Охота на ведьм — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Охота на ведьм

Казна и Политика
1721
Дорогостоящие пакеты мер для стимулирования экономики, очередь за кредитами от МВФ, поиск и "попрошайничество" в целях получения заемных средств у других государств - всего этого развивающиеся страны, в том числе и Украина, могли бы избежать, не прекращая борьбу с охлаждением экономики. \
Альтернативой названным источникам капитала могли бы стать внутренние денежные ресурсы бизнеса. Но чтобы добраться до этой сокровищницы и пополнить бюджет за счет налоговых поступлений с доходов компаний, государству нужно преодолеть одну тяжелую зависимость, от которой страдают фирмы по всему миру, - тягу к уклонению от налогов через вывод капитала в оффшоры.
По данным Boston Consulting Group (BCG), сегодня оффшорные банки управляют капиталом в размере $7 трлн., а по оценкам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), - $11,5 трлн. Как подсчитали эксперты британской организации Oxfam, физические и юридические лица из развивающихся стран держат на оффшорных счетах $6,2 трлн., причем ежегодно эта сумма пополняется на $200-300 млрд.
В результате из государственной казны в этих странах из года в год "уплывает" $124 млрд. в виде недополученных налогов. В то же время международная помощь развивающимся государствам составляет $103 млрд. в год. По мнению экспертов Oxfam, данная сумма становится бессмысленной на фоне той финансовой подпитки, которую эти страны могли бы получать при более прозрачном оффшорном законодательстве и более строгом налогообложении у себя дома. Однако для этого придется "поднапрячься" всем государствам, в особенности наиболее крупным, богатым и влиятельным.
Крестовый поход или блицкриг?
Борьба с рецессией - удовольствие не из дешевых, поэтому неудивительно, что поиск финансирования для растущего бюджетного дефицита привел многие страны в ярую оппозицию к оффшорным центрам. Судя по прошедшему в первые дни апреля саммиту G20 в Лондоне, сегодня охоту на "налоговые оазисы" возглавляют президент США Барак Обама, премьер-министр Британии Гордон Браун, канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Николя Саркози.
Решение о применении санкций к "строптивым" оффшорам стало едва ли не единственным и наиболее плодотворным по итогам саммита. Как отметил по поводу усилий "Большой двадцатки" Энджел Гурриа, генеральный секретарь ОЭСР, регулирующей на международном уровне функционирование оффшоров, "за последние несколько недель был достигнут больший прогресс в борьбе против налоговых гаваней, чем за все прошлое десятилетие".
А началась эта "охота на ведьм" и правда почти десятилетие назад. В 2000 году ОЭСР назвала сорок "налоговых оазисов" и уговорила тридцать пять из них принять стандарты организации по прозрачности и обмену информацией. С тех пор было подписано 49 соглашений об обмене между странами данными об укрывающихся в "оазисах" налогоплательщиках. Однако семь стран тогда отказались сотрудничать, в результате чего попали в "черный список". К этому году их число сократилось до трех - Андорра, Лихтенштейн и Монако.
Но в преддверии апрельского саммита G20 большинство оффшорных юрисдикций, а также государства, которым грозило попадание в "черный список" ОЭСР и, соответственно, приобретение "подмоченной" репутации, зашевелились. Видимо, в предчувствии готовящегося массового ополчения против "налогового рая". В марте Андорра и Лихтенштейн приняли решение смягчить закон об охране банковской тайны и привести его в соответствие с международными требованиями в сфере борьбы с уклонением от налогов. "Наша банковская тайна всегда служила для защиты частных интересов граждан и будет служить им дальше. Однако тайна банковского вклада не может быть средством ухода от налогов", - заявил тогда премьер-министр Лихтенштейна Отмар Хаслер.
Повод для беспокойства
Тем временем ОЭСР продолжает обновлять списки "налоговых оазисов". Второго апреля организация опубликовала три различных списка - "черный", "белый" и, образно говоря, "серый". Первый (со странами, нежелающими брать на себя обязательства или давшими слово в 2000 году, но не подкрепившими его реальными действиями) на данный момент пустует.
Хотя еще до 7 апреля в нем числились четыре государства - Коста-Рика, Малайзия, Филиппины и Уругвай. Второй - перечень стран, которые выполняют международные обязательства в налоговой сфере. Здесь - большинство развитых стран, которые никогда не обвинялись в оффшорной деятельности, а также Кипр, Мальта, Великобритания с ее островами Мэн, Гуэрнси и Джерси. И, наконец, третий - список стран, которые на словах приняли стандарты ОЭСР, но так и не воплотили их в жизнь. Именно сюда попали такие страны, как Андорра, Багамы, Каймановы острова, Лихтенштейн, Монако, Панама и другие.
Но кроме оффшоров, в "сером списке" оказались и некоторые довольно добропорядочные финансовые центры - Австрия, Бельгия, Бруней, Гватемала, Люксембург, Швейцария, Сингапур и Чили. Несмотря на то, что ни в одном из списков они не упоминаются, эти государства заработали не очень хорошую репутацию в международном сообществе, о чем свидетельствуют и разгоревшиеся споры на саммите G20. Так, например, тучи сгустились над репутацией Гонконга. Поэтому Китай явно воспротивился тому отношению к оффшорам, которое пропагандируют Обама и европейские лидеры. Пекин предпочитает, чтобы этим занималась организация, в которой он также является членом, например, ООН. Однако в ООН никто подобными вопросами не занимается, поэтому Китаю придется идти на уступки.
Для обеспокоенных европейских стран камнем преткновения является банковская тайна. Однако из страха попасть в "черный список" государства понемногу ослабляют уровень секретности вокруг владельцев счетов в местных банках. Так, Бельгия внедрит автоматический обмен информацией со странами-партнерами. Более сговорчивыми стали и Австрия с Люксембургом. Но больше всего досталось на саммите Швейцарии, которую еще прошлой осенью Германия предлагала внести в "черный список". И хотя ОЭСР утверждает, что Швейцарии в этом списке делать нечего, повод для беспокойства у нее есть. На счетах швейцарских банков сегодня осело, по данным BCG, около $2 трлн. И, как показывает скандал между американскими налоговиками и банком UBS AG (Министерство юстиции США подало иск против банка, требуя раскрыть имена 52 тыс. американских владельцев счетов, а UBS согласился лишь на 250 имен), многие из этих счетов были бы небезынтересны службам, занимающимся борьбой с отмыванием денег. Швейцария же категорически отказывается раскрывать банковские тайны другим странам, разве что в случае подозрения в уклонении от уплаты налогов.
Перекрестный огонь
Одновременно с фронтальной атакой на оффшоры начались и "точечные" нападения на них со стороны отдельных стран. Правда, не развивающихся, особенно нуждающихся в ускользающем капитале, а развитых. Первопроходцем по ужесточению соответствующего законодательства выступили Соединенные Штаты, казне которых использование американцами налоговых оффшоров обходится, по самым скромным подсчетам, в $100 млрд. ежегодно. В первую очередь Вашингтон (а вся эта кампания - инициатива Барака Обамы) напомнил населению, что следует делать, имея оффшорный счет. Глава Службы внутренних доходов США Дуглас Шульман призвал таких американцев воспользоваться программой добровольного раскрытия своих доходов. Эта программа позволяет в большинстве случаев избежать уголовного преследования по обвинению в неуплате налогов. А неделю спустя Белый дом указал на то, что грозит американцам, не последовавшим совету Шульмана. А именно - правительство внесло в Сенат законопроект, упрощающий применение законов об отмывании денег против подозреваемых в уклонении от налогов. В нем предлагается вдвое ужесточить санкции против тех, кто уклоняется от уплаты налогов, а также облегчить следствию доступ к банковским счетам подозреваемых. В документе содержится также положение о том, что отныне принадлежащие американцам иностранные компании будут рассматриваться как отечественные в целях исчисления налога. Кроме того, будет закрыта возможность уходить через оффшоры от уплаты дивидендов по акциям американских компаний.
Еще один активный борец за репатриацию "отмытых" денег - Великобритания. В этом году правительство намерено повторить операцию, проведенную в 2006 году, когда оно потребовало у пяти крупнейших банков страны предоставить информацию об их заграничных счетах. "Мы дали людям возможность сообщить о своих деньгах за границей и в результате получили 400 млн. фунтов стерлингов налогов, которые иначе не были бы заплачены", - аргументировал свою позицию заместитель британского канцлера Стивен Тиммс, представлявший прошлой осенью Британию на совещании в Париже, посвященному оффшорам. Правда, на этот раз операция будет распространена на большее количество банков, включая британские филиалы иностранных банков. "Я уверен, что она снова принесет никак не меньше", - заявил Тиммс.
Впрочем, подобная активность наблюдается лишь в развитых странах, в то время как намного больше пользы она принесла бы развивающимся. И если бы, скажем, Украина сегодня приняла аналогичные меры, то завтра очередной транш кредита от МВФ лежал бы без дела на счетах в НБУ, а премьер-министру Юлии Тимошенко не пришлось бы просить денег ни у ЕС, ни у России, ни у Японии.
Елена Снежко
По материалам:
Інвестгазета
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас