена единственная сделка на сумму 0,22 млн. грн. Спрэд между котировками акций составляет 39,38%.
Олег Морква, Генеральный директор КУА "ИНЭКО-ИНВЕСТ"
По материалам:
Finance.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас